КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Примечания. 1. Св. Амвросий, «Об обязанностях клириков», I, 20, 88.
1. Св. Амвросий, «Об обязанностях клириков», I, 20, 88. 2. Сет. Иоанн Златоуст, «Беседы о Прискилле и Акиле» (беседа I). 3. На современном этапе обновления религиозной жизни только нищенствующие монашеские ордена и XXXI Генеральная конгрегация Общества Иисуса открыто призвали к молитвенному чтению отцов Церкви. 4. RВ 4.55-56; 48; 49,4. 5. Св. Игнатий Антиохийский, «Послание к Магнезийцам» VIII, 2 (следуя чтению, принятому в изданиях под редакцией Дж. Лайтфута и Дж. Хармера 1891 г. и Д. Буэно 1979 г.); см. Его же «Послание к Ефеся-нам» XIX, 1: «От князя мира сего укрылась девственность Марии и материнство Ее, так же, как и смерть Господа, сии три великих таинства, свершившихся в Божественной тишине», и Там усе, XV, 1: «Един есть учитель, сказавший, и (все) соделалось, и то, что со делалось в безмолвии, достойно Отца». 6. Бл. Августин, «Изложение Псалмов», СХХХГХ, 3; см. также ЬХ1, 18. 7. Бл. Иероним, «Толкование на Псалмы», СХЬУП; см. также Его же «Толкование на Екклезиаст», III, 13. О соотношении Писания и Евхаристии см. также Бл. Августин, «Толкование на Евангелие от Иоанна», IX, 1 -17; Сет. Иоанн Златоуст, «Беседы на книгу Бытия», VI, 2; Руперт из Дейц, «Толкование на Евангелие от Матфея», V, 6; Ориген, «Толкование на книгу Исход» XIII, 13. Этот последний текст, где Ориген комментирует Исх 35:4-5, заслуживает более полного цитирования: «Подумайте, воспринимаете ли вы и удерживаете ли внутри себя Божественные слова, опасаетесь ли, как бы они не ускользнули от вас и не пропали. Я желаю побудить вас к тому, чтобы вы старались удержать в себе слово Божие, сошлюсь же на пример из вашей церковной жизни: присутствуя постоян но при Божественных таинствах, вы знаете, с какой благоговейной бережностью вы принимаете тело Господне, подаваемое вам в причастии, вы боитесь и крошку уронить, дабы не утратить частицы освященного сокровища. Вы чувствуете вину — и не напрасно—если по нерадению вашему пропадает малая его толика. Когда же подобные предосторожности вы соблюдаете, принимая тело Господне, как можете вы помыслить, что небрежение Словом Божиим заслуживает наказания меньшего?» 8. Св. Игнатий Антиохийский, «Послание к Филадельфийцам», V, 1. 9. Св. Ириней Лионский, «Против ересей», III, 18,1. 10. Гуго из Сен-Виктора (Гуго Викторинец), «De arca Noe morali», II, 8 (РЬ 176,642 СО), в том же тексте далее: «„.и потому, что читая Писание, мы ищем через познание деяний, слов и предписаний Христа того, что позволит счесть нас достойными исполнить Его повеления и получить обетованное Им» (РЬ 176,642 О). 11. Ял. Августин, «Исповедь», XI, 26,3-4. 12. Ориген, « In Canticum Сanticorum Hom» 85 (комментарий на Мф 26:26 и ел.; РО 13, 1734 АВ). 13. Сет. Григорий Назианзин, «Молитва», ХЬУ, 16. 14. См. Ориген, «1п ЕуапцеНит аесипсЬип МайНаеит», XIV, 6. 15. Преп. Нил Синайский, «Послания», III, 295. 16. Ориген, «ш Саппсшп Сапйсотт Нот.» 1,7 (5С 37 Ыз, 95). Отметим все же, что эти слова исходят из уст Церкви: «Я, Церковь, я, невеста, я, непорочная, поставлена стеречь виноградник сынами матери моей [то есть синагоги), некогда боровшимися со мной [подразумевается св. апостол Павел]». Но известно, что для Оригена «Церковь — это собрание святых. Она есть единая личность, образованная собранием всех» («1п Сапп-сшп Сотт.» I: Р§ 13,84 С). И в том же комментарии Ориген говорит: «невеста, то есть Церковь или устремленная к совершенству душа» («1п Сап-исшп Сотт.» III: РО 13,159В). Так от Церкви он переходит к верующей душе: «Б ты, следовательно, будучи Церковью, обрати свои слова к дщерям Иерусалима» («1п СапИсшп Саписогшп Нот» 1,6 (8С 37 Ыз, 91). Почему Ориген и может призвать: «Созиждем и мы святилище Господу, все вместе и каждый по отдельности. Святилище сие есть Церковь, святая, без пятна и без изъяна...» (1п Ехоёип, IX, 3: 8С 16,2.11). 17. Св. Бернард, «шСапйса Зегт.» ЬУП, 3 (РЬ 183,1051 В); см. также «ш Саппса Зегт.» ЬХУШ, 1 (РЬ 183,1108 С): «Невеста это мы», и прекрасное заключение к проповеди XII, где Бернард переходит от Церкви к душе, к обеим прилагая слово «невеста». 18. Сет. Иоанн Златоуст, «Толкование на Послание к Ефесянам», VI, 21,1-2. 19. Сет. Иоанн Златоуст, «Толкование на Евангелие от Матфея», 11,5. 20. Сет. Иоанн Златоуст, «Толкование на Евангелие от Матфея», V, 1. 21. Сет. Иоанн Златоуст, «Толкование на книгу Бытия», У1,2. См. канон 19 Трулльского собора: «Пастыри церкви должны наставлять народ ежедневно, но особливо по воскресеньям; они должны также толковать Писание, исходя из толкований Отцов». 22. Об иудейских корнях и практике Отцов Церкви, см. статью «Ьес-1ю (Куша е41есШге зршшеПё» в «В1с1юппа1ге <1е ЗршШаШе», 1.1Х, соИ. 470 и ел.; см. кроме того Р. ЬеппагА, А. С. А\гП, «Ьа 1е«цга еЬписа о*е11а 8сп«и-га», Возе, 1989. 23. Ж. Леклерк, «Гуманистическая культура и упование на Бога». В «Ьа 1есй'о д!ута ди Х1ёте аи Х1Уёте з1ёс1е» (8йкНа Мопазйса 8 [1956], 267-293), Леклерк показал, что в монастырях противились схоластической культуре. Но он подчеркивает, что, судя по подавляющему большинству известных писаний, монахи сохранили постоянство в представлениях о человеческой жизни прежде всего, затем о христианской жизни и, наконец, о собственно монашеской жизни. Их ведение жизни и человеческой деятельности сообразовывались с видением домостроительства спасения в целом. Вопрос, следовательно, не в методе, а в таком целостном взгляде на жизнь, который формировался бы исходя из молитвенного чтения. Впоследствии такой взгляд был исследован у Ф. Ванденбрука. Уже в недавнее время Г. Р. Эванс со своей стороны показал, исходя из схемы чтение — обсуждение — проповедь, что Бернард, «экзегет» Библии и знаток «техники» толкования, подчиняет ее единственной цели: «добиться того, чтобы каждый читатель или слушатель Слова Божия воспринял духом Божественное просвещение» («Ьес1ю, сНзрша1ю, ргаесНса-1ю: 81. Ветагд Ше Ехе§е*е», в ЗпкПа Мопазйса 24 [1982], 127-14 и особенно 143-145). 24. См. напр. Ги де Валу, «Ье топасЫзте С1шш1еп <1ез оп§шез аи ХУёте з1ёс1е» Рапз 1970, 327 и ел. Молитвенное чтение присутствует и практикуется, но акцент делается на чтении псалмов и литургии. Отсюда развитие так называемого «духовного чтения»: см. в этой связи статью: «ЬесПо сиуша е( 1есШге зршШеИе» (см. примеч. 22), а также замечания Ж. А. Винеля: «Духовное чтение не соответствует практике молитвенного чтения..., его цель отличается от целей молитвенного чтения. Предполагается, что только молитва дает единение с Богом, чтение же служит трамплином, средством наставить душу, напитать ее или помочь ей сосредоточиться. В средние века выражение «1ес(ю оЧуша» означает чтение Писания в большей гармонии со всей повседневной жизнью, и особенно в гораздо более непосредственной связи с опытом общения с Богом» («Ьа 1ес1ю Шута», в «У*е сОпзасгеё» 54 [1982 ], 289-290). 