КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Литургия Слова
После такого вступления, уточняющего духовное значение Слова, стоит обратиться к странице из Ветхого Завета, той единственной, где говорится о молитвенном чтении, и напомнить несколько строк из нее. Речь идет о главе 8 Книги Неемии, которая дает набросок теологического обоснования литургии Слова. Мы читаем здесь описание церемонии, утверждающей заново общину Израиля после возвращения из плена. В этот день начинается новый исторический этап для всего Израиля, период более ясного присутствия Бога среди народа Его — через Слово. Это происходит во время торжественного богослужения, на которое собирается весь народ, не только мужчины, но и женщины и дети. То был пророческий день, когда стало очевидно священническое и пророческое предназначение целого народа, а не только служителей алтаря. На том празднестве в первый и единственный раз возникает мысль соорудить амвон, возвышение для того, кто должен читать Писание.После торжественного благословения (Неем 8:6) и эпиклезы начинается чтение. Это продолжительное чтение, длящееся целый день; читают стих за стихом и переводят древнееврейский текст для народа, который знает только арамейский язык. Затем Ездра и левиты дают толкования и пояснения. Но при встрече со Словом Божиим, словом Судьи, словом обоюдоострым у человека возникает только одно ответное чувство—трепет. Всякий раз при соприкосновении с Божественным человек, понимая святость Бога, может ощутить себя, как Исайя, только человеком с нечистыми устами (Ис 6:5). 5 И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. (Ис.6:5) Присутствие Бога сильнее чем когда-либо, в то время как Его Слово касается сердец верующих и проникает в них. Но Слово Господне должно принести спасительные рыдания, оно есть семя, посеянное со слезами, чтобы пожинаться с радостью
6 С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои.(Пс.125:6)
И вот приходит слово утешения: «Не печальтесь и не плачьте... Идите, ешьте тучное и пейте сладкое... потому что день сей свят Господу нашему» (Неем 8:10-11). В этом месте священного писания собраны отличительные свойства нового обряда, которым станет молитвенное чтение в синагоге и который есть только празднование Слову Божию, без жертвоприношения. Так для всего народа устанавливается возможность участвовать в богослужении. Каждую субботу люди смогут приближаться к Слову Божию, и вера и жизнь не будут прерываться в их селениях: в самых бедных, затерянных уголках будет возвещаться Слово Божие. Это та самая форма молитвенного чтения, которой будет пользоваться Иисус в синагогах Капернаума, Назарета и в других синагогах Галилеи. Именно Иисус углубляет метод молитвенного чтения, и не только потому, что Он исполняет Собой то, о чем говорит Писание, но и потому, что Он связывает Слово Божие с нынешнем днем. Когда Иисус читает отрывок из 61-й главы Книги Пророка Исайи, то относит эти слова к настоящему дню, и слушатели понимают, что слово Исайи, которому сотни лет, обретает свое «ныне» в речах Иисуса (Лк 4:16 слл.). 16 И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.17 Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:18 Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,19 проповедывать лето Господне благоприятное.20 И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.21 И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. 22 И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?(Лук.4:16-22) Народ пребывает в изумлении перед этим «ныне»; но это мы и обязаны проделывать всякий раз, приступая к молитвенному чтению, иначе в подходе к Писанию мы останемся на уровне спекулятивном, чтобы не сказать археологическом. «Ныне исполнилось» это пророчество (Лк 4:21): если мы умеем так воспринимать древнее слово, то делаем его сегодняшним, современным, и постигаем, что значит Слово Божие во всей его мощи! Это «ныне исполнилось» — больше, чем признание того обстоятельства, что пророчество осуществилось во Христе; оно есть сотворение нового «ныне» для всех верующих во Христа. Всякий верующий есть священник, царь и пророк — достоинства основополагающие и необходимые для того, чтобы иметь силы и право совершать молитвенное чтение, — и обладает во Христе способностью помещать текст в «ныне». При молитвенном чтении пророческое достоинство верующеuо выражается в том, что он помогает зазвучать слову, идущему от Бога и потому действенному, слову, которое через Духа Святого судит из сердца читателя как из исходной точки те обстоятельства, и которых Слово звучит. Его царское достоинство проявляется в возможности «освящать» историю и превращать ее в историю Спасения: царь — миро, освящающее помазание которого отныне дастся всему народу, призванному осуществить Слово в истории. И наконец, священническое достоинство должно выражаться в умении помещать события, засвидетельствованные Писанием, и нынешний день в одном, также связанном, времени. А в Церкви всегда—«ныне»:ибо Церковь есть народ священников, царей и пророков, чья главная обязанность — возвещать Слово, то есть исполнять Писание. «Она его хранит и постигает, ибо обладает Духом, Который его внушил, и в ней Иисус создает орудия, посредством коих учит... наставников, которые суть уста Христовы, Его гусли, Его учение»14. Во всей литургии Слова, по вере нашей, текст разворачивается у нас перед глазами, и Христос раскрывает его в наших сердцах. Он силой Духа Святого ныне дает нам почувствовать современность этого текста по мере нашей личной веры, напряженности прошения и общей молитвы. Вот почему всякому молитвенному чтению должно предшествовать усилие к молитве. Комментарии здесь не самое важное: важнее со свободной душой приготовиться читать Писание. Тогда явится Христос и Сам возвестит Свое Слово, Сам его объяснит. Как сказано во Второзаконии: «Глаза твои видели те слова» (в русском переводе: «Не забыть тех дел, которые видели глаза твои» — 4:9); и у Исайи: «Слово, которое было в видении к Исайи» (2:1). Отчего такие странные выражения? На самом деле, если слово есть Слово Божие и если слушатели внимают ему в вере, то силой Духа Снятого слово становится видимо, то есть мы видим его душой и ловим в глубине сердца, внутренним зрением, как то, что поистине есть, как Слово Божие, которое нас судит, зовет, посвящает в тайну, которое предрасполагает все наше существо к сосредоточенности на Христе. Христос не просто присутствует. Его не просто слышно, Его видно. Конечно, тут требуется способность слушателей открываться навстречу видению, и открываются они тем больше, чем больше их способность слушать, ибо «в словах Писания таится Царствие Небесное, которое открывается тем, кто усердствует в молитве, в мире сердечном, в псалмах и чтении, во всем том, через что дух обыкновенно просвещается»15.
|