КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные особенности и этапы развития русской классической философии.Первый опыт - древнекиевская эпоха и принятие христианства (евангельское вероучение, литература патристики, учение восточных отцов Церкви). Подлинно оригинальная национальная философия - в ХIХ в. Основополагающая роль: Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856), философ и публицист. Был принят в «Союз благоденствия», в Северное общество декабристов. Путешествуя в 1823–1826 гг. познакомился с Шеллингом. Главное философское произведение П. Я. Чаадаева «Письма о философии истории» было написано в 1829–1831 гг. Его главная тема – рефлексия по поводу исторического предназначения России, историософская оценка духовной эволюции русско-православного мира. Впоследствии автор был объявлен сумасшедшим и в течение года находился под политическим и медицинским наблюдением. Идеи Чаадаева были осмыслены представителями самых различных направлений, в частности, западниками и славянофилами. ЗАПАДНИЧЕСТВО как течение русской общественной жизни оформилось в 40–60-х гг. ХIХ в. Его основные идеи развивались в кружках Станкевича Н. В.(Анненков, Бакунин, Боткин, Грановский) и Герцена – Огарева. Среди этих идей следует выделить главные: 1) критика феодально-крепостнических порядков; 2) идея социально-экономического реформирования по западному образцу; 3) отрицание революционных методов разрешения социальных проблем; просвещение и пропаганда; 4) высокая оценка преобразований эпохи Петра I. Перспективный источник социального развития усматривался в использовании опыта западноевропейских стран. Впоследствии раскололось на два направления: * либеральное, отстаивавшее догмат о бессмертии души; * революционно-демократическое, трактовавшее сущность души с позиций атеизма и материализма, выдвигавшее идеи революционной борьбы. К середине ХIХ в. под влиянием социальных реформ либеральное крыло западничества сходит на нет, революционно-демократическое выливается в идеологию разночинцев. СЛАВЯНОФИЛЬСТВО оформилось в конце 30 – начале 60-х гг. ХIХ в. Среди главных представителей славянофильства были: * «старшие» славянофилы: А .С. Хомяков, И. В. Киреевский; * «младшие» славянофилы: К .С. Аксаков, А. И. Кошелев; * «поздние» славянофилы: Н .Я. Данилевский, Н. Н. Страхов. Основная идея – утверждение самобытности России, ее общественного уклада. В качестве специфического фактора развития славянофилы называли факт восприятия Русью христианства в его первозданном (византийском) виде, не опосредованном западным рационализмом. Своеобразие России виделось славянофилам в соборности русской жизни, проявлявшейся в общинном земледелии, а также особом «живознании», т. е. познании Бога не через рассудок, а через цельность духа. Основа российской жизни, утверждали славянофилы, – это известная триада: Православие; Самодержавие; Народность. В качестве оригинального духовно-теоретического феномена выступает русский космизм, сложившийся в России в к. ХIХ – нач. 20 вв. В философии космизма выделяют следующие направления: * религиозно-философское (Н. Ф. Федоров, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский); * методологическо-философское (Е. М. Вернадский, А. Л. Чижевский, К. Э. Циолковский) Первое направление видело в человеке Божий замысел, обосновывало необходимость активного участия человечества в божественном творении; второе рассматривало преобразующую деятельность человека как космическую (планетарную) силу. В обоих вариантах космизма выделяются: идея всеединства; идея незавершенности развития мира и человека, что оставляет открытым вопрос о возможности человеческого участия в эволюции мироздания; интерпретация человечества как органичной части космоса; идея активности, внутренне присущей человеку; идея преображения мира как смысл человеческой деятельности; идея вечности жизни (в богочеловечестве). В понимании космизма человек выступает как устроитель и организатор вселенной (В. С. Соловьев), создатель ноосферы (В. И. Вернадский). Космизм обосновывал идею антропоприродной гармонии; его экофильный потенциал оказывается созвучным современным поискам идеала глобальной цивилизации как единого антропоприродного комплекса. 22. Философия в современном мире: социокультурный статус и основные функции. Во второй половине ХХ в. в развитии техногенной цивилизации обнаружились фундаментальные проблемы и противоречия. Глобальные кризисы (экологический, антропологический, социокультурный и др.) заставили критически отнестись к прежним идеалам прогресса и целям социального развития. Идет поиск новых путей развития, новых человеческих ценностей и мировоззренческих ориентиров. Существенную роль в этом процессе призвана сыграть философия. В современной философии разрабатываются принципиально новые интерпретации природного и социального мира, обосновываются новые цели и идеалы человеческой деятельности и общения, разрабатываются новые перспективы самого человека. Особое значение приобретают следующие тенденции социодинамики: а) становление глобальной цивилизации и взаимодействие различных культур; б) кризис прежних идеалов господства и подчинения природы и общества; в) формирование этики ненасилия и культуры общечеловеческих ценностей; г) создание гибких и человекоразмерных технологий деятельности и методологий мышления. В этих условиях происходят значительные изменения в реализации важнейших функций философии. В качестве таких функций, как правило, выделяют: мировоззренческую, методологическую, социально-критическую. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ функция вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека, исследует формы практического, познавательного и ценностного отношений человека с действительностью. Данная функция философии связана с осмыслением таких фундаментальных проблем, как природа человека и смысл человеческой жизни, происхождение человечества и его историческое предназначение. В XXI в. мировоззренческая функция философии приобретает особое значение. Это определяет интерес современной философии к социально-экологической проблематике, вопросам нравственности, свободе и ответственности человека, поиску аутентичных форм личностного бытия, проблемам морального выбора и самоопределения человека в сложном и меняющемся мире. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ функция философии состоит в разработке научной картины мира, обосновании образа познания и формировании обобщенной модели взаимодействия науки, общества и человека. Реальное проявление методологической функции философии определяется конкретным историческим контекстом и предполагает взаимосвязь между философией и научным познанием и по следующим основным параметрам или направлениям. КУМУЛЯТИВНАЯ функция философии означает обобщение и интеграцию совокупного научного знания и формирование на этой основе общенаучной картины мира. РЕГУЛЯТИВНО-эвристическая функция философии проявляется в разработке системы принципов и норм научно-познавательной деятельности, призванных оптимизировать исследовательский поиск и задать ему стратегические ориентиры. ЛОГИЧЕСКАЯ функция философии состоит в разработке категориально-понятийного аппарата научного мышления, который используется в ситуациях революционной смены парадигм и исследовательских программ в науке для осмысления и экспликации ее предмета, средств и методологического потенциала. Для современной науки методологическая проблематика приобретает особо важное значение, поскольку в ней существенно усложняются исследуемые объекты, радикально изменяются средства познания и субъект научно-познавательной деятельности. Пространство философско-методологической проблематики расширяется. Социально-критическая функция философии состоит в том, что она оказывает значительное влияние на формы и принципы организации социальной жизни, обосновывает стратегические цели и приоритеты развития общества и культуры. Более конкретно эта функция проявляется в обосновании системы социальных целей и ценностей, идеалов переустройства общества, исходя из различных идеологических представлений и социально-классовых интересов. В рамках философского сознания также разрабатываются программы социальных изменений и трансформаций в аспекте их технологической эффективности и адекватных форм реализации. СОЦИАЛЬНО-критическая функция философии становится особенно актуальной на переломных этапах общественного развития. В эпоху перемен ранее сложившиеся картины мира и системы ценностей перестают соответствовать потребностям общества в формировании новых видов, направлений и способов жизнедеятельности. Социально-критическая функция философии реализуется в следующих основных направлениях. Во-первых, осуществляет теоретический анализ причин возникающих проблем и критику наличной социальной действительности. Во-вторых, разрабатывает новые идеалы общественного устройства, ценностные приоритеты. В-третьих, вырабатываются и новые системы норм, призванные эффективно регулировать социальные отношения. Социально-критическая функция философии тесно связана с ее прогностическим потенциалом. В философии разрабатываются категориальные модели возможных человеческих миров, в ее теоретическом поле проигрываются различные модели будущего. В большей или меньшей степени с различной их акцентацией эти функции реализуются как в классических, так и в постклассических системах философского знания и философских учениях. Многие современные философы заявляют о конце эпохи философии и кризисе традиций академического философствования. «Смерть Бога», «забвение бытия», «деконструкция» – эти и многие другие понятия и смыслообразы современной философии призваны убедить в сокрушении классической философской традиции и обосновать начало эры секуляризации философии. 23. Понятие «метафизика». Изменение статуса метафизики в истории философии. Понятие метафизика является результатом систематизации рукописей аристотеля в соответствии с тремя дисциплинами – логикой, физикой, этикой, проведенной Андроником Родосским. Часть сочинений Аристотеля, «…исследующее сущее как таковое, а также то, что ему присуще самом по себе», не укладывалось ни в одну из указанных дисциплин, и её расположили после физики (науке о природе), отсюда и название («мета» означ «за»). Т.о. метафизика стала первой философией. Она не была похожа ни на одну из так называемых частных наук, т.к. ни одна из др наук не исследует общую природу сущего как такового. У Аристотеля метафизика остоит из двух частей: 1) общей метафизики, исследующей сущее как таковое, а также высшие принципы начала бытия; 2) специальную метафизику (теологию), изучающей высшую, неподвижную сущность мира, т.е. сверхчувственное бытие. В результате метафизическим познанием считается познание, опирающееся не на чувственное, а на интеллектуальное созерцание, когда ум видит в вещи её сущность.Метафизика, по Аристотелю, наиболее возвышенная из наук, ибо не преследует практические цели и не связана с материальными нуждами. Неподчиненность этим целям делает ее самоценной и единственно свободной наукой, существующей ради самой себя, т. е. ради знания и понимания. Аристотель приводит четыре определения метафизики: 1)исследование первых начал и причин; 2) познание «бытия, поскольку оно бытие»; 3) знание о субстанции; 4) знание о Боге и субстанции сверхчувственной. Со временем понятие метафизика стало применяться и как метод философского исследования. Его отличительными чертами стали абстрактность, односторонность, абсолютизация отдельных сторон в познавательном процессе. Однако данный метод был раскритикован Гегелем. В современной философской литературе метафизика употребляется в 4 смыслах: 1) как синоним философии в целом; 2) как учение о сверхчувственных началах и принципах бытия; 3) как метод познания, альтернативный диалектике. Итак, метафизике как учению о сверхчувственных началах и принципах бытия присущи следующие основные черты: Спекулятивная(умозрительная) природа и доминирование теоретического разума; 2) рассуждение с помощью категорий о предельных основаниях бытия как целостности; 3) формально-априорный (доопытный) характер выдвигаемых посылок о реальности, которые не выводятся из эмпирического опыта и не соотносятся с ним; В истории метафизики выделяют след модели: 1) Метафизика субстанции , исследующая сущностные основания мира как целого (Аристотель); 2) Метафизика субъекта (самосознания), выявляющая начала познания (Р.Декарт); 3) Трансцендентальная метафизика, изучающая условия возможности доопытного знания об объекте (И.Кант); 4) Метафизика оснований, как устратившая статус «царицы наук» и ставшая в результате базисной дисциплиной, «лежащей в основе» разных видов опыта (Р.Ротри) Таким образом, в различных типах и вариантах метафизики по-разному выражается фундаментальная структура философского вопрошания.Основная задача метафизики состоит в выявлении этой фундаментальной структуры и раскрытии, тем самым, структуры человеческого бытия.
|