КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Четыре причины, совлекающие нас с этих ступеней
Существуют и общем четыре обстоятельства, которые могут столкнуть нас с этих ступеней: Неизбежная нужда, полезность некоего доброго дела, Слабость самого человека, мирская суета.
Первая извинительна, вторая терпима, третья достойна сострадания, четвертая предосудительна. Она поистине предосудительна: тому, кто в поведении споем совращается подобными обстоятельствами, лучше бы вовсе на знать благодати Божией, чем сворачивать назад, ее познав. И вправду, какое может быть извинение для такого греха? Господь вправе будет сказать тому человеку: «Что еще Я должен был сделать, чего не сделал? Ты не существовал еще, а Я тебя создал; ты грешил, ставши рабом дьявола, а Я искупил тебя; ты поступал заодно с нечестивыми, а Я избрал тебя; Я дал тебе благоволение в очах Моих и пожелал обитать близ тебя. Но ты Меня презрел, и не только словами Моими, но и Мною Самим ты пренебрег, чтобы вернуться к страстям своим». Боже всеблагой, сладчайший и кроткий, добрый Друг, прозорливый Советчик, сколь извращен и безрассуден тот, кто отвергает Тебя, Кто изгоняет из сердца своего Гостя столь смиренного и приветливого! Какое несчастье и пагубное заблуждение — отвергнуть своего Создателя и принять взамен дурные помыслы, рожденные нам на погибель; и в один миг покинуть брачное ложе Духа Святого, тот потаенный уголок сердца, где только что вкушал небесные радости, —ради грязных помыслов, ради визга в свинарнике! Еще теплятся в сердце следы Супруга — а мы уже питаем прелюбодейные желания. Не подобает, не может того случиться, чтобы уши, только что слышавшие слова, которые никому не дано произносить, с такой поспешностью соглашались выслушивать небылицы и сплетни; чтобы глаза, которые еще недавно омывались святыми слезами, вдруг начинали разглядывать всякие пустяки; чтобы уста, только что певшие сладостную брачную песнь, словами жаркими и убедительными примирявшие супругу с Супругом и вводившие Его в виноградник, снова обращались к речам низменным и пустым, насылали обман и клевету. Храни нас от этого, Господи. Если же все-таки по слабости человеческой нам случиться согрешить, не будем впадать в отчаяние, но снова воззовем к милосердному Врачу, Который поднимает нищего из праха и из грязи извлекает бедняка: и Он, Который не желает смерти грешника, снова нас исцелит и перевяжет. А теперь настало время заканчивать это письмо. Будем все молить Господа, да умалит Он ныне препятствия, что мешают нам созерцать Его, а в будущем и вовсе нас от них избавит; да ведет Он нас по этим ступеням от высоты к высоте, так чтобы в конце пути мы узрели Бога богов в Сионе. Там избранные будут вкушать сладость божественного созерцания не малыми каплями и с перерывами, но напротив, будут вечно обладать в потоке наслаждения той радостью, которой никто не сможет у них отобрать, и неизменным покоем, покоем в Нем. Ты же, брат мой Гервасий, если увидишь однажды, что тебе дано свыше подняться на вершину этой лестницы, помяни меня, и молись обо мне, когда будешь в счастье: монах да приведет за собою другого монаха, и кто услышит, да повторит: «Приди!».
|