КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Каковы особенности мифологического и религиозного мировоззрения?Исторически первый тип — мифологическое мировоззрение — формируется на ранних стадиях развития общества и человека и представляет собой их первую попытку объяснить происхождение и устройство мира и свое место в нем. Мифология (греч. nrythos - повествование, сказание) – фантастическое, основанное на воображении постижениее действительности в виде чувственно-наглядных представлений. Можно выделить следующие черты и особенности мифологического мировоззрения: § антропоморфность, т.е. наделение явлений и предметов окружающего мира человеческими свойствами; § синкретизм (слитность, нерасчленность знания) объективного и субъективного, мира реального и вымышленного. В мифах разных народов и культур обычно в образной форме представлены в неразрывной связи элементы и искусства, и жизненных наблюдений и т.д., что давало возможность человеку адаптироваться к миру и выработать оптимальную форму собственного жизненного устройства; § символичность, т.е. использование условных знаков для обозначения материальных и духовных предметов. Особым символом является, например, мифологическое время, обозначающее период, когда все было «не так» как теперь. В контексте мифологии прошлое – не просто предшествующий настоящему период, а образец для настоящего и будущего; § единство диахроничности и синхроничности, т.е. совмещение в мифологии двух временных аспектов – повествования о прошлом (диахронического аспекта) и объяснения настоящего, а иногда и будущего (синхронического аспекта). Сотворение мира в античной мифологии изображалось обычно как превращение хаоса в космос, который формируется путем отделения неба от земли и выделения суши из океана. В результате появляются три мира: небесный, земной и подземный. Весь этот процесс сопровождается борьбой богов и героев против демонических сил. У народов с развитыми мифологическими системами важную роль играли мифы не только о происхождении мира, вселенной (космогонические мифы), но и человека (антропогонические мифы). Мифы утверждают принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживают и санкционируют определенные нормы поведения. Оправдание сути вещей в мифах обычно превалирует над их объяснением. Содержание мифа не является предметом дискуссии, не нуждается в доказательствах и аргументации, а принимается на веру. Поэтому мифологическое постижение мира зачастую основывается на вере в сверхъестественное и близко к религиозному мировоззрению (границы древних мифов и первобытных религий чрезвычайно размыты, например, в анимизме – одушевлении окружающего мира, тотемизме – приписывании фантастических связей животных и человека и фетишизме – наделении материальных вещей и духовных предметов сверхествественными свойствами ). Мифология как тип мировоззрения и основной способ познания мира в первобытном обществе оказала значительное влияние на духовную жизнь человечества. Об этом свидетельствует, в частности, глубокое проникновение в европейскую культуру греко-римской мифологии и сказаний о богах, населяющих Олимп, о Прометее и Геракле, Дедале и Икаре, Одиссее и аргонавтах, которые вдохновляли не только художников и поэтов разных времен и народов. В этом же ряду и миф о Тантале (с ним связано современное выражение: «танталовые муки»). Тантал – персонаж греческой мифологии, сын Зевса, жестоко наказанный за совершенные им преступления. Сначала он был любимцем богов, допущенным на их пиры, но позже отплатил за это черной неблагодарностью. Он рассказал людям тайны небожителей и похитил с их стола священную пищу – амброзию и нектар. Более того, стремясь испытать всеведение богов, он однажды накормил их страшным блюдом – мясом собственного сына Пелопса. Расплата за злодеяния Тантала была ужасной. В подземном царстве Тантал стоит по горло в воде и почти касается веток с прекрасными плодами. Но не может ни напиться, ни наесться, так как вода и ветви отступают, лишь только он к ним потянется. Несчастный вечно терпит муки жажды и голода. Своя поучительная мифология была и у древних славян. Ее элементы до наших дней сохранились, прежде всего, в форме народных сказаний, притч, народных примет. Религиозное мировоззрение сформировалось на сравнительно высокой стадии развития древнего общества. Религия (от лат. religio – набожность, святыня, предмет культа; или religare – связывать, соединять), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование священного, сверхъестественного. Являясь, как и мифология, фантастическим отражением действительности, религиозное мировоззрение в отличие от мифологии всецело базируется на вере в существование сверхъестественных сил и их главенствующей роли в мироздании и жизни людей. Видом сверхъестественного выступает священное (сакральное), т.е. то, что выходит за рамки естественного, природного (профанного), является чудом. Сверхъестественное, священное с точки зрения религиозного мировоззрения является для человека безусловной ценностью. Вера в сверхъестественное — основа религиозного мировоззрения и его главный признак. В мифе человек не выделяет себя из природы, боги живут в естественном, «земном» мире, общаются с людьми. Религиозное сознание раздваивает мир на «земной», естественный (профанный) и «небесный» (сакральный), постигаемый через состояния веры и внутреннего переживания связи с высшим Абсолютом. Религия является сложной мировоззренческой системой. Выделяются следующие особенности религиозного мировоззрения: § убежденность в существовании явлений, обладающих сверхъестевенными свойствами. Такими сверхъестественными свойствами могут в сознании верующего обладать силы природы — земля, солнце и др. В развитых мировых религиях основной объект религиозного отношения — высшее трансцендентальное духовное начало (Бог). § убеждение в реальности контакта с объектами религиозной веры. Контакт этот представляется в системе религиозного сознания двусторонним. Человек вступает в контакт с миром сверхъестественного с помощью молитвы, жертвоприношения, культовых действий. Культовые действия (обряды, посты, молитвы, праздники и т.д.) — это каналы связи с миром сверхъестественного. Божество воздействует на человеческие судьбы, объявляет людям свою волю, знает их помыслы. Религия предполагает существование чувства зависимости от объектов религиозного поклонения, ибо общение человека с Богом «неравноправно». Формы осознания этой зависимости могут быть различными: от чувства страха, вынуждающего к покорности, до просветленного смирения, духовного возвеличивания, понимаемого как осознание собственного несовершенства и стремления к нравственному идеалу (святости). Религия является одним из универсальных культурных механизмов регуляции человеческой деятельности. Она через систему культовых действий существенно влияет на повседневную жизнь. С помощью освоения вероучения структурируется мировоззрение и религия заставляет человека задуматься об основах и смысле собственной жизни. Религиозное мировоззрение имеет два уровня: массовое религиозное сознание, в котором, как правило, центральное место занимает эмоционально-чувственное отношение к миру и культовые практики, а также рационально оформленное сознание, предполагающее освоение содержания вероучения. Высший уровень религиозного мировоззрения представлен в теологии (богословии) как совокупности доктрин, основанных на священных текстах (Вед, Библии, Корана и т.п.), принимаемых как божественное откровение.
|