25. Второй Ватиканский собор, Конституция «О Божественном Откровении» 25. 26. См. текст в приложении. Гвиго II не первый и не единственный автор такого рода в средние века, но заслуга его в том, что, выделив четыре ступени, он дал наилучшую их систематизацию. Идея соединения молитвы с чтением проходит через всю традицию, от Оригена до бл. Иеро-нима; тройственная формула чтение —медитация —молитва использовалась более широко, особенно у цистерцианцев. Но независимо от количества ступеней, одно неизменно, как верно подчеркивает Ж.А. Винель: «Эти три или четыре ступени составляют единый путь. Они так тесно сопряжены между собой, что иной раз кажется, будто один термин употребляется взамен другого. Никогда ранняя аскеза не систематизировала медитацию или молитву до такой степени, чтобы требовать определенной последовательности мыслей или чувств, причем заранее установленной». Сам Гвиго различает четыре ступени, уточняя, что это разделение не жесткое, что все ступени объединены общим движением, так что все выделенные уровни пересекаются и влияют друг на друга... Правда, молитвенное чтение требует особого подхода и отношения, но выделенные уровни не связаны логической последовательностью и не имеют сколько-нибудь определенных границ. Молитвенное чтение предполагает различные степени приближения «главным образом благодаря тому, что имеет глубинную цель: единение с Богом» (там же, 290-291). Возможно, это не столь верно в отношении трактата <Ше тедпайопе» Гуго Викгоринца, предшествующего по времени: для трактата характерны интеллектуальный тон и повышенный интерес к морали, этап «медитации» выделяется как ценный сам по себе, причем как одна из пяти ступеней: «чтение—медитация — молитва — делание — созерцание». Чрезвычайно показательно, что объектом медитации является уже не только Писание (II часть), но главным образом «творения» (I часть) и затем «нравы» (III часть). 27. Гвиго, «Письма о жизни созерцательной», 3. 28. Симеон Новый Богослов^ «Молитва XV, «О Священном Писании». «В самом деле, другие писания могут быть поняты и восприняты читающими, но писания Божественные, говорящие о спасении, нельзя ни понять, ни сохранить в себе без просвещения Духом Святым». 29- Сет. Григорий Великий, «Беседы на пророка Иезекииля», VII, 11 (РЬ 76,846 АВ). . ••- 30. 121 (8С 223,239). 31. Р. У. Етегу,«1.л теЧНШюп ее 1'ЕепШге», Рг. Ргашш е1 Рг. Р4е1те-Ууез, «МёЧШайоп йе ГЕсгйиге еГРпегез с!е5 Рзаитез», ВеНеГотате 1975, 32. Бл. Августин, «Изложение Псалмов», ЬХХХУ, 6. 33. Св. Амвросий, «Введение в 118 Псалом» У1,8 (РЬ-15,1270 В); «То1а ийешЫ т уегоо» (так в издании под ред. Ь. Р. Р12го1а1о, «Согатеп1о а! За1то» СХУЩЛ, МПапо — Кота 1987,246. Другое чтение: «1п уег-Ьшп»). И Амвросий продолжает: «внезапно человеку слышится голос Того, Кого он, однако, не видит. И вдруг глубинным чувством он как будто обоняет благоухание Его божественности. Ощущение это часто испытывают те, которые имеют живую веру». 34. Кесарии Арльский, «Беседа 78», 2 (СС8Ь 103,324). 35. бд. Августин, «О Троице», XV, 2, 2 (РЬ 42,1057 и ел.). 36. Вильгельм (Гийом) из Сен-Тьерри, «Ер1зго1а ад !га1ге5 топг1з Е>еЬ> (8С 223,239). 37. Бл. Иероним, «Послание к Евсгахию» XXII, 25 (РЬ 22,411). 38. Вильгельм (Гийом) т Сен-Тьерри, «О Песне песней», 1,28 (8С 82,109). 39. ПетрДамиан, «Жизнь св. Ромуальда», XXXI (РЬ, 144,982 и ел.). 40. Сет. Григорий Великий, «Беседы на пророка Иезекииля», 1.10,11. 41. Бл. Иероним, «Толкование на пророка Иезекииля», ХП (РЬ 25,369 О). 42. «Нот ешт уегЬа а 1е циегй Оеиз, зе(1 соп> — 6л. Августин, «Изложение Псалмов», СХХХ1У, 11 .^ 43. Бл. Августин, «Изложение Псалмов», X, 8. 44. См. «Зепе а1&Ьейса», РатЬо 7. 45. Кассиан, «Сопоставления», XIV, 10 (РЬ 49,970 В). 46. Бл. Иероним, «Послание к Евстахию», XXII, 17 (РЬ 22,404). 47. Петр Достопочтенный, «О чудесах», 1,20 (РЬ 189,887 А). 48. Бл. Иероним, «Послание к Азелле», XIV, 2 (РЬ 22,481). 49. Исидор Севшьский, «Мысли», Ш, 8,2-3 (РЬ 83,679 В). 50. Св. Амвросий, «Введение в 118 Псалом», XIII, 7. Контекст дает конкретный образ, поясняющий мысль Амвросия: «Размышляй весь день над Законом: просто проглядеть его недостаточно. Ведь когда ты хочешь купить поле, когда ты торгуешь дом, ты зовешь опытного человека, изучаешь с ним положения закона, и, опасаясь впасть в ошибку, не полагаешься на себя одного. Так вот, тут речь идет о том, чтобы приобрести тебя. Обсуди же, какова твоя цена! Размысли, чего ты хочешь, каково твое имя, и какую получишь прибыль! Не поле получишь, не деньги, не драгоценности, но Иисуса Христа, Который дороже всякой цены, более всякой щедрости». Об этом толковании св. Амвросия см. Д. Оогсе, «Ь'иза§е о!е 1а Заш(е Есгйшге й'аргёз «ГЕхрозШо т рзашшт 118» ее &ат1 Атокнзе» в «Ьа У1в 8ри-1ше11е» 8 (1923), 616-641. 51. Гилъом Фирмам, «ЕзоПагюпе» в «Апа1ес1а Мопаайса», зесопйа зепе, Яота 1953, ЗШсНа Апзе1т1апа 31,43* строки 397-404. 52. Кассиан, «СопЬЛюпез» XIV, 11 (РЬ 49,972 В). 53. «Ь姧епёа ее! Ъеа1о Ргапсезсо ёа 81епа», в «Моттеп1а Огёт1з Зегуошт 8. Маг1ае». Публикация начата в .1897 и прекращена в 1930 г., V, ВшхеИез, 26 54. Там же. 55. Вильгельм (Гийом) из Сен-Тьерри, «Ер1з1:о1а аи п-ап-ез топ1ез Ве1» 121-122 (8С 223,239-241). 56. Св. Нахрмий Великий, «Устав», 122.0 медитации над Писанием, важной составляющей духовности Пахомия, см. «Расот1о е 1 зио! Шзсеро-Н: ге§о!ее зспШ», Возе 1988,89. 57. Сет. Василий Великий, «Послания», II, 4. 58. Анонимное сочинение для послушника, на него ссылается Лек-лерк (см. примеч. 23). 59. См. V. ОссЫаИт, «Ргапсезсо 6"АБ51з1», в АА.УУ., «Рге§аге 1а В1ЬЫа...». 60. Гвиго, «Письма о жизни созерцательной», 5. 61. Извлечение из «Апа1узе де !а рпеге», см. «Ьа рпеге, СасЫегз де 1а Йегге-чш-У1ге», 1954, 159-160. 62. Бл. Августин, «Изложение Псалмов», XXIX, 16. 63. Бл. Августин, «Изложение Псалмов», ЬХХХУ, 1: «КоИ аИциШ дь сеге зте 111о, е( поп &сИ аНяиШ зте (е». 64. Гвиго, «Письма о жизни созерцательной», 6. 65. См. «Ш тайге ее 1а у*е зр1г1Ше11е аи Х1ёте &1ёс1е, Деап ее Ре-сатр», Раг1з 1946, 142. 66. Антоний, митрополит Сурожский, «Молитва и святость», рукопись, экземпляр которой имеется у автора данной книги. См. также Л. Буйе, «Введение в духовную жизнь»: «Если молитвенное чтение это нечто, достойное сего имени, созерцание не будет по отношению к нему чем-то внешним; наоборот, молитвенное чтение—это невидимая движущая сила веры и увенчание любви к этой вере».
|