Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Б. Ищите в чтении, найдете с медитацией




 

Если верно, что надо уметь молиться, то столь же верно и то, что надо уметь читать.

Чтение, по преп. Кассиану Римлянину, должно вести к пониманию, к постижению Писания, к истинному знанию.

Но прежде чем говорить собственно о чтении как этапе молитвы Слова, нужно остановиться на кое-каких необходимых состовляющих его аутентичности.

Прежде всего, чтение требует определенного времени: верую­щий должен распределить свое время так, чтобы найти особый и подходящий для чтения час.

 

Для разных людей он разный, но основное условие здесь — постоянность.

 

Особое время нужно по­тому, что человек — существо ограниченное и может делать дела Только одно за другим, а не все разом.

Для чтения — это следует Подчеркнуть — нужно время, и время подходящее: ночью, на рассвете, вечером, во всяком случае, в часы, благоприятные для покоя, тишины, одиночества.

 

Нельзя забывать, что это — внешние средства по отношению к нашему духу, которые могут помочь ему сосредоточиться.

«Почему же он ищет... блага столь великого, что его ищут, чтобы найти, и находят, чтобы искать? Потому что его ищут, чтобы найти с большей кротостью, и находят, чтобы искать с большим рвением»35.

 

Вильгельм (Гийом) из Сен-Тьерри в «Золотых письменах» призывает заниматься чтением в определенные часы:

 

«В опреде­ленные часы нужно посвящать особое время определенному чтению. Чтение беспорядочное, разнообразное и едва ли не случайное не поучает, но расшатывает душу»36.

 

Это потому, что для чтения нельзя выделять какие-то обрывки времени; как и молитва, оно не может служить «наполнителем» дня.

 

Конечно, в наше время лихо­радочной деятельности у верующего велико искушение отложить молитвенное чтение на часы, случайно оставшиеся от целого дня.

Но отводя таким образом для него ограниченное и неподходящее время, нельзя получить желаемых плодов.

 

Без сосредоточенности, присущей тому, кто входит в комнату свою и затворяет дверь за со­бою и читает тайно

 

6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.(Матф.6:6)

без окружающей тишины ожида­ние Бога невозможно.

 

Жюрьё говорит прямо: «Общение души с Богом требует тайны», а бл. Иероним увещевает:

 

«Всегда храните тайну своей комнаты: Супруг может быть там, потому что, когда молитесь, вы говорите с Ним, а когда читаете Писание, Он говорит с вами»37.

Не следует опасаться отъединенности от людей.

 

«Понимание духовной жизни требует дисциплины совместной жизни, но муд­рое познание Бога требует молчания и тайны»38.

 

Так мы готовимся войти в мир Божий и почувствовать Его близость: «Близок Ты, Господи» (Пс 118:151).

Порой медленно и с большими внутренними сложностями, порой с восторгом и быст­ротой мы сознаем, что Бог здесь, что Он присутствует среди нас (ср. Пс 83), и чувствуем, что протягиваем Ему наше сердце, что способны положить его в десницу Божию, на грудь Ему, под Его крыло (ср Пс 60:5 и 90:4).

Такое ощущение непременно должно порождать в нас ра­дость и робость, — робость не как страх, но как покаянное созна­ние собственной малости, волнение не чувств, но духа.

Как народ плакал при чтении Ездрой Писания, так и мы можем иной раз вы­сказать подобное чувство раскаяния.

Плач Духа — сокровище столь драгоценное, что средневековые Отцы зачастую возносили ему хвалы.

Разве не покаяние прежде всего—тот плач, те воздыха­ния неизреченные, которые творит в нас Дух (Рим 8:26) и которые порой счастливо находят свое освящение в слезах?

 

26 Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.(Рим.8:26)

 

У Ромуальда Равеннского, когда он постигал смысл Писания в Духе, глаза на­полнялись слезами, оттого что Библия открывала ему свои тай­ны .

А свт. Григорий Великий так говорит о монахе, умеющем усваивать Слово Божие: «Часто вижу, как иные ревностно преда­ются молитвенному чтению, дабы сотворять слезное приношение Господу, в этом святом плаче предлагая в жертву самих себя. Лоно их так наполнено Библией и внутренности их так напитаны Сло­вом Божиим, что душа их, сосредоточившись на Боге, живет в плаче и святом воспоминании»40.

Так открывают Библию — движени­ям почтительным и благоговейным, с эпиклезой, с покаянием.

И если верно, что чтением нужно заниматься в определенное время, то верно и то, что читать нужно определенные отрывки.

Не следует и невозможно листать Писание от случая к случаю и пере­ходить по своей прихоти от одного места к другому.

Счастливое обладание сборником текстов на каждый день должно побуждать ирисгианина придерживаться его; только непрерывное чтение кни­ги может его освободить от следования этому сборнику.

Искать какие-то места по собственному усмотрению означало бы сводить Библию к книге, в которой ищут то, что хотят найти.

 

Нужно, напротив, читать текст подряд, ничего не отбрасывая, ничего не выбирая, даже если такой выбор иной раз кажется оправданным лич­ными или общественными мотивами. Читающий должен стараться не принимать во внимание свои заранее сложившиеся предпочте­ния, а послушно следовать туда, куда пожелает его вести воля Духи.

По бл. Иерониму, открыть Писание и читать его означает «подставить паруса Духу Святому, не ведая, к каким пределам нас прибьет»41.

 

Мы никоим образом не должны поддаваться жажде новизны, зуду любознательности при встрече с Писанием, заключающим в себе весть от Бога, при встрече с книгой, которая Духом говорит сама по себе.

 

Следует остерегаться того, чтобы заставлять Писание говорить по нашей воле. «Бог ждет от тебя не слов, но сердца твоего»42, — говорит бл. Августин.

 

Разумеется, у нас есть иску­шение отбирать тексты, вызывающие особое душевное волнение, но не забудем, что Слову Божию свойственно служить повседнев­ной пищей, и оно, как всякая пища, не всегда может доставить нам то насыщение и то удовольствие, которыми дано наслаждаться лишь в редкие минуты

Приступать к Писанию в вере означает также быть готовым услышать обращение непонятное, странное, суровое, обращение, которое может показаться на первый взгляд не имеющим отноше­ния ко мне.

 

Текст может также «ничего мне не говорить», но дру­жеская беседа состоит не только из обмена словами, но и из минут молчания, которые могут быть красноречивы, ибо говорят Богу о моей пустоте рядом с его полнотой, раскрывающейся в Его Слове, а мне говорят о необходимости целиком подчиниться текстувсего себя приложи к тексту»): только после этого я смогу приложить к себе прочитанное:все прочитанное приложи к себе»).

 

Такое молчание зачастую бывает спасительно, даже если оно выдает ока -менелость и сухость духовную, ибо помогает нам сосредоточить взгляд на Боге, ожидать Его в чтении Писания и возносить Ему хвалы этим молчанием, которое одно может придать смысл нашей неспособности молиться.

Но Бог наполнит его, как наполняет Он открытые уста псалмопевца (ср. Пс 80:11).

Может также случить­ся, что мы столкнемся с темными словами, непонятными текстами; темны речи Валаама, сравнивающие Бога с единорогом (Чис 23:22), темна весть, исходящая из пламени Синайского, темны язы­ки огня Пятидесятницы. Но эти образы при чтении и повторении их должны вызывать в ответ не умозрительные рассуждения, но любовь, ощущение, что Весть превыше нас.

Бл. Августин по пово­ду трудности некоторых мест в Писании говорил, комментируя стих Пс 10:4 («Очи Его зрят; вежды Его испытывают сынов челове­ческих»):

«Порой люди находят темные места, и очи Бога как бы закрыты: тогда они подвигаются на поиски; другой раз находят, что очи Бога открыты, и речи Писания ясны: тогда они видят свет и радуются тому. Но существование темных и ясных мест в священ­ных книгах подобно очам Божиим, которые испытывают сынов че­ловеческих: тех, кого темнота речей не раздражает и не утомляет, но подхлестывает, и тех, кого понимание не наполняет гордыней, но укрепляет в вере»43.

 

Монашеская мудрость у преп. Макария Ве­ликого определяется так: «Довольствуйтесь тем, что можете по­нять, и старайтесь применить это в жизни; тогда что было сокрыто от вас, откроется вашему духу

 

Преподобный пустынник Памва любил повторять: «Уста мо­наха святы, ибо беспрерывна его беседа с Богом»44;

и в самом деле, Писание было голосом их молитвы и зеркалом их созерцания.

Преп. Кассиан именно в беспрерывности чтения видел одно из средств, способных усиливать веру, а молитву делать более чис­той:

 

«Вот к чему ты должен стремиться всеми способами: усердст­вуй с постоянством и прилежанием в святом чтении, дабы непре­станная медитация пропитала твой дух, а Писание словно превра­тило бы тебя в свое подобие»45.

 

Прилежание в чтении есть к тому же знак и мера нашей духов­ной жизни. Всякое духовное развитие проистекает из чтения и медитации над Писанием, а не из наших собственных решений, принимаемых безотносительно к силе Божией.

 

Амос пророчествовал: «Вот, наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, — не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних» (8:11).

 

Если мы — су­щества духовные, то томимся жаждой, и только Слово может такую жажду утолить.

Монахи в древности испытывали этот голод и эту жажду и их прилежание в молитвенном чтении засвидетельствованно многократно.

Бл. Иероним рассказывает о своем опыте и о том, как потребность в чтении была у него столь сильна, что отгоняло от него сон и увещевала его так: «Денно и нощно усердствуй в чтении. Сон да застанет тебя с книгой в руках, и святая страница да примет клонящуюся голову твою»46;

Петр Достопочтенный восхваляет монаха, «чьи уста беспрестанно твердят святые слова»47.

Эти свидетельства следует читать в свете Пс 118:

«Утверди Слово Твое рабу Твоему... в полночь вставал славословить Тебя... ныне слово Твое храню... уповаю на слово Твое... размышляю об откровениях Твоих... укрепи меня по слову Твоему... радуюсь я слову Твоему».

 

Подобная беспрерывность чтения нужна, чтобы сродниться с библейским миром; это ясно видел бл. Иероним: «Чтение порождает усердие, усердие порождает близость, близость порождает и укрепляет веру»48.

Нельзя подбирать в рассеянности какие-то обрывки Библии: мы должны погружаться в нее, сливаться с ней, быть так с ней близки, чтобы хранить ее в глубине нашей души и беречь как память, воспоминание.

Очевидно, что Песнь Богородицы излилась из сердца, наполненного Писанием, что она родилась в библейском сердце Так и мы нуждаемся в таком усердии, которое — через мо­литву ли, через крепкую ли верой жизнь, — приводит нас к гармо­нии с духом Писания.

Несомненно, Библия — это книга, которая открывает свои сокровенные тайны тому, кто постоянно с ней общается.

Только долгое и неизменное общение позволяет привыкнуть к ее языку и об-разным выражениям.

 

Исидор Севильский говорит: «кто хочет все­гда пребывать в единении с Богом, тот должен часто читать... и охотно слушать Священное Писание... ибо двигаться дальше мож­но только с помощью чтения и медитации. Чего мы не знаем — то узнаем из чтения, а что узнали — то сохраним в медитации!»49.

 

А св. Амвросий увещевал: «Всякий день размышляйте над Словом Нижним. Возьмите себе в советчики Моисея, Исайю... Петра, Пав­ла, Иоанна... Возьмите себе как высший образец Иисуса Христа, и так сможете соединиться с Отцом. Беседуйте с ними, размышляйте с ними весь день»50.

 

Сделав такие уточнения, мы можем начать читать. Нужно читать, пропуская текст через себя, созерцать его и сразу же после этого запирать душу, не включая еще других наших способностей, кроме внимания.

