КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философия и национальное самосознание. Основные идеи и этапы развития философии в Беларуси.Формирование условий, подготовивших возможность развития философия, связывают с возникновением христианства. Основание положено Рагнедой. Широко известна деятельность Ефросиньи Полоцкой. Становление профессиональной философской деятельности произошло в эпоху Просвещения (Ф. Скорина). Развитие белорусской философии осуществлялось в контексте эволюции всей европейской культуры. Поэтому не удивительно, что белорусская философская мысль эпохи Возрождения воплощала в себе основные черты философии европейского Ренессанса. К таковым следует отнести: 1) АНТРОПОЦЕНТРИЗМ, т. е. идею самодостаточности человеческого бытия, когда в центре внимания философов выступала проблема исторического предназначения человека; 2) идею абсолютной ДУХОВНОЙ свободы, сочетавшей в себе концепцию гносеологического оптимизма с представлением о безграничных возможностях человека в деле практического преобразования природы, общества на началах разума; 3) НАТУРАЛИЗМ, выступавший в качестве основополагающего принципа интеграции мироздания и самого человека. Вместе с тем своеобразие социально-экономического и общественно-политического развития Беларуси отложило свой отпечаток на развитие национальной духовной традиции, обусловило специфические черты эволюции философской мысли: в трактовке индивидуальной свободы, исторического предназначения человека здесь представлена идея ограничения абсолютной свободы интересами всеобщего блага. Белорусский гуманизм не абсолютизировал свободу, но трансформировал ее понимание в идею социального служения. Она конкретизировалась демократической, просветительской интенцией белорусского Ренессанса, стремлением сделать культурно-исторические ценности достоянием всего общества, всего народа. Для белорусской культуры была характерна задача актуализации христианско-гуманистических ценностей, творческого синтеза идей натурализма и теологизма (Франциск Скорина, Сымон Будный). Белорусский ренессансный гуманизм развивался в тесной связи с Реформацией, в отличие от западноевропейского он преодолел узкие рамки духовных, художественных элит. Возникший в контексте Реформации протестантизм существенно снизил авторитет церкви: лишение монополии на толкование свящ. текстов, непосредственный контакт с абсолютом, был открыт путь к свободной мысли. Это способствовало развитию морально-этического и правового творчества. Положено начало рационалистическому направлению в изучении Библии (Будный). Ценность текущей жизни, способствование воспитанию моральной ответственности, предприимчивости. Три этапа философской и общественно-политической жизни: 1) философия раннего Возрождения (пер. пол. 16 в.). В социально-экономическом плане – это период интенсивного развития ремесла, торговли, роста и возвышения города и усиления межсословных противоречий, начало формирования гражданского самосознания. Задача рационального переустройства общества. 2) философия Возрождения и Реформации. Широкое социальное движение, попытки практического социального реформирования, судебная и административная реформа, городское самоуправление, принятие статутов ВКЛ 1566 и 1588 г. Распространение влияния кальвинизма и лютеранства. Философия попыталась пересмотреть традиционные теологические представления, формирование буржуазного мировоззрения, политический реформизм, идеи естественного права. Значимость Литвина, Будного и А. Волана. В истории философской мысли Беларуси эпохи Ренессанса выделяют следующие направления: а) радикальное реформационно-гуманистическое (Якуб из Калиновки, Мартин Чаховиц, Стефан Зизаний). Характерно критическое отношение к предшествующей традиции (философии античности, схоластике, церковному учению). Внимание - на сущности личной веры и Божественном откровении, явленном в Священном писании. Схоластическое богословие только замутнят свободный разум человека. По сути, - своеобразная попытка тотального разрыва с традиционной культурой, ее ценностями. Представители этого направления пытались осмыслить эгалитарно-демократические идеи Евангелия; б) умеренное реформационно-гуманистическое (Ф. Скорина, Н. Гусовский, С. Будный, А. Волан, Л. Зизаний, С. Полоцкий). Оно стремилось к выработке компромиссных форм соединения, согласования античной, философской традиции с ценностями средневековой христианской и гуманистически-ренессансной культур. Активно осваивали платонизм, аристотелизм, этические и политические учения стоицизма, с уважением относились к патристике, но отвергали схоластику, тем более что последняя выступила в качестве идейного орудия контрреформации. в) атеистическо-гуманистическое; оно, порвав со схоластикой и теологией, обратилось к материалистическим идеям античности и Возрождения (С. Г. Лован, К. Бекеш, К. Лыщинский). Эти мыслители заимствовали и осмысливали античные решения проблемы происхождения мира; античные обоснования естественно-природной сущности человеческой морали; они отвергали идею Божественного откровения, концепцию врожденных идей; высоко ценили индивидуальный разум и опыт в качестве средств познания. 3) философия Контрреформации. Содержание: развёртывание противодействия Реформации, закат гуманистического движения, усиление тенденции к морализированию, идея защиты культурного своеобразия, национально-политического самоопределения. Утверждение схоластического философствования. К. Лыщинский, С. Полоцкий. В это период подготовлены предпосылки для появления нового мировоззрения. Европейская философия занималась ценностями науки, идеалами техногенного развития цивилизации. Предпосылки однако не смогли полностью реализоваться. Господство схоластики устанавливалось с помощью вненаучных средств. Схоластика сохранила некоторую связь с научной философией и философией Возрождения. Схоластика открывала путь научной философии, развитию естествознания, хотя они несовместимы по своим основаниям. В 17 – нач.18 века развитие происходило под знаком идейной борьбы православия и униатства. Влияние католических орденов иезуитов, доминиканцев, формирование поздней виленской схоластики, которая сосредоточилась на разработке педагогических идей. Дискуссии между различными конфессиями: православие (Смотрицкий, Ващенко, Карпович), униатство (Кунцевич), католичество (Ольшевский, Кулеш). Становление классического естествознания (18 век). Мицкевич, Снядецкий. В первой половине 19 века наблюдается закат идей Просвещения, смена духовно-ценностной ориентации в связи с вхождением в состав России. Значение духовного проекта филоматов (Виленский университет). Идеи государственного и культурного возрождения Беларуси. Однако данная традиция философствования прерывается в это время, однако остаётся национальная мысль. Эволюция этой мысли была инициирована этнографией. Осмысление этих идей осуществляется в литературе. В конце 20-х гг. заканчивается данный период, а развитие происходит в контексте советской философии. Белорусская школа философствования занимала одну из ключевых позиций. Оценивая гуманистически-ренессансную философскую мысль Беларуси, следует отметить, что она подготовила предпосылки для формирования нового типа мировоззрения. Однако эти предпосылки не смогли реализоваться. Наступил период контрреформации. Схоласты безжалостно подавляли альтернативные направления. Из Речи Посполитой были изгнаны социниане, иезуиты учинили расправу над К. Лыщинским. Господство схоластики было установлено с помощью «вненаучных» средств: идейное давление, поддержка со стороны власть предержащих; изгнание инакомыслящих. Однако схоластика как способ философствования, оставшийся применительно к другим европейским странам в далеком прошлом, сохранила известную связь с идеями ренессансного гуманизма, научной философии и естествознания. Тем самым она перерождалась, открывая пути новым философским идеям, не совместимым с ее собственными мировоззренческими основаниями. В ХХ в. эта традиция была продолжена Я. Купалой, Я. Коласом, М. Богдановичем, М. Горецким. В конце 20-х гг. заканчивается очередной период в развитии философской мысли Беларуси, ее эволюция протекала далее в контексте советской философии. Распад Советского Союза и образование суверенной Республики Беларусь дали новые импульсы поискам национальной идентификации белорусов, стимулировали обращение к национальной духовной традиции, освоению ценностей, выработанных в белорусской философской культуре.
|