КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные стратегии осмысления проблемы человека в классич. и современной философииФилософская антропология – наука о сущности человека, отношении к природе, метафизическом сущностном происхождении, физическом, психическом и духовном проявлении в мире, основных направлениях и законах развития человека. В истории философии выдвинуто несколько фундаментальных идей о человеке, вокруг которых сформировались исследовательские программы: 1) идея о человеке как божьем творении. Воплощена в Ветхом Завете, античных религиях. Включает мифы о сотворении человека Богом, мифы о бессмертии души, учение о свободе личности и духовности. В области философии идеи трансформируются в эсхатологические представления – направление интерпретации мироздания. 2) идея о человеке как разумном существе. Эта идея восходит к античности. Анаксагор, Платон, Аристотель. Разум – это специфическое, деятельное начало, свойственное только человеку. Благодаря разуму возможно познание сущего каким оно является, возможность познания божества и себя. Разум рассматривается как частная функция божественного мира, который продуцирует идеи логоса. Человек наделяется свойством, которое не содержится в природе. Совпадением логоса и разума определяется возможность истинного познания мира. Разум укореняется в логосе и способен претворять в действительность своё содержание. Видение представлено в стоицизме, традиции Платона, Августина, Аристотеля, философии Декарта, Канта, теориях эпохи Просвещения, наиболее ярко у Гегеля. 3) идея о человеке как существе, которое определяется влечениями. Демокрит, Эпикур, Макиавелли, Бэкон, Гоббс, Конт, Спенсер, Фейербах, Дарвин, Ламарк, Фрейд. Именно влечение образует единство психо-физического организма. Базисные влечения: влечения о продолжении рода, влечение к росту и власти, влечения, связанные с поддержанием жизнедеятельности и механизмами питания. Дух и разум не самостоятельны и не имеют обособленного происхождения, не проводится различия между человеком и животным. Все явления понимаются из влечений и ощущений. Слова – утончённые психические орудия. 4) идея о человеке как животном, заболевшим духом (Шопенгауэр). Представлена у Ницше, Бергсона. Эта программа постулирует тезис о декадансе человека. Человек – существо, которое приспособлено к миру хуже других животных. Создание и развитие искусственных орудий делает избыточным усовершенствование органов чувств. Это обходной путь к сохранению вида в условиях невозможности биологического развития. Разум не сила, возвышающая человека, а отключение от эволюции органов, результат отрицания воли человека. 5) идея сверхчеловека. Идея Ницше, Керлера и Гартмана. Их антропологические характеризуются как постулаторный атеизм. Кант опровергал существование Бога, но сделал его постулатом этического сознания. Эти философы утверждали, что свободный человек может появиться в мире, который не имеет божественной основы, которые не запрограммирован.
|