КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Говорить — значит выражать то, что заключено в вещах, открывать и проявлять то, что за ними таится, как бы их глубинную динамическую сущность, их предназначение.Когда Бог говорит, Он творит вещи, велит им явиться на свет; когда Бог дает имя вещам (ср. Быт 1:5, 8), 5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. 8 И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй. (Быт.1:5.8) Он их подчиняет Себе, простирает над ними Свою власть, даст им осуществить их собственное предназначение, ибо Слово Его не возвращается к Нему тщетным и совершает то, для чего Он послал его (ср. Ис 5 5:10-11 и Быт 1:1 -31). 10 Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, -11 так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его. (Ис.55:10,11)
В таком древнееврейском понимании, столь отличном от наших привычных представлений, почерпнутых из греческой культуры, Слово всегда властно, могущественно и не противопоставляется действию, но вбирает его в себя как свою составную часть. Вот, следовательно, что мы находим в Писании: не трактат о жизни, человеке и истории, но глубинную сущность всего, верховную власть Бога, проявляющуюся и пребывающую в этой сущности. Слово Божие — не книга или сборник текстов, но семя(19 ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого означает посеянное при дороге.(Матф.13:19) то, что содержит в себе жизнь (47 ибо это не пустое для вас, но это жизнь ваша, и чрез это вы долгое время пробудете на той земле, в которую вы идете чрез Иордан, чтоб овладеть ею.(Втор.32:47) )и эту жизнь развивает, чтобы вырастить великое древо Царства Божия.
Это семя исходит в истории, как и в жизни каждого отдельного человека, растет, наполняя действительность присутствием чего-то нового, освящает, ибо питает и дает пищу тем, кто его приемлет, и светит (Пс 118:105), ибо открывает тайны вещей, вразумляя и простых(Пс 118:130) и приводя сами вещи к их полному завершению (ср. Ин 17:17; Деян 19:20; Евр4:12;1 Пет 1-23;Лк8:11;Мк4:13-20,26-32).
17 Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина.(Иоан.17:17)
20 С такою силою возрастало и возмогало слово Господне. (Деян.19:20)
12 Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.(Евр.4:12)
23 [как] возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек.(1Пет.1:23) 11 Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;(Лук.8:11)
13 И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?14 Сеятель слово сеет.15 [Посеянное] при дороге означает тех, в которых сеется слово, но [к которым], когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их.16 Подобным образом и посеянное на каменистом [месте] означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его,17 но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются.18 Посеянное в тернии означает слышащих слово,19 но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода.20 А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат. (Мар.4:13-20)
26 И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю,27 и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он,28 ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе.29 Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.30 И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его?31 Оно - как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле;32 а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные.(Мар.4:26-32)
Бог создал все вещи посредством Слова: оно было у Него еще до Творения, и во время Творения было при Нем художником(33 Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте [от] [него]. (Прит.8:33) ), вливая свою силу в создания, являвшиеся на свет, и налагая на них свою печать. Оно есть орудие Божие: посланное на Иакова (Ис 9:8) или на землю (Пс 147:4), оно течет быстро и превращает историю человечества в историю Спасения (Пс 18:5; Рим 10:18; 2 Фес 3:1). И вот почему Слово Божие наполняет вселенную: оно есть воля Бога, начертанная на всякой вещи, источник всего живого. Через Слово Божие мы явились в мир, им мы живем и движемся и существуем (28 ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: "мы Его и род". (Деян.17:28) ), ибо оно направляет всякую вещь и возникает из всякой вещи; и если мы слышим его глас и приподнимаем завесу, то проникаем в истинную и глубинную сущность вещей и неожиданно оказываемся перед Создателем, вступающим в общение с нами даже через вечерю (20 Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Откр.3:20 ); даже в таком всем свойственном действии, как принятие пищи. И это происходит не только через глубинное призвание вещей в порядке Творения, но и потому, что Слово Божие явилось среди нас, стало видимым в Иисусе Христе. Поистине, это Слово, Премудрость Божия, от сотворения мира начало свое центростремительное движение, пока не стало плотью, пока не превратилось в Человека, носившего имя Иисус. Слово было для всех, но сосредоточилось в откровении, данном Аврааму, Исааку, Иакову, в откровении иудеям. Оно было небесным, но укоренилось в одном городе, Иерусалиме, поселившись среди людей (1 Премудрость прославит себя и среди народа своего будет восхвалена.2 В церкви Всевышнего она откроет уста свои, и пред воинством Его будет прославлять себя:Сир.24:1,2 ). Оно стало близко нам, в устах наших и сердцах наших, чтобы исполнить его (Втор 30:14). Оно было вечным, но стало конечным в Иисусе, Человеке, как и мы. «Слово стало плотию, и обитало с нами» (Ин 1:14), «Слово вышло из тишины, из тайны, и пришло к нам», как говорит Игнатий Антиохийский5. Итак, Слово обрело имя, стало Человеком, зеркалом Бога, образом Бога невидимого (15 Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; Кол.1:15 ). «И вот уже нет в Писании такого места, где не слышался бы Христос», — утверждает бл. Августин6. И не только; но как нельзя узнать Отца, кроме как через Сына (27 Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.Матф.11:27).
|