КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Для нас она как печеная лепешка, приготовленная для Илии во время его странствий по пустыне ,
5 И лег и заснул под можжевеловым кустом. И вот, Ангел коснулся его и сказал ему: встань, ешь.6 И взглянул Илия, и вот, у изголовья его печеная лепешка и кувшин воды. Он поел и напился и опять заснул.7 И возвратился Ангел Господень во второй раз, коснулся его и сказал: встань, ешь; ибо дальняя дорога пред тобою.8 И встал он, поел и напился, и, подкрепившись тою пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива.(3Цар.19:5-8)
как колодезь с водою в пустыне для Агари
19 И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою, и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока.(Быт.21:19)
как физическое присутствие Христа для Иоанна, припадшего к груди Его на Тайной Вечере (Ин 13:25).
25 Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это?(Иоан.13:25)
Мирная беседа с Богом, без всяких иных желаний, кроме как оставаться близ Него. Присутствие и близость, которые становятся все молчаливее, как бывает между любимым и любящим на прогулке, когда в известную минуту, после разговора и вспышки радости от того, что они вместе, они просто идут рядом. Больше ничего не произносится, говорят только глаза и сердце. Так, все больше сближаясь с Богом, мы глубоко познаём Его мысль, видим, как сердце Его открывается в тексте, и предаемся Ему. Гвиго II Картезианец завершал молитвенное чтение такой молитвой: «Ты преломляешь для меня хлеб Священного Писания, и, преломляя этот хлеб, Ты даешь мне познать Себя. И тогда чем больше я Тебя познаю, тем сильнее желаю познать Тебя, не только на поверхности слов, но в чувственном восприятии опыта. Молю об этом не ради заслуг моих, Господи, но ради милосердия Твоего. Каюсь, я — душа недостойная и грешная; но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Дай же мне залог будущего наследия, Господи, пошли мне хоть каплю небесного дождя, чтобы немного утолить мою жажду, ибо я сгораю любовью»64. Все это порой нелегко, и подобная молитва—не в порядке вещей; вот почему нужно прилежание в молитве, нужно стучаться, чтобы нам отворили, а еще лучше — дать Христу в тексте стучаться все громче, чтобы мы услышали голос Его и отворили дверь . 20 Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.(Откр.3:20)
И тогда Он входит, садится за стол с нами, не говоря ничего, ибо когда Он здесь, нам больше нет нужды слышать Его слово. Он Сам — Слово, ставшее плотию. Нам остается только созерцать Его на последней стадии молитвенного чтения — на стадии созерцания. Созерцание —-это не то, чего можно добиться собственными усилиями, не какое-то состояние, нежданно приходящее извне, но естественный зрелый плод того зерна, которое есть наше молитвенное чтение.
Конечно, Господь теперь уже с нами за столом. Мы стучались в молитву и вошли в созерцание. Тут и синергия, ибо и Он из текста стучался и наше сердце и вошел в самую глубинную и сокровенную часть нашего существа. Нам остается только глядеть и созерцать, как Мария из Вифании у ног Иисуса ;
38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;39 у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.(Лук.10:38,39)
и тогда, если мы отвлечемся, непременно послышится голос: «Учитель здесь и зовет тебя».
28 Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя.(Иоан.11:28)
И каждая страница Писания открывает Христа и являет Его в молитвенном чтении. Он возвещает нам о Себе, повергая нас в изумление. Восхищение, удивление, изумление: вот что такое созерцание прежде всего. Взгляд Божий, который мы почувствовали на себе при молитвенном чтении, становится теперь нашим собственным глубинным взглядом, которым мы смотрим на мир и на других, открывая повсюду присутствие Божие. Созерцание — это не экстаз, не какой-то необыкновенный опыт; это обычная вещь — смотреть на Того, Кто «прекраснее сынов человеческих» (Пс 44:3), Кто «благ и благодетелен» (Пс 102:3 слл. и 118:68). Это опыт веры, а не видения, ибо мы по-прежнему ходим светом веры, а не видением 7 ибо мы ходим верою, а не видением, (2Кор.5:7) Покрывало, скрывавшее от нас Писание, снято, потому что оно снимается Христом 14 Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.15 Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их;16 но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.17 Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.18 Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.(2Кор.3:14-18) Так мы приходим к созерцательному постижению, о котором говорит ап. Павел в : 16 да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, 17 верою вселиться Христу в сердца ваши, (Еф.3:16,17)
|