«В простом чтении — пишет Гийом Фирмат, — говорят Отец, Сын и Дух Святой. О сладостная беседа!»51.

Речь идет о слушании и приятии еще до размышления, то есть о слуша­нии Слова как жизненном процессе.

Читать нужно всем своим ес­теством: телом, поскольку обычно и губы произносят слова; памя­тью, которая эти слова запечатлевает, разумом, который проникает в их смысл. Плодом такого чтения будет опыт.

Текст надо читать как он есть, чтобы воспринимать его по-на­стоящему, в том смысле и в той форме, какие ему присущи, и не стараться как можно скорее найти ему приложение;

не надо слу­шать его в зависимости от обстоятельств нашей жизни и наших представлений.

Нужно избегать всякого субъективизма;

Слово следует воспринимать объективно и стараться понять, что означа­ет текст сам по себе.

Не нужно стремиться к силе психологического воздействия, которое легко могло бы стать подручным средством при соприкос­новении с миром и его искушениями.

Не следует добиваться зара­нее намеченных результатов, иначе мы погрязнем в самодостаточ­ных поисках.

Отгоним от себя соблазн: никакой интроспекции, но взгляд на нашу действительность как бы со стороны, взгляд на то, что освещено Богом.

Нужно глядеть очами Божиими, насколько это возможно, а к такому зрению мы можем приблизиться, учась читать и видеть мир, как Он его увидел и прочел: разве Писание — это не то, что Бог читает и видит в человеке и мире?

Нужно слышать голос, воспринимать Слово как то, что ныне всегда идет к нам. Да, это Слово кажется нам связанным с каким-то событием прошлого, с давней историей, но коль скоро оно — сила и власть Господня, то оно воссоздает для нас новый день всякий раз, когда мы его слышим: «О, если бы вы ныне послушали Гласа Его» (Пс 94:7).

И потому следует не гадать, как звучало Слово в тот момент, когда было написано, но воспринимать его так, словно оно было произнесено сегодня впервые.

Только в таком случае чтение будет живым, исполненным смысла, плодотворным; только в таком слу­чае мы осознаем, что есть Бог, говорящий ныне через Христа, и су­меем подчиниться этому голосу, воспринять его и сохранить в се­бе.

Семя брошено в добрую землю, и спим ли мы или бодрствуем, оно всходит и растет(ср. Мк 4:26-27).

26 И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю,27 и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он,(Мар.4:26,27)

 

Наши усилия должны быть направлены лишь на то, чтобы пребывать в Слове: «Если пребуде­те в Слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину» (Ин 8:31-32).

Пребывать в Слове означает пребывать близ Христа, чтобы становиться Его учеником.

Двое призванных по­шли за Ним и остались с Ним: 39 Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа.(Иоан.1:39)

Иисус не требовал от них иного. «Ес­ли пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут» (Ин 15:7), то су­меете молиться как должно и будете услышаны. Это самое сущест­венное для молитвенного чтения: пусть молитва изливается чис­той, угодной Богу — и цель будет достигнута.

Попытаемся ничего не растерять из того богатства, которое заключено в этом методе.

При чтении нужно искать, то есть медитировать.

Искать при чтении! Кого или что мы должны искать? Какие нужно употреблять способности и средства?

Искать значит анализировать текст, направлять внимание на его слова, на контекст.

 

Разумеется, мы не можем не принимать в расчет то обстоятельство, что современная библеистика, филоло­гия и экзегетика существенно облегчают нашу задачу. Если уче­ность не бесплодна, то она может привести к более разносторонне­му, более полному чтению текста, как показывает пример бл. Иеронима. Поэтому мы должны использовать имеющиеся в нашем распоряжении средства культуры, чтобы достичь самого высокого на сегодня уровня и наибольшей глубины в понимании текста.

Требуемое при молитвенном чтении постижение текста суще­ственно зависит


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 112; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты