КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГЕНЕЗИС СОЗНАНИЯ И СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИСознание является объектом пристального интереса не только философии, но и самых различных научных дисциплин (психология, социология и кибернетика), каждая из к-х изучает определенные свойства и характеристики сознания. Разнообразие научных версий сознания свидетельствует о несомненной сложности и комплексности этого феномена, развитие и функционирование которого обусловлено воздействием множества факторов как природного, так и социального порядка. Таким образом, сознание – сложная многоуровневая систему, включающая в себя природно-психические, индивидуально-личностные и социокультурные проекции. Проблема генезиса сознания может быть рассмотрена на нескольких уровнях: · в контексте общеприродной эволюции, · в связи с происхождением культуры и общества; · в аспекте онтогенеза (индивидуального развития человека). Природным основанием появления сознания стало свойство отражения, представленное в различных формах на уровнях живой и неживой материи. Эволюция отражения в органической природе была связана с возникновением и совершенствованием нервной системы и мозга как материального субстрата, обеспечивающего воспроизведение поступающей извне информации и организацию соответствующих поведенческих реакций. Высшей формой отражения в природе является психика (адаптационный механизм, обеспечивающий поисковое поведение высокоорганизованных животных в соответствии с ориентацией на биотические и абиотические факторы). Психика основана на видовых, генетически закрепленных программах жизнедеятельности (инстинктах) и на индивидуальном опыте адаптации к внешней среде (совокупности условных и безусловных рефлексов). Отличительными признаками сознания человека от психики животных являются: · абстрактное мышление, связанное с умением воспроизводить сущностные характеристики и связи действительности, не данные непосредственно в восприятии; · целеполагание (способность прогнозировать свою деятельность); · самосознание, определяющее возможность выделения себя из внешней среды; · язык (как вторая сигнальная система, позволяющая ориентироваться не столько по реальным физическим процессам, сколько по их знаково-символическим, языковым обозначениям). Формирование этих особенностей сознания стало возможным благодаря социо- и культурогенезу, где и абстрактное мышление, и язык, и идея «Я» выступают как исторические образования. У истоков сознания стояла практика, где первичный акт мышления фактически выступает как «внутреннее действие». Предыстория человечества значима как то время, когда закладывалась структура нашего мышления, существующая сегодня в виде «архетипов коллективного бессознательного» (К. Г. Юнг). Известные архаические культуры иллюстрируют следующую качественную стадию развития сознания, связанную с конкретно-символическим восприятием мира и репрезентированную в моделях мифологического мировоззрения. Показательно, что онтогенез сознания в своих основных характеристиках воспроизводит его филогенез. Один из классиков «генетической психологии» Ж. Пиаже выделяет такие стадии развития интеллекта, как сенсомоторную (связана с осуществлением непосредственных действий с объектами); дооперационную (выполняются уже символические действия); и операционную, (возможность сложных комбинаций «внутренних действий» первоначально с конкретными символами, затем с понятиями). Переход от действия к слову-символу, а затем к комбинаторике символов и понятий происходит в единой генетической последовательности как на уровне индивидуального, так социального развития. Вместе с тем сознание ребенка формируется в процессе социализации, через ассимиляцию уже существующих в культуре знаний и языковых программ, чего явно были лишены наши первобытные предки. Структурно-функциональные характеристики сознания. Весьма выигрышной является предложенная З. Фрейдом модель психики, к-ю рассматривают в единстве таких составляющих, как «Оно» (id), «Я» (ego) и «Сверх-Я» (super-ego). Феномен сознания («Я») здесь образуется за счет пересечения импульсов бессознательного («Оно) и нормативных установок культуры и общества («Сверх-Я»). Но если для Фрейда природное и культурное пересекались лишь в фокусе «Я», становящегося при этом сферой не столько их единства, сколько борьбы, то современная психология делает акцент на «сквозной» функциональной и генетической зависимости всех трех компонентов. Бессознательное представляет собой не просто энергетический комплекс чисто природных инстинктов, но не в меньшей степени детерминировано социальной средой, культурными и языковыми программами. Одновременно на уровне общественного сознания можно говорить о существовании многообразных социально-психологических интенций, репрезентирующих бессознательное. Можно выделить следующие уровни сознания: · чувственно-эмоциональный (связан с непосредственным отражением внешней действительности); · рационально-дискурсивный (предполагает интеллектуальную обработку чувственных данных в соответствии с заданным культурной традицией логико-понятийным и ценностным каркасом); · интуитивно-волевой (акцентирующий не редуцируемый к внешним характеристикам опыт «Я», самосознания). Данная схема может быть конкретизирована относительно когнитивной, аксиологической и регулятивной проекций сознания. Когнитивная описывает механизмы воспроизведения и познания свойств действительности, аксиологическая – конкретизирует иерархию ценностных ориентаций, регулятивная – выявляет связанные с деятельностью человека стороны сознания. Структура сознания
В реальном опыте сознания достаточно трудно отграничить чувственное от рационального или волевого. Все уровни и все проекции сознания функционируют как единая целостность, тотальность. При этом динамика сознания описывается через категории памяти, внимания и воображения, где в реальном фокусе внимания оказываются собранными как прошлые знания, так и целевое предвосхищение будущего; как чувства, так и разум. Акцент на онтологии индивидуального сознания сущностно пересматривает традиционные представления о привелигированном статусе разума. Если ранее мышление сводилось исключительно к способности разума посредством логических умозаключений приходить к постижению всеобщих идеальных истин, то сегодня мышление рассматривается в ином контексте - начиная с К.Юнга, в психологии и философии говорят о двух типах мышления: образно-ассоциативном (более значимое) и рационально-логическом. По Юнгу, различия между ними состоят в следующем: если разум экстравертивен, подчинен «внешним» языковым, логическим и причинно-следственным связям, то интравертивный опыт образного мышления представляет собой его подлинную и наиболее органичную среду. Поток свободных ассоциаций всякий раз «перекрывает» искусственную логику разума, а подлинное понимание идеальных смыслов обеспечивается не столько умозаключением, сколько интуицией, обеспечивающей синхронную целостность рационального и чувственного, прошлого и настоящего, внутреннего и внешнего. Соответственно в фокусе современных исследований сознания особым вниманием пользуются ситуации «снятия» разума: состояния сна, безумия, измененного сознания. Обращение к дорефлексивному опыту сознания одновременно свидетельствует о его неизбежной имманентной «рациональности». Образно-ассоциативный опыт оказывается всегда концептуально нагружен, представляя собой не столько отказ от разума, сколько его естественное продолжение. Как генетически первичный он, в свою очередь, трансформируется интеллектом и языком, что позволяет «сглаживать» предзаданную асимметрию мышления и воспринимать опыт сознания в его органичной целостности и естественности.
|