КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Специфика и основные проблемы философии Древнего Китая.Зарождение ф-ских представлений относится к эпохе Западного Чжоу (12-8 вв. до н.э.), когда происходило бурное развитие письменности и складывались знаменитые литературные памятники древнекитайской культуры: Книга истории, Книга песен, Книга перемен. Тогда же сложился знаменитый культ предков и поклонения Небу – всеобщей судьбе, закону вселенной и порядка в Поднебесной. Первые ф-ские учения возникли в эпоху Восточного Чжоу (8-6 вв. до н.э.). Это натурф-ский период, когда оформляется важнейшая идея древнекитайской ф-и – идея перемен и складывается учение об инь и ян. Последовательность перемен объясняется взаимопревращениями противоположных инь и янь, круговоротом жизненной энергии ци. Таже появляется учение о Дао и Великом Пределе – Тайцзи. Золотой век китайской ф-и – период, когда оформились ф-ские школы в Древнем Китае (это эпоха Чжаньго или «Сражающихся государств» - 5-3 вв. до н.э.). Несмотря на то, что существовало более 100 школ, выделяют 6 важнейших: - конфуцианство;- даосизм;- моизм;- легизм;- натурф-ская школа «инь-ян»- школа имен. Они объединяют ряд идей: 1. об 5 первоначалах-огонь-воа-дерево-земля-металл 2.О противоположных началах инь-ян 3.естественного пути развития дао. Конфуц-во – в центре внимания – вопросы о нравственной природе человека, об семье и об управлении госудм.Каждый должен максимально соответ-ть своему статусу- правитель б правителем, поанный-поданным. Кризис классической древнекитайской ф-и – правление деспотической империи Цинь (221 – 207 гг. до.н.э), во время которой была установлена цензура, физически уничтожены многие философы, сожжены их рукописи и трактаты. Официальной идеологией был легизм. Лигисты – идея сильного гос-ва в основе которого лежит не нравственные кач-ва правителей и подданных, а справедливые законы и действия админ власти, использующие деспотизм. Возрождение древнекитайской ф-и – правление династии Хань – МОИЗМ-идея всебщей любви и взаимной выгоды как основынх полит принципов. тогда был осуществлен синтез важнейших ф-ских учений и разработана неконфуцианская идеология, которая определила развитие Китая на протяжении 2 тысячелетий.натурф-ская школа «инь(темн-жен)-ян(свет-муж)»- соединение инь-ян происхоит в ЦИ – универсальной жизненной энергии, сгущение и разрежение которой способствует возникновению и исчезновению конкретный явлений. Даосизм– дао-универсальный закон возникновения и исчезновения отедльных явлений и мира в целом.это истина, пребывающая в безусловности вечности и покоя.Прдназначение чела-следование дао, согласование своего поведения с абсолютгным дао Вселенной.Высшим рез-м и целю данного пути-бессмертие. Особенности китайской ф-ской традиции: 1) Иероглифическое письмо. В китайском языке значение слова особенно сильно зависит от конспекта. Удобно выражать комплекс идей, но намного труднее выстраивать цепочки дедуктивных выводов и логических доказательств. Иероглифическая письменность определила афористический стиль ф-ских текстов, образность, метафоричность языка. 2) Приверженность традициям. Накопленная в прошлом мудрость берется за основу, авторские новации имеют смысл и ценность только в том случае, если они претендуют на более ясное и адекватное прочтение традиции 3) Светский рационализм. Китайцы поклонялись Небу как надличностному принципу мирового порядка, всеобщей необходимости, судьбе. Вся мощь ф-ского рационализма была направлена на прояснение норм и правил повседневного поведения, нравственное воспитание людей, гармонизацию хозяйственной и политической жизни. Философы Древнего Китая стремились к практической реализации собственных концепций, например, влиянию на государственную власть и систему воспитания китайского общества. Многие становились советниками императора. В результате ценностные ориентиры китайского философа часто совпадали со статусными ориентациями государственного чиновника, что укрепляло консервативный характер философствования в Китае.
|