КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Медитируй...
Что означает медитировать?
Объяснить это нелегко. Разумеется, прежде всего это глубокое проникновение в смысл прочитанного, который Богу угодно тебе сообщить. Тут требуется определенное усилие, труд, поскольку чтение должно стать внимательным и глубоким размышлением. Конечно, в былые времена, когда Писание заучивалось наизусть, христианину помогало при размышлении то, что он мог с удивительной легкостью повторять в душе услышанное или прочитанное Слово. Однако и сегодня ты должен предаваться размышлению сообразно своему уровню культуры, своим способностям и интеллектуальным средствам, которыми ты располагаешь. Разумеется, правило: «Не учение, но елеосвящение, не умственное знание, но сердечное сознание, не книжное усердие, но милосердие» остается в силе; однако недопустимо и беспорядочное, случайное слушание, лишенное той дисциплины, которой требует всякая серьезная работа, и не прибегающее к вспомогательным средствам, способствующим постижению. Если можешь, пользуйся комментариями Отцов Церкви к разным книгам Писания, научными изданиями Библии, «Симфонией», чтобы толковать Библию с помощью самой Библии, экзегетическими трудами или духовными толкованиями. Однако надо всегда иметь в виду, что многие сочинения, которые притязают на духовность и серьезность, часто содержат в себе лишь личные мнения или экстатические бредни и не следуют Божественному тексту и Преданию; особенно же остерегайся тех комментариев, которые называют себя «новым подходом к Слову», но в которых Слово порабощается; духовные комментарии в литургических сборниках на праздники и на будни также должны быть тщательно отобраны, так как многие из них пересказывают непродуманные суждения, искусственно притянутые, имеющие мало отношения к текстам и наполненные скорее словами того, кто их написал, чем Словом Божиим. «Слушание — это не пассивное приятие данного текста, но и усилие христианина все глубже проникать в неиссякаемый смысл божественного Слова, в зависимости от его собственной степени совершенства и меры усердия», — говорил Ориген. Все эти экзегетические, святоотеческие, духовные подспорья без сомнения полезны для медитации и для более глубокого понимания текста, однако важнейшее в молитвенном чтении — это личное, хотя и не одиночное усилие; оно непременно будет более плодотворным, если тот, кто его совершает, имеет опыт общинной, братской жизни или жизни в приходской малой группе; тут — истинное место для ученичества у Слова, где Слово не просто вместе читают, но вместе испытывают и переживают. Подобное личное усилие должно быть направлено на поиски духовного средоточия текста: не самой броской фразы, но важнейшего сообщения, того, что теснее всего связано с событием смерти и Воскресения Господня. Старайся извлекать духовный смысл из преемственности и единства экзегезы, святоотеческих сочинений и чтения Библии с помощью Библии и ищи то, что говорит тебе Господь. Не помышляй найти то, что тебе уже известно: это гордыня! А также то, что тебе в твоих обстоятельствах было бы приятно найти: это торжество субъективного начала! Текст не всегда поддается пониманию целиком и сразу! Иной раз имей смирение признать, что понял мало или вовсе ничего: поймешь позднее. Это тоже послушание, и если тебе еще нужно молоко, то ты, конечно, не можешь питаться твердой пищей
2 Я питал вас молоком, а не [твердою] пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,(1Кор.3:2)
12 Ибо, [судя] по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища.(Евр.5:12)
Теперь, когда ты достиг определенного уровня понимания, слагай слова в своем сердце («перемалывание» Отцов Церкви), а затем применяй их к себе, к своим обстоятельствам, не теряясь в психологизме и интроспекции и не копаясь в собственной совести. С тобой говорит Бог: гляди на Него, а не на самого себя. Не впадай в уныние при тщательном анализе собственных ограниченных возможностей и собственных недостатков перед лицом божественных требований, которые Слово тебе открыло. Разумеется,Слово—это также и суд, оно читает в твоем сердце, показывает тебе твои грехи; но помни, что Бог больше сердца твоего (ср. 1 Ин 3:20) 20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, и что если Он уязвляет твое сердце, то всегда в правде и милосердии. Следует скорее дивиться Ему, Который говорит с твоим сердцем, и той пище, более или менее обильной, но неизменно спасительной, которую Он тебе предлагает, изумляться тому, что Слово положено в сердце твое и тебе не надо ни всходить на небо, ни ходить за море, чтобы узнать его (ср. Втор 30:11-14). 11 Ибо заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека;12 она не на небе, чтобы можно [было] говорить: "кто взошел бы для нас на небо и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?"13 и не за морем она, чтобы можно [было] говорить: "кто сходил бы для нас за море и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?"14 но весьма близко к тебе слово сие: [оно] в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его. Следуй за Словом, которое открывает тебе в образ Сына Божия, а ты и не знаешь, как. Слово, которое ты воспринял, — это для тебя жизнь, радость, мир, спасение! Бог говорит с тобой, и ты должен слушать Его, дивясь, подобно евреям в дни Исхода, которые видели, как Он творит чудеса, подобно Марии, поющей: «Сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его» (Лк 1:49). Бог открывается тебе; восприми Его неизреченное Имя, Его лик Любящего: войди в пространство веры! Бог наставляет тебя: подражай своей жизнью жизни Сына. Бог дарит, отдает Себя тебе в Своем Слове: прими Его, как дитя, и войди в общение с Ним. Бог лобзает тебя святым целованием: это брак возлюбленного с Любящим; так празднуй же в сердце своем любовь Того, Кто сильнее, чем смерть, чем ад, чем твои грехи. Бог порождает тебя, как Логос, как Слово, как Сына: согласись быть рожденным, чтобы самому стать Сыном Божиим. Медитация, перемалывание должны подвести тебя к тому, чтобы стать Обителью Отца, Сына, Святого Духа! Твое сердце — место совершения литургии; ився твоя личность— это храм, естество богочеловеческое.
|