КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В чем заключалась специфика философской традиции древней Индии?Специфика древнеиндийской философии определялось рядом важнейших факторов: 1) древнеиндийская философия была тесно связана с религией (грань между философией и религией в древней Индии была очень расплывчатой). Основные философские идеи восходят к индуизму – национальной религии Индии. В индуизме особое место отводилось таким понятиям как Брахман, атман (душа, «я»), карма, сансара, мокша (освобождение) и др., которые играли основную роль в ранней древнеиндийской духовной и в философской традиции.Под «Брахманом» в древней Индии обычно понималась высшая духовная реальность, «атманом» в индийской религиозно-философской традиции называлась основа индивидульной психической жизни, чистый субъект («я»), который ни при каких обстоятельствах не может быть объектом. Огромную роль в религиозной практике индуизма, целью которой было освобождение из сансары («круга перерождений»), играла йогическая техника, то есть набор разнообразных психофизических упражнений для достижения особых состояний сознания, рассматривавшихся традиций как просветленные (расширение сознания, переживание единения с Богом или абсолютом и т.д.). Важное место среди таких состояний занимала «нирвана», обозначавшее высшую цель человеческого бытия. Йогическая психотехника, с одной стороны, снабжала философию материалом для анализа психики, а с другой, являлась средством практической реализации результатов философствования, способствовала их внутреннему про- и переживанию. Носителями философского знания в традиционной Индии обычно были члены различных монашеских сообществ (йогины- отшельники); 2) Индуизм санкционировал и освящал своим авторитетом древнеиндийское деление общества на сословия (варны): сословие жрецов и священнослужителей (брахманов), воинов и правителей (кшатриев), купцов и ремесленников (вайшьев) и земледельцев (шудр), сначала ограничив, а затем и запретив переход из одного сословия в другое, а также межсословные браки. Поскольку прижизненное изменение варнового статуса было для индивида неосуществимым, «учение о правильной жизни», или карма предписывало ему в социальном плане – тщательное исполнение обычаев и традиций своей касты. С иерархическим общественным порядком в древней Индии связан традиционализм, реализовывавшийся в непрерывности философско-этической традиции, сохранении на протяжении многих столетий устоявшегося категориального аппарата и общей системы мировосприятия. В древней Индии также господствовало представление о том, что люди не равны друг другу - они отличаются по положению в обществе, а значит, по следованию тем предписаниям, которые они соблюдают (это фиксировалось с помощью категории «Дхарма»). Например, основная обязанностью брахманов (жрецов) являлось исполнение ритуалов, изучение и преподавание священного знания древних индоариев – Вед.
|