КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Каковы социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии?Философия возникает в VI—V веке до н. э. в Древней Греции. Классическими образцами философского знания для, например, европейской культуры, стали труды Платона (427-347 гг. до н. э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). В них впервые были обстоятельно рассмотрены и определенным образом решены многие проблемы, получившие с тех пор название собственно философских. Несмотря на то, что произведения Платона и Аристотеля на протяжении многих веков воспринимались и сегодня, во многом, продолжают восприниматься в качестве философии вообще, это, конечно, не значит, что в последующем философы лишь послушно им следовали или копировали. Вместе с тем, именно в трудах античных классиков философской мысли впервые отчетливо обнаружились специфическое содержание, методы и цели философии, которые в последующем обычно воспринимались как собственно философские, а не относящиеся к иным формам культуры. Несмотря на то, что классическая философия возникла в Древней Греции, это не означает, что в нее не внесли свой вклад учения, