КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
МОЛИТВЕННОЕ ЧТЕНИЕСВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ
МОЛИТВА СЛОВУ
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................... ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ П ВАТИКАНСКОГО СОБОРА DЕI VERBUМ........................... МОЛИТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ....... Понятие о Слове Божием сегодня........................................... Слово Божие.............................................................,............. Литургия С лова...................................................................... От литургии С лова к молитвенному чтению....................... Воспитание в молитвенном чтении...................................... А. Просите Духа Святого, будет дан вам свет.................. Б. Ищите в чтении, найдете с медитацией........................ В. Стучитесь в молитву, войдете в созерцание................ Заключение................................................................................ Примечания........................................... МОЛИТВА СЛОВУ
Руководство к молитвенному чтению священного писания . 54 Проси Духа Святого.............................................................. Возьми Библию, читай..................,....................................... Ищи через медитацию........................................................... Молись Господу, Который говорил с тобой........................ Созерцай... созерцай.............................................................. Сохрани Слово в сердце своем............................................. Не забывай, что слушать — значит повиноваться............... ПРИЛОЖЕНИЕ Советы н помощь «молитве слову»: два письма............ I. Письмо брата Энцо, настоятеля общины Бозе, к брату Джонни ____................................................................................... I. Мол III нснпое чтение — опыт Израиля и Церкви................. 2, Мш т дин молитвенного чтения.......................................... 3. Час пииины: Господь говорит......................................... 4 ('грмцг мудрое и разумное.................................................... Призови Духа Святого........................................................... Читай....................................................,................................... Медитируй............................................................................. Молись.................................................................................... П. Письмо Гвиго П Картезианца к другу его Гервасию о созерцательной жизни......................................................... Обращение и приветствие..................................................... Четыре ступени духовной лестницы.................................... Назначение вышесказанных ступеней................................. Назначение чтения................................................................. Назначение медитации.......................................................... Назначение молитвы............................................................. Действия созерцания............................................................. Знаки нисхождения благодати.............................................. Как скрывается благодать..................................................... Как благодать, скрываясь от нас на некое время, способствует нашему благу...................................................... Сколь осмотрительно душа должна вести себя после посещения благодати Господней............................................. Краткое изложение сути сказанного.................................. Как разные ступени связаны между собой......................... Заключение предшествующего.......................................... Четыре причины, совлекающие нас с этих ступеней........
ПРЕДИСЛОВИЕ
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин 1:1)
Как научиться читать Священное Писание и жить по Нему? Этот вопрос ставит в своей книге преподобный Энцо Бьянки, и на него он пытается дать здесь свой ответ. Вопрос не новый. Не одно поколение христиан задавалось этим вопросом, и не одно поколение христиан искало на него ответ. В XX веке, а точнее в конце его, на пороге третьего тысячелетия Пришествия в мир Спасителя, этот вопрос приобретает особую актуальность, потому что Церковь Христова, как на Востоке, так и на Западе, прошла через ужасные испытания, и среди этих испытаний самым, пожалуй, тяжелым является испытание секуляризацией. Сказать секуляризованному читателю в доступных для него понятиях, что есть Слово Божие, как Его прочитать, как Его воспринять и как затем жить этим Словом — эта задача поставлена автором данной книги, которая адресуется прежде всего западному читателю. Но думается, что и читатель на Востоке, читатель, принадлежащий к Православной Церкви, не останется равнодушным к этому произведению, ибо автор говорит в нем о возвращении к традиционному чтению и восприятию Священного Писания через святоотеческую традицию, через громадный духовный опыт монашества, опыт, накопленный Церковью Христовой за две тысячи лет ее земного бытия. Книга эта учит благоговейному отношению к Слову, — прежде всего она учит такому отношению проповедника, на котором лежит сугубая ответственность за души пасомых, которые внимают его словам, толкующим глаголы вечной жизни. Автор напоминает нам о двух, я бы сказал, классических условиях добросовестного восприятия Слова Божия, условиях, которые были даны еще в Ветхом Завете. Первое условие, о котором автор страстно говорит на протяжении многих страниц этой книги, заключено в словах псалмопевца: «Сердце чисто созиджи во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». (Пс 50:12) Второе условие, предлагаемое преподобным Энцо Бьянки, заключено в хорошо известных библейских словах: «В злохудожную душу не внидет Премудрость Божия». Чистота душевная вкупе с чистотой сердечной — вот второе непременное условие, по мысли автора, необходимое для восприятия Слова Божия. Несмотря на то, что книга написана в конце нашего столетия писателем и богословом, принадлежащем к Римско-Католической Церкви, — книга, уверен, будет понята и будет прочувствована православным читателем, ибо говорит о традициях чтения и восприятия Священного Писания единой неразделенной Церкви того периода, когда тысячу лет мы были вместе. Не все в этой книге воспримет православное сознание, но в одном я уверен: благочестивый читатель не останется равнодушным к той страсти, к тому духовному подъему, с каким написана эта книга, книга о Слове с большой буквы, о молитве Слову, вся проникнутая этим благоговейнейшим молитвенным отношением к Священному Писанию— Слову Божию, Которое есть Альфа и Омега нашего христианского бытия. Завершая это вступительное слово, не могу не сказать несколько слов и об авторе. Энцо Бьянки — выдающийся современный богослов, широко известный на Западе, большой знаток Православия, популяризатор, в самом хорошем смысле этого слова, русского православия в Италии; издатель многих русских богословских трудов, среди которых хочу особо отметить издание на итальянском языке всех творений преподобного Нила Сорского, предпринятое к 1000-летию Крещения Руси с трогательным посвящением: «инокам Загорска от общины Бозе», а также многих книг о русских православных святых на итальянском и других европейских языках, и наконец, — самое главное, — создатель монастырской общины в Бозе на севере Италии, максимально приближенной в своей жизни к первохристианским временам. Большой современный западный духовный писатель, к сожалению, по сей день не известен (или почти неизвестен) христианам России, хотя его хорошо знают православные других стран и наша российская диаспора. Известный современный иерарх Русской Православной Церкви митрополит Антоний Сурожский, духовный писатель и выдающийся проповедник, хорошо знаком с Энцо Бьянки, с созданной им обителью, высоко ценит и понимает стремление этого служителя Церкви Христовой и его последователей вернуться к нашим общим корням, к единой неразделенной Церкви. Автор вместе с основанной им монашеской общиной не только молится Слову, но и живет этим Словом и желает, чтобы их внутренний опыт этой молитвы, этого погружения в Слово Божие, стал бы известен и доступен нам. Именно поэтому я хотел бы надеяться, что знакомство с первым произведением Энцо Бьянки, переведенным на русский язык, принесет читателям пользу духовную.
|