КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предмет философии и структура философского знания.
Единственный способ выяснить, что такое философия – заняться ею. (Рассел). Еще в древности философами стали называть тех людей, которые не только занимались накоплением разнообразных знаний, но и стремились постичь их истинный смысл, раскрыть тайну и истину бытия. Происходит конструирование первых исторических версий проблемного поля философии, в котором вычленяются проблемы сущности явлений и единства и первоосновы мира. Однако Сократ считал, что главная задача философии – это познание человека – высшей и единственно достойной цели. Предмет философии постоянно изменялся и модифицировался на протяжении ее исторического развития. Это было связано с дифференциацией ф-ского знания, возникновением новых моделей его взаимодействия с культурой и частными науками. Первые ф-ские учения в Китае, Индии, Греции преимущественно ориентировались на космологическую проблематику, именно поэтому первые философские концепции часто формулировались как учения о природе или натурфилософия (от. лат. natura - природа). Натурфилософы использовали методы созерцательного восприятия природы, исходя из ее внутреннего единства и целостности. В предмет ф-и входит теоретико-познавательная проблематика. Развитие новой проблематики связано с появлением логики и эпистемологии. Логика трактуется как наука о законах правильного мышления, об универсальных мерах и способах рационального познания. Эпистемология – как раздел ф-и, изучающий проблемы знания и познания. Впоследствии ф-я обращается к акцентированному исследованию природы и сущности человека. Так зарождается антропология – учение о человеке, в котором вопросы его сущности и форм бытия в мире рассматриваются как центральная мировоззренческая проблема. Формируются такие ф-ские дисциплины как этика, эстетика, политика и др. Особенность классической философии – почти каждый ее представитель стремился создать собственную оригинальную целостную ф-ского знания, в рамках которой с единых методологических позиций рассматривались бы проблемы бытия и познания, морали и политики, искусства и человека как антропологической реальности. Т.е. классическая ф-я пыталась синтезировать различные ф-ские дисциплины в рамках интегральных концепций и систем знания. В современной философии нет жестких границ между различными ф-скими дисциплинами, каждая привносит свой дополнительный акцент в интерпретацию предмета ф-и. В постклассической философии трансформируются представления о сущности и предмете ф-ского знания. Резко обозначается социально-критическая направленность мышления, связанная с актуализацией проблем социального развития в условиях техногенной цивилизации. Большое внимание уделяется языковой актуализации и версиях ее объективации (герменевтики, постструктурализма и т.д.). В экзистенциально-феноменологической стратегии философии центральной проблемой становится аналитика человеческого бытия как существования «человека-в мире». Однако 3 неизменные темы всегда остаются: «мир» - проблема универсума, «человек» - проблема человека, «бытие человека в мире» - проблема взаимосвязи человека и мира. Структура философии: 1) теоретическая философия (логика, онтология, аксиология, гносеология, эпистемология); 2) философия науки; 3) практическая философия (социальная ф-я, ф-я культуры, ф-я права, ф-ская антропология, ф-я техники и др.).
|