КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нем.классическая философия и ее роль в развитии мировой филос.традицииКант, Фихте, Гегель, Фейербах, Шеллинг. Кант (1724-1804). Преподавал многие науки. Философское творчество подразделяется на 2 периода: докритический и критический период. Кант написал три трактата, которые имели название критика (поэтому критический период). В докритический период обращался к вопросам развития в природе. Он выдвинул гипотезу о возникновении Вселенной. Гипотеза о возникновении Солнечной системы из газовой туманности. Эта идея излагается в трактате «Всеобщая естественная история и теория неба». Вопрос о роли приливов и отливов в истории Земли. Кант умозрительно доказал, что скорость суточного вращения земли замедляется под воздействием приливов и отливов. В физике развивает учение об относительности движения и покоя, тем самым продвинул идеи Декарта и Галилея. В биологии – генеалогическая классификация животных (распределение классов животных по происхождению). В антропологии обосновывает идею естественного развития человеческих рас. Критический период. Обсуждение проблемы природы, познавательной способности человека. «Критика чистого разума» (1781 г.). Излагается кантовская теория познания. «Критика практического разума», где излагается этическое учение Канта. «Критика способности суждения» (1790 г.). Излагается эстетическая концепция и учение о целесообразности в природе. Предпосылки: учение о вещах в себе и вещах для нас, а также учение о суждении. Вещи для нас – это те, которые обнаруживают себя в чувственности человека. Вещи в себе не даны в чувственности. Между вещами для нас (феноменами) и вещами в себе (ноуменами) существует подвижная граница, которая никогда не достигается познающим субъектом подобно линии горизонта. Главный вопрос в Критике чистого разума – вопрос о возможности априорных синтетических суждений в различных видах знания: в математике, в теоретическом естествознании и метафизике. Кант выделяет три познавательные способности: 1) чувственность или способность к ощущениям; 2) рассудок (способность к образованию понятий); 3) разум (способность к умозаключению). Для Канта математика – область чувственного познания. Элементы математического знания – чувственные интуиции познания. Синтез субъекта и предиката осуществляется на основании: 1) чувственного созерцания пространства (геометрия); 2) чувственного созерцания времени (арифметика). Для естествознания важна возможность образования понятий и возможность теоретического естествознания. Естествознание несёт два исключающих свойства: синтетический характер научного знания (свойство расширяться). Источник роста знания – это опыт. Однако опытное знание – это знание вероятностное. Вероятностный характер противоречит универсальности знания (второе свойство) – аподиктичности. До Канта эмпиризм видел источник знания в опыте, рационализм объяснил универсальную природу знания (в усмотрении самоочевидных сущностей, из которых логически развёртывается всё остальное знание). Эти свойства у Канта соединяются благодаря понятию рассудка и категориям. Под категории рассудок подводит чувственный материал. Рассудок мыслит предметы и явления по трём законам: закон сохранения субстанции, закон причинности, закон взаимодействия субстанций. Это не законы природы, а законы рассудка. Вещи природы сообразуются с формами ума, но не наоборот. Мир вещей открывается перед человеком в том виде, в котором мы готовы его видеть. В метафизике Кант обращается к разуму – способности приводящей к возникновению идей. Идея – это понятие о безусловном. Идеи не воспринимаются чувствами в опыте, и разум образует три идеи. 1) идея о душе как совокупности психических явлений; 2) идея о мире как совокупности причинно обусловленных явлений; 3) идея о Боге как безусловной причине всего. Метафизика как позитивная наука невозможна, но она возможна как часть философии, но не как особое знание, а как критика разума, которая устанавливает границы теоретического разума. Возможна наука об обусловленных психических явлениях, но невозможна наука о душе, возможна наука об отдельных природных явлениях, но невозможна наука о Боге и мире в целом. Кант отвергает теоретическое существование Бога и доказательство его существования из самого Бога. Это императив веры, а не науки. Он не ограничивает возможности научные познания. Наука порождает новые проблемы, решая одни из них. Она многое может, но многое не в состоянии сделать. Такими проблемами являются: 1) проблема превращения неорганического в органическое вещество; 2) нахождение универсального лекарства. 3) задача выработки универсального педагогического метода. Антиномии – неразрешимые противоречия. Учение об антиномичности чистого разума. Антиномии Кант представил в виде утверждений из 2 частей. Пример: мир не имеет начала во времени и мир имеет такое начало. Мир не имеет границ в пространстве, и мир имеет такие пространственные границы. Материальные частицы бесконечно делимы, существует предел делимости. Всё в мире происходит по необходимости и всё в мире совершается свободно. Чистый разум противоречив, поскольку противоречив сам человек. Противоречивость природы человека заключается в его одновременной принадлежности к противоположным мирам: мир природы (человек поступает необходимо, стремясь к удовлетворению потребностей) и мир божественный (человек выступает свободно как субъект нравственного сознания или вещь в себе). Нравственный закон, по Канту, – категорический императив или безусловное предписание, которому следует подчинять поведение. Три формулировки категорического императива: 1) поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты также сможешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом. 2) поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда как к средству. 3) поступай в отношении другого человека так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. Признак нравственного поступка – его бескорыстие. Моральное сознание стремится к тому, чтобы моральное поведение вознаграждалось, чтобы между поступком и наградой существовало равновесие. Однако в реальности этого не существует. Такое положение дел для морального сознания невыносимо. Однако это свойственно только эмпирическому миру. Наряду с эмпирическим существует умопостигаемый мир (мыслимый, но непостижимый – божественный мир). Существование этого мира необходимо для существования практического разума. Не нравственность основывается на религии, а религия вызывается к жизни потребностью нравственного сознания видеть мир свободным и справедливым. Эстетическая теория Канта изложена в 3-ей критике. Исходное положение: из теоретического познания нельзя выйти в сферу свободы. Теоретическое познание имеет дело с природной закономерностью, а закономерность однозначна. В мире закономерность нет места свободе. В человеческом разуме есть потребность мыслить его так, если было бы возможно осуществление целей по законам свободы. Осуществление свободы возможно в сфере эстетической оценки. Эстетическая оценка основывается не на понятии, а на удовольствии от созерцания формы эстетического предмета. Оно субъективно и недоказуемо. Оно высказывается так, если бы оно имело универсальное значение. Эстетические оценки недоказуемы. Гегель одна из завершающих фигур классики (1770-1831). В центре внимания история духовной культуры, развитие духа. Гегель рассмотрел иудаизм, античные религии, христианство как ряд ступеней развития духа. Духовное развитие индивида подобно развитию мирового духа. То и другое начинаются с акта наименования чувственно данных вещей. Завершается установлением законов. Схема творческой деятельности называется абсолютной идеей. Это универсум в его полноте, безусловной и конкретной всеобщности. Абсолютная идея проходит 3 фазы: 1) логика. Понимается как изображение Бога в его вечной неизменной сущности. 2) природа. Определяется как отпустившая себя в инобытие абсолютная идея. 3) дух. Он проходит три стадии: дух субъективный, дух объективный, дух абсолютный. Субъективный дух – индивидуальная душа раскрывается трояко: в антропологии (душа как чувствующая субстанция тела), в феноменологии (превращение души в сознание. Основные категории сознание самосознание разум), в психологии (теоретические и практические способности духа). Объективный дух подчиняет себе собственное состояние. Дух освобождает себя внутренне и реализует волю в объективном мире, преодолевает оторванность от других людей и погружает себя в своё родовое всеобщее (реализует себя в праве и морали). Высшее развитие права и морали – государство. Оно синтезирует субъективное и объективное, является результатом синтеза традиции народа. Абсолютный дух реализует в 3 фазах: искусство, религия и философия. На уровне искусства дух постигает идею через образное созерцание, чувственно-внешнее изображение. Религия предполагает образно-эмоциональное переживание идеи, связанное с верой в сверхъестественное. Философия предполагает постижение идеи, мысли. Идея на уровне философии выступает как мыслящее себя понятие.
15. Классика и современность: две эпохи в развитии европейской философии. В развитии выделяется два периода: классический период (в широком смысле – с древнейших времён до 1 половины 19 в., в узком смысле – от 17 до 1 половины 19 века) и постклассический период (середина 19 в. – настоящее время). Критерии сравнения: 1) способы постановки онтологических проблем. Для классики характерна метафизическая ориентация. Стремилась к выработке знания о фундаментальных основах бытия, претендовала на систематическую целостность, отражающую упорядоченность мироустройства. Утверждалась идея гармония между организацией бытия и субъективной организации человека, когда мыслительные акты соответствуют связям и разделениям объектов. В постклассике отказываются от метафизики. Онтологической базой становится не универсальное бытие, а бытие исторически развивающееся и конкретное. Основа не дух, а изменчивая воля (Шопенгауэр), чувственность (Фейербах), экзистенция – поток неповторимых моментов человеческой жизни (Кьеркегор), труд (Маркс). 2) Трактовка субъект-объектного отношения. В классике автономный субъект, который выделен из окружающего мира, наделён мысленной способностью к проникновению, способностью к рациональному самонаблюдению, соотнесению содержания мыслей с элементами чувственного опыта и структурами действительности. Постклассика стремится преодолеть противопоставление субъекта и объекта. Она исходит из факта признания факта онтологической вовлеченности, укоренённости субъекта в традиции. 3) понимание регулятивов познавательной деятельности. Классика – стремление к вечной истине, которое преодолевает множество препятствий и предрассудков. Постклассика трактует знание через выявление практичности утилитарности знания. Истина должна согласовать существование человека с формами социальной организации. 4) особенности применяемого категориального инструментария. Классика: главный инструмент – это разум. Цель познания – воспроизведение фундаментальных оснований бытия в сложных системах. Пафос классического философствования – пафос системосозидания. Система понятий отражает системность бытия, а категории наполняются объективным содержанием. Постклассика расширяет поле размышления и выходит за пределы разумных оснований, бытия мира и человека. Мир не только познаётся, переживается человеком. Появляются новые категории (страх, забота, сподручность, заброшенность). Использование интуиции, эмпатии. Переход к выражению через эссе, афоризмы, пьесы, символические поэмы. В развитии постклассики выделяют несколько периодов эволюции. Фазы постклассики: 1) процесс размывания гегелевской системы философии, переосмысление предмета, роли философии, обнаруживалась тенденция освобождения философии от метафизики и крайнего рационализма. Л. Фейербах, С. Кьеркегор, К. Маркс. Коренной поворот к анализу исторически конкретного бытия (уход от абстрактно-спекулятивных форм мышления). Усилены в творчестве Ницше – основателя философии жизни, заменил гегелевский абсолютный разум категорией жизни. Жизнь – бесконечный процесс мирового становления. 2) освобождение от спекулятивного идеализма. Основатели позитивизма О. Конт, Спенсер, Милль, которые говорили о необходимости обоснования знания исходя из конкретно данного, эмпирически проверяемого фактического материала. Переосмысление классики осуществляется неокантианством (Риккерт, Виндельбанд, Хоген, Наторп, Кассирер). Неогегелианство (Кронер, Джентилле, Карроче). Переосмысление классики осуществляется неокантианством (Риккерт, Виндельбанд, Хоген, Наторп, Кассирер). Неогегелианство (Кронер, Джентилле, Карроче). Неотомизм – возрождение философии Аквинского (Маритен, Жильсон). В рамках философии жизни оформляется интуитивистская философия Берсона, морфологическая программа исследования цивилизации Шпенглера, проксиологические аспекты знания исследует прагматизм (Пирс, Джемс, Дьюи). Идёт изучение тайн подсознания – психоанализ Фрейда и Юнга. 3) середина 20 в. Программы философствования: программа социально-критическая, аналитическая и экзистенциально-феноменологическая. Социально-критическая программа восходит к марксизму. Эта программа воспринимает стремление марксизма к выполнению функции социальной критики, существование феномена отчуждения, стремление трансформировать социальную жизнь. Аналитическая стратегия – анализ языка. Основатель – Фреге. Связи обозначающего и обозначаемого, критика формализма логики и математики. Импульс к изучению проблематики языка. Представители: Рассел, Тарский, Витгенштейн. В рамках стратегии выделяется неопозитивизм (Карнап). Неопозитивизм обосновывал признак верификации, требующий сведения утверждений о мире к совокупности протокольных предложений, которые фиксируют данные чистого опыта и правильность которых не подлежит сомнению. Выдвинут принцип физикализма, который указывал на необходимость унификации наук на базе универсального языка (образец – язык физики). Философия постпозитивизма (эволюция знания, развития, социально-культурного контекста, в котором осуществляется научное познание). Экзистенциально-феноменологическая стратегия. Феноменология Гуссерля и экзистенциализм (различные направления). Гуссерль предложил различение между явлением и феноменом. Явление есть презентация чего-то, некоторой сущности. Явление представляет сущность и одновременно прячет её. Есть внешние проявления, за которыми учёный пытается обнаружить сущность, отражающуюся сущность закона природы. Феномен – это то, что обнаруживает себя в себе самом. Явление сразу открывается перед нами, а феномен должен исследоваться иными методами. Метод исследования природы – каузальный метод, поиск причин, вызывающих явление к жизни. Феномен открывается сам по себе. Феноменальным характером обладает человеческое бытие. Это значит, что для познания этого бытия нельзя сводить его к некоторой внешней причине, этот феномен должен истолковываться из него самого. Немецкий экзистенциализм – Ясперс, Хайдеггер. Французская школа – Сартр, Камю, де Бовуар, Марсель. Главная тема – тема свободы. Появился в Германии после Первой мировой войны, во Франции – после Второй мировой войны. В чистом виде эти направления сегодня не существуют. Философия развивается в направлении синтетического состояния. Структурализм и постструктурализм, философская герменевтика, различные школы постмодернизма (Дереда, Джеймисон, Рорти).
|