Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Марксистская философия. Философия, созданная К. Марксом при участии Ф




Философия, созданная К. Марксом при участии Ф. Энгельса во второй половине XIX в. явилась составной частью более широкого учения -- марксизма, который наряду с философией включал в себя экономическую и социально-политическую проблематику. Сохраняя преемственную связь с немецкой классической философией, философия марксизма вместе с тем заложила основы новой социально-критической стратегии в развитии постклассической философии. У своих идейных предшественников философия марксизма усвоила философский рационализм, диалектический метод, установки деятельностной парадигмы философского мышления. Под влиянием причин философского, естественнонаучного и социально-политического характера К. Маркс и Ф. Энгельс, разделявшие позиции младогегельянцев (революционно настроенных последователей Ф. Гегеля в философии), выработали новую программу развития философии. В рамках этой программы не только были трансформированы традиционные проблемные поля философской классики, но по-новому было осознано предназначение философии и задачи, стоящие перед ней. Непосредственными теоретическими источниками философии марксизма, по свидетельству Ф. Энгельса, явились идеалистическая диалектика Г. Гегеля и антропологический материализм Л. Фейербаха. В основу диалектического материализма классиками марксизма была положена диалектика Г. Гегеля, но на совершенно иных, материалистических принципах. По выражению Ф. Энгельса, диалектика Г. Гегеля была поставлена в философии марксизма с “головы на ноги”.

Важнейшими естественнонаучными предпосылками формирования марксистской философии Ф. Энгельс назвал открытие закона сохранения и превращения энергии, открытие клеточного строения живых организмов и эволюционную теорию Ч. Дарвина. В этих достижениях науки середины XIX в. ярко проявили себя новые тенденции в развитии естествознания той исторической эпохи, в частности, переход к освоению в теоретическом мышлении разнообразных форм связей и процессов развития в природе.

Социальными предпосылками становления новой философской стратегии явились события в жизни индустриального общества в первой половине XIX в., которые со всей остротой поставили вопрос о необходимости сознательного регулирования социальных процессов, стихийный характер развертывания которых заключал в себе угрозу стабильному существованию целостного социального организма и отдельных его подсистем, прежде всего в сфере экономической жизнедеятельности.

Философия марксизма подвергла переосмыслению господствующие представления о самой сути философской деятельности. Миссия философии впервые в истории ее развития была связана с социальной критикой, призванной содействовать реализации идеала эмансипации общества и человека. Характерной чертой философии марксизма явился социоцентризм. Доминирующими темами анализа стали: практика как историческая тотальность, отчуждение как фундаментальная характеристика современных обществ, социальный генезис идеологий.

Марксистская философия преодолела созерцательность предшествующего материализма, достигла в своем содержании органического сочетания идей материализма и диалектики. Принципиальная новизна философии марксизма проявилась в разработке концепции общественно-исторической практики. Практика была осмыслена марксизмом как специфически человеческое отношение к миру, как основа преобразования человеком окружающей действительности и самого себя. Осуществленное марксизмом введение практики в теорию познания привело к радикальному обновление ее методологических принципов и установок.Начиная с ранних работ, К. Маркс разрабатывал проблему отчуждения, отталкиваясь от ее трактовки Г. Гегелем. Марксистское решение проблемы отчуждения человека исходило из признания того, что его источником являются определенные общественные отношения -- отношения частной собственности на средства производства, требующие, с точки зрения марксизма, коренной перестройки в ходе революционного преобразования общества. В марксистской философии идеи материализма и диалектики получили последовательное распространение на область исследования общественной жизни: тенденций развития социально-экономической структуры человеческого общества, его социальной динамики. Тем самым марксизмом в середине XIX в. была создана новая парадигма философии истории. Главным философским открытием К. Маркса стало материалистическое понимание истории, заложившее основы социально-философской концепции марксизма, несшей на себе заметный отпечаток европоцентризма. Марксистская философия по-новому решила вопрос о роли идей в жизни общества. Она обнаружила скрытые детерминанты экономического характера за рождающимися в социальной системе и направляющими ход ее развития идеологическими построениями, исследовала механизм их влияния на процессы социальной жизни.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 178; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты