Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Постклассической философии.




Постклассическое философское мышление в его западной версии репрезентирует себя как весьма сложный и многомерный феномен, объединяющий множество различных школ, направлений, концепций, относящихся прежде всего к философии XX в. Даже самая краткая характеристика важнейших направлений постклассической философии не представляется возможной. Поэтому укажем лишь на самые значительные и смыслообразующие этапы и тенденции в ее развитии.

В этот период в связи с распадом гегелевской школы философской классики разрабатываются принци­пиально новые образцы философствования, существенно расширя­ется сфера компетенции философии как особого типа дискурса.

Радикальная форма критического преодоления предшествующей философской традиции была провозглашена в марксизме, который предложил новую версию социально-философской теории.

В творчестве А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше закладываются фундаментальные основания философского иррацио­нализма, которые впоследствии будут неоднократно востребова­ны в различных направлениях философии XX в.

Весьма своеобразную роль в конституировании нового проблемного поля философствования сыграли идеи В. Дильтея и Г. Зиммеля, в которых воплотилась так называемая «философия жизни».

В 60-х гг. XIX в. в философском развитии Запада обнаруживается достаточно интересное явление, связанное якобы с возвратом к классическому философскому наследию, в процессе которого, однако, это наследие существенно переосмыслялось и трансфор­мировалось. Это касается прежде всего неокантианства, представленного двумя основными школами - марбургской (Г. Коген, П. Наторп. Э. Кассирер) и баденской

К началу XX в. в западной философии начинают оформляться достаточно автономные и весьма специфические направленна философской мысли, в рамках которых радикально отвергаются принципы классического философствования. К ним можно отнести:

1. позитивилмс его идеей «положительного знания и требованием очищения философии от метафизических иллюзий.

2. Эволюция позитивизма и стремление адаптировать его методологические принципы к процессам бурного роста естественнонаучных знаний и прежде всего физики стимулировали появление новой версии позитивистской философии, которая обнаружила себя в начале XX в. как эмпирио критицизмс его идеями радикального эмпиризма (Э. Мах) и • критики чистого опыта» (Р. Авенариус).

3. Дальнейшее развитие позитивизма было связано с его тран­сформацией в неопозитивизм, который по праву претендовал на статус философии науки на протяжении нескольких десятилетий первой половины XX в.

4. К середине XX в. философия неопозитивизма исчерпывает свои эвристические возможности и начинает переживать состоя­ние парадигмального кризиса. Своеобразной формой реакции на этот кризис явилось становление постпозитивистскойфилософскои науки, а также концептуальное оформление аналитической философиикак своеобразной реализации «лингвистического поворо­та» в западной философии

5. Начало XX в. ознаменовалось развитием и обоснованием феноменалогической философии, которая благодаря активной и плодотворной деятельности ее основателя Э. Гуссерля вооружила философию принципиально новым методом анализа сознания и раз­личных его состояний. Феноменология стала одним из наиболее авторитетных и распространенных направлений постклассической философии.

6. Значительную роль феноменология сыграла также в становлении и конституированииэкзистенциализма как философии существования или «аналитики человеческого бытия».

7. Одно из интересных направлений постклассической философии Запада - психоанализ. В творчестве его основателя 3. Фрейда раскрыто фундаментальное значение сферы бессознательного в жизни человека, предложены нестандартные интерпретации человеческой психики, генеалогии морали, соотношения культуры и естественных основ в жизнедеятельности общества и личности.

8. В рамках постклассической стратегии философствования развивались и доктрины религиозной философии XX в. Наиболее представительной из них.безусловно, является неотомизм как философия католицизма, стремящаяся возродить в новых социо­культурных условиях интерес к идеям Фомы Аквинского.

9. Принципиальная установка на постклассические стандарты философствования характерна и для таких направлений философской мысли в западноевропейской культуре, как герменевтика (П. Ри-кер, Г. Гадамер. К.-О. Апель), структурализм и постструктурализм(К. Леви-Стросс, Р. Барт. М. Фуко, Ж. Лакан и другие).

В последние десятилетия XX в. в философском развитии Запада заметно активизировались тенденции антиинтеллектуализма, релятивизации культуры и радикальной критики метафизичес­ких абсолютов. Актуализацию этих тенденций нередко связывают с феноменом постмодернизма как определенной общекультурной ориентацией современного западного общества, проявляющейся в искусстве, литературе, архитектуре и т. п. Влияние постмодернистских идей сказалось и на развитии философии.



Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты