Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Научные и философские модели антропогенеза




Антропогенез – процесс формирования чел-ка и человеч-ва как особого биолог-го вида. Модели: креационизм. Человек – результат божеств-го творения по образу и подобию Бога. Он обладает разумом, свободой воли, поэтому занимает высшую ступень в иерархии. Чел-к уникален, он не сводим к характ-кам природного бытия. Осн. отличие от др. моделей: человек поним-ся как принцип-но иное по сравн-ю с остальной природой образование, для его появления необходимо участие неприродных сил (Бога). Современная модификация креац-ма – уфологическаямодель (Бехтерев): проводимые ислед-ния показали избыточно сложное устройство мозга, его возможности превосходят требования, кот. предъявляет земная цивил-ция разум был занесен из внеземных цивил-ций, кот. более прогрессивны и сложно устроены. эволюционная теория (2 полов 19 в, Дарвин). Отстаивает идею естественного происхожд-я чел-ка, рассм-ет его как продукт общеприродной эволюции. Дарвин научно обосновал наличие единого животного предка у чел-ка и обзьяны, указал на естественный отбор как движущий фактор эволюции. Проблема специфики чел-кой адаптации к действит-ти решалась ср-вами не столько науки, сколько философии. Соврем концепции Эвол. модели: трудовая(Энгельс, опирался на Дарвина). Утвержд., что именно труд способствовал закреплению и развитию гоминидных признаков и определил возникновение у чел-ка особой форм адаптации к внешней среде (измен. не себя, а внешнюю природу). Т.о труд, как целенаправленная деят-ть чел-ка по преобразованию природной действит-ти, становится сущностной характ-кой чел-ка. Он явл-ся источником чел-кой социальности и культуры, где отношения труда и собственности лежали в основании первых норм чел-кой нравственности, первых моделе права и закона Теория пыталась исправить недостатки теор Дарвина, говорит о возникновении не только тела, но и человека как разумного существа, обладающего сознанием, творчеством и т.д. Энгельс исходит из производности сознания по отношению к развивающейся материи. Он показывает это в 3х аспектах:1) сознание вторично в историческом плане. Оно возникает на исторически определённом структурном уровне материи, это продукт социально организованной материи. 2) структурно-функциональный аспект. Это означает, что сознание является функцией деят-ти чел-кого мозга. Это предпосылка развития структурной деятельности – нормальное развитие мозга. Если структура мозга нарушена, то сознание в этом смысле не может функционировать нормально. 3) гносеологический аспект. Сознание – это форма отражения мира, объектов, связей и закономерностей в виде как они реально существуют.Сознание отражает сложившиеся связи или связи, имеющие предпосылки появления. Игровая модель, (Хейзенге, 20в). Важнейший фактор возникновения – игра. Анализ архаичных форм культуры привёл его к выводу об игровой природе этих форм. Игра порождает символические формы деятельности, которые сыграли роль в развитии человека. Человек единственное существо, способное к игре. Именно игра ознаменовала прогресс человеческой культуры. Потребности менее всего важны в процессе развития человека. Пример: неолитическая революция. Игровая потребность в развитии предметов и орудий труда. Психоаналитическая концепция Фрейда. Фрейд связал появление человека и культуры с утверждением культа, в основании которого лежит тотем и табу. Восстание против отца общины обращалось в убийство и дальнейшее обожествление. Регулирование сферы сексуальных отношений становится источником появления религии, морали, которые определили развитие культуры и человека. семиотическая модель. Трактует чел-ка как существо, кот. способно к построению знаковых систем. Построить систему значит приписать мысленно к реальным физическим свойствам доп-ные свойства. Эти свойства приписываются конвенцией между людьми. Человек занимается тем, что постоянно приписывает дополнительные свойства предметам. Мир – это мир семиотических систем. В целом семиотическая концепция рассматривает артефакты как знаково-символическую реальность, основу которой составляет язык. На основании языка выделяются объекты и процессы, которым придаются значения и смыслы. Восприятие возможно в ракурсе языков.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 101; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты