Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Как соотносятся философия и теория и практика государственного управления?




 

Философия исходит из того, что управление является функцией организованных систем, возникших естественным (эволюционным) или искусственным (креационным) путем. Различают управление в биологических, социальных, экономических, политических, технических, кибернетических др. системах. Наиболее общими функциями управления считаются: поддержание и оптимизация характеристик некоторой системы, сознательное воздействие на ее внутренние и внешние (по отношению к системе) процессы, создание разнообразия, целеполагание, регулирование, учет.

Интерес к проблемам управления возник еще в период античности (Платон, Аристотель, Конфуций), когда его отдельные аспекты начали изучать применительно к социально-политическим системам, прежде всего к обществу и государству. Но только с началом промышленной революции в XVIII-XIX вв., когда актуальным стал вопрос о плановой научной организации труда и администрирования, началось бурное развитие конкретно-научных знаний об управлении.

При философском анализе проблемы управления основное внимание отводится его наиболее общим свойствам, фиксируемым с помощью категорий субъекта и объекта (управление как субъект-объектное взаимодействие), цели и средств (управление как целеполагание) сознательного и стихийного и пр.

Конкретно-научный анализ проблемы управления в наши дни развивается в русле идей кибернетики, теории систем, синергетики, теорий автоматического регулирования, принятия решений, искусственного интеллекта. В современной науке хорошо известно математическое доказательство тезиса о том, что заданная цель управления достижима не при любых начальных условиях. Согласно «принципу необходимого разнообразия» (У. Р. Эшби), управляющая система должна обладать не меньшим разнообразием состояний, чем управляемая, чтобы иметь возможность активного воздействия на нее. В современной науке доказано также, что принципиальной особенностью любых креационных систем является существенно более низкий уровень разнообразия по сравнению с аналогичными естественными, эволюционными системами.

В создании искусственных систем всегда существенна роль принципа «отсечения лишнего». С его помощью человек упрощает окружающий мир, чтобы получить возможность овладеть, управлять им. Поэтому в искусственных системах порядок и разнообразие противостоят друг другу. Управление с точки зрения кибернетики учитывает именно эту противоположность. Это означает, что, как только какая-либо машина начинает работать, в ней появляется упорядоченность, которая начинает уничтожать царившую в ней ранее неопределенность. Эта особенность системы, иначе говоря, появление в ней информации — и позволяет нам управлять кибернетическими системами. Уменьшение разнообразия посредством информации является одним из основных методов регулирования. Оно означает также, что поведение системы становится более предсказуемым.

В социальных системах, как показывает опыт их историко-философского анализа, формируется особый тип управления — культура, как система инструментальных и символических средств, среди которых особую роль играют нормы, ценности, традиции и институты. В примитивных обществах социализация индивидов, формируя достаточно жесткую систему ценностей и социальных ролей, выполняет основные функции управления. Хранителем культурного наследия при этом выступает традиционалистское групповое сознание. В рабовладельческом и феодальном обществе традиционный механизм управления в основном сохраняется, но при этом возникают и новые типы систем управления — церковные, правовые, политические и пр. Культура управления при этом приобретает элитарный характер, а вертикальная и горизонтальная дифференциация ролей в обществе передается в основном по наследству.

Поскольку общество — целостная система, элементы которой взаимодействуют друг с другом, применительно к нему проблема управления имеет два аспекта – управление обществом как целым и управление каждой из его частей. Чем сложнее социальная структура и выше динамика общества, тем сложнее проблемы управления им. Социальное управление имеет различные формы.

Важнейшей из них являются социальные нормы, посредством которых объединяются в целое разъединенные виды человеческой деятельности.

Социальные нормы— устойчивые, признанные формы действия или мышления. С формальной стороны они представляют собой исторически выработанные человечеством устойчивые и общезначимые правиладействия.

В развитых обществах социальные нормы становятся все более и более абстрактными, они уже не регламентируют детально деятельность индивидов, оставляя ему определенную меру свободы и регулирования своего поведения. Это означает, что в обществе на индивида возлагается ответственность за выполнение или невыполнение социальных норм.

В современной философии (К. Поппер, К. Ясперс и др.) управление анализируется также с точки зрения проявления в нем сущностных самоуправляемых свойств общества. Важные аспекты социального управления раскрыты в науке об обществе (К.Марксом, М. Вебером и др.), в которой были раскрыты повторяющиеся общие зависимости между состоянием управления и уровнем упорядоченности общественных процессов.

Философия является методологической основой не только теории и практики социального управления, но теории и практики государственного управления. Важным разделом философии государственного управления является его методология.

Методология государственного управления – учение о методах и способах воздействия на управляемый объект, с целью обеспечения достижения желаемого результата в сфере государственной жизни. Под методами государственного управления понимают приемы и способы реализации управленческой деятельности, с помощью которых осуществляется какое-либо воздействие субъектов управления на процессы общественного и государственного развития, на деятельность государственных структур и конкретных должностных лиц. В методологии государственного управления разрабатываются также общенаучные методы, позволяющие более эффективно изучать и решать проблемы современной управленческой деятельности.

Сложной философской проблемой государственного управления является вопрос о взаимосвязи государства как субъекта управления и общества как его объекта. В ответе на него формируются философские основания современных концепций государственного управления – неоинституционализма, нового государственного менеджмента, синергетической и сетевой концепций государственного управления. Они призваны раскрыть суть государственного управления в условиях процессов рыночных и демократических преобразований, усиливающихся с каждым днем тенденций глобализации современного мира.

Методологические установки и подходы к государственному управлению могут значительно отличаться друг от друга, что влечет за собой формирование различных его школ. В рамках современного философского знания сложились сциентистско-технократическая и гуманистическая парадигмы управления, системный и структурно-функциональный подходы, а также ситуационный анализ управленческой деятельности.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 335; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты