Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Христос вселяется верою в сердца наши, и внутренний человек, то есть наше сердце, созерцает Его, видит Его очами веры.




Созерцание, следовательно, не может быть плодом медитации, совершаемой с усилием и напряжением воли; оно дар Того, кто просвещает очи наши, «очи сердца нашего»

Мы приближаемся к тому постижению Бога, которого требо­вали пророки, и прежде всего Осия (6:6): «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжения» (т.е. волевых действий).

Иоанн из Фекана так описывает свой опыт:

«Нет для ду­ха моего радости большей, чем когда я возношусь к Богу единому, с кротким взглядом чистого сердца! Все смолкает, все успокаива­ется, сердце пылает любовью, в душе царит радость, память испол­нена силы, а разум — света. И весь мой дух, пламенеющий желани­ем созерцать Твою красоту, ощущает восторг любви к невидимо­му!»65.

Созерцание должно нас приводить к восторгу перед благами невидимыми, как поется на Рождество словами Ап. Павла 18 когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно. (2Кор.4:18).

Восторг веры, а не чувств, тем более не ощущений; восторг, в котором мы постигаем, отказываясь постигать, и до конца предаемся Богу.

Не забудем, что главное при этом переходе от молитвы к созерцаниювера, соединенная с любовью;вера, которая от­крывает нам славу сияющую на лице Христа 6 потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить [нас] познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.(2Кор.4:6), любовь, которая обрывает наше стремление к глубокомыслию и напротив, заставляет нас сильнее желать, сильнее любить.

Медитация прекращается, и мы вступаем в созерцание, отбро­сив всякие мысли. По этому поводу Митрополит Антоний Сурожскийзамечает:

«После того как медитация привела нас к созерца­нию, становится излишним искать и думать. Глупо размышлять о Боге, когда мы в Его присутствии! Святые Отцы всегда остерегали нас от попыток подменять встречу с Богом мыслями о Боге»66.

Тут мало что можно сказать. Только каждый из нас в состоя­нии измерять глубину созерцания, широту, глубину, долготу и вы­соту тайны Христа 18 чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота,(Еф.3:18).

Здесь мы можем уже и не созна­вать, что молимся, и тогда молитва наша совершенна. Св. Антоний Великий, отец монашества, справедливо говорил: «Молитва не со­вершенна, если монах сознает себя и сознает, что молится!».

Вся­кий взгляд на себя самого становится невозможным, как и всякое ощущение молитвы: перед нами только лик Христа, и в Его свете мы созерцаем свет Бога, свет Отца.

Тело наше существует, но мы не чувствуем его, и оно незаметно для нас преображается от славы к славе в образ Того, Кого мы созерцаем 18 Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.(2Кор.3:18).

Открытым лицом, как в зеркале, взираем мы на славу Христову и становимся с Ним одно. Молитвенное чтение, достигшее порога видения, стано­вится эсхатологическим, готовит к тому последнему мигу, кото­рый есть пришествие Христа, когда созерцание обретает вечность.

Молитва Слову приносит такой плод, который ускоряет конечное, последнее событие, и одновременно есть провозвестие его.

Верующему, имеющему такое постоянное общение со Сло­вом, нет нужды напоминать, что ему остается только исполнить это Слово. Следующий раздел я хотел бы начать несколькими разъяснительными строчками, а назвать его мы могли бы, как до­полнение к методу молитвенного чтения, так: «Исполняйте Слово, и будете свидетельствовать о Господе».

Но это бы выходило за пределы темы, которую мы для себя определили, и к тому же мы знаем, что Слово может (то есть спо­собно) призывать, обращать, действовать.

Слушающий Слово дол­жен стать исполнителем Слова

24 Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;(Матф.7:24)

22 Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. (Иак.1:22)

Только так он достигает той цели, которую поставил себе в молитвенном чтении: близости, соседства, общения с Богом.

Мера этого общения, выра­женная в человеческих понятиях, использованных Христом — «братья», «сестры», «сыны», — зависит от исполнения воли Гос­подней, от осуществления Слова Божия на деле, в любую минуту и при любых обстоятельствах 48 Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои?49 И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои;50 ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.(Матф.12:48-50).

Кесарии Арльский учил, что слушание Слова не может остав­лять слушателя равнодушным.

Слово Божие несет искупление или осуждение тому, кто его приемлет, как евхаристическое тело Хрис­та 29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.(1Кор.11:29).

Он проповедовал: «Если кто не исполняет Сло­ва на деле, то оно, подобно манне, рождает червей пожирающих». Так судит и разит меч обоюдоострый — Слово.

После того, как Слово возвещено и принято, сохранено, сло­жено в сердце так, как это делала Мария

38 Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.(Лук.1:38),

19 А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.(Лук.2:19)

51 И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. (Лук.2:51)

нужно навещать ближнего, служить ему (ср. Лк 1:39-45).

39 Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин,40 и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.41 Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа,42 и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!43 И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?44 Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.45 И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.(Лук.1:39-45)

 

Истинное слу­шание Слова побуждает к делам, к тому, чтобы идти в мир наве­щать человека и стараться, чтобы в сердце его взыграл тот образ, который всегда отзывается на голос Создателя — своего оригина­ла, своего прототипа.

Итак, мы должны стараться осуществить Слово применительно к каждому; так люди могут прославить От­ца, Который Словом Своим производит в нас и хотение и действие 13 потому что Бог производит в вас и хотение и действие по [Своему] благоволению.(Фил.2:13).

Молитвенное чтениене только школа молитвы, но и школа жизни. Здесь Бог зовет нас, говорит с нами, побуждает нас к ответ­ному послушанию — для того, чтобы направить нас в мир, сделать из нас «посланцев», «миссионеров».

Подобный переход от молитвенного чтения к действию так описан у св. Амвросия:

«Молитвенное чтение ведет нас к соверше­нию добрых дел. Ибо как целью размышления над словами являет­ся запоминание их, дабы мы не забывали слов, о коих размышляли, — так размышление над законом, над Словом Божиим, склоняет и ведет нас к действию».

 

Заключение

 

Эти первичные замечания о молитвенном чтении Писания от­крывают возможность заново приобщиться к древнему как Цер­ковь методу чтения, методу, который, в свою очередь, глубоко ко­ренится в иудаизме. *

Не думаем, что сказали нечто новое; мы просто вкратце на­помнили о святоотеческой и монашеской традиции, которая пре­вратила молитвенное чтение в истинный хлеб посредством дейст­вия Божиего, литургии Слова, молитвы.

Закончим таким наблюдением: нам представляется, что веру­ющий, который следует этому методу, приспосабливая его к себе соответственно своим духовным особенностям, подобен иконо­писцу, каких мы узнали на Афоне и знаем рядом с нами. Писать икону — значит совершать видимую, переведенную в образы мо­литву Слову, ибо из рисунка, как из текста, понемногу является тот исполненный света и славы лик Христа, который нам видим в созерцании.

Во свете Божием мы видим свет (ср. Пс 35:10). Бл. Августин толкует это так:

«Бог говорит тайным образом, Он многое произно­сит в сердце: великий отзвук рождается в глубоком молчании серд­ца, когда Он громким голосом возвещает: Я—спасение твое».

Мо­литвенное чтение помогает нам каждый день слышать этот звуча­щий в нас голос: «Я, Господь, — спасение твое!» (ср. Пс 34:3).


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 213; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты