КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблемное поле и основные этапы развития античной философии. Специфика древнегреческого философского мышления.Возникновение ф-и в Древней Греции относится к 6 в. до. н. э., когда сформировались достаточно развитые в экономическом и политическом отношении рабовладельческие государства. Особое значение имел демократический характер Афин, где народное собрание являлось высшим органом власти. Это предполагало участие всех свободных граждан в делах государства, а значит их способность к формулированию собственной независимой позиции.Античная ф-я стремилась к полноте и целостности знания, к его рационально-логической обоснованности, а в качестве идеала рассматривала аксиоматико-дедуктивное строение геометрии. Натурф-ская интерпретация космоса и проблема первоначала в ранней греческой ф-и(милетская, пифагоризм, элейская, атомизм) Ф-я на данном этапе обращена на проблемы возникновения и устройства космоса, выявление внутренне основы и порядка природы. Появляются первые натурф-ские концепции, ориентированные на поиск первоначала, источника основы бытия многообразных вещей и явлений действительности. Милетская(физическая)школа– в качестве первоначал выступает природная стихия(Фалес-вода, Анаксимен-воздух и тп) Пифагорейцы –числа и цифровые пропорции. Атомисты-атомы –мелчайшие элементы различ-ся субстратными и геометрическими характеристиками. Элеаты –бытие есть, небытия нет. Рационально-идеалистическая интерпретация космоса в классической античной ф-и.(слфисты, Сократ,Платон, Аристотель) После Греко-персидских войн, в началу 5 в. до н. э. Древняя Греция достигла успехов в общественной жизни. В классический период – главный культурный и ф-ский центр – демократические Афины. Предметом ф-и стала не чувственно-созерцаемая природа, а бытие как таковое, рассматриваемое в своем общем существовании, как «то, что есть». Софисты (платные учителя красноречия) обучали молодежь знаниям, необходимым для активного участия в гражданской жизни полиса. Наиболее известные софисты – Протагор и Горгий, которые учили относительности истины и отсутствии объективных моральных ценностей. Общая черта их учений – морально-гносеологический релятивизм, выраженный тезисом Протагора - «Человек есть мера всех вещей». Кульминация классического этапа – творчество Сократа, Платона, Аристотеля. Главный предмет ф-ских диалогов Сократа – вопрос о том, как следует жить. Ориентировал собеседников на поиск объективной истины, заложенной в человеческой душе богом-демиургом. Приблизится к ней можно на пути определения таких понятий, как справедливость, мужество, прекрасное, благо. В ф-и Платона отсутствует интерес к наутрф-ской проблематике. Круг приоритетных вопросов ф-ского исследования: человек, его разум и сознание, природа знания и морали, принципы государственной жизни. Кульминация в развитии древнегреческой ф-и – творчество Аристотеля. Он высказывал восхищение ф-ей, считая ее вершиной всех наук, высшим родом познания. Аристотель делит ф-ю на теоретическую часть (цель которой – знание ради знания), практическую часть (знание ради деятельности) и пойетическую (знание ради творчества). Основное внимание Аристотель уделял фундаменту теоретического познания – учению о сущем и возвысил ф-ю до статуса метафизики – «первой ф-и». Проблема отношений человека и космоса в ф-и греческого эллинизма(стоицизм, эпикуреизм, скептицизм).Новый этап в развитии греческой ф-и начался после распада империи Александра Македонского. Философы не придают знанию самостоятельной ценности. Цель ф-и – обеспечение спокойного и безмятежного состояния духа. Для стоиков счастье и добродетель-следование судьбе.Для эпикурейцев счастье определяется через наслаждение, стремление к которому характеризует все живое. Черты: 1) геометрический стиль ф-ского мышления, ориентир. На гормонию; 2) гражданственность; 3) стремление утвердить высокие моральные ценности; 4) мышление древних греков основано на принципе объективизма. На 1-е место они ставили объективно существующий космос, который мыслился как разумный организм; 5) космологизм ф-ских учений. Космос – наилучшее произведение искусства, пронизанное гармонией, симметрией, ритмом.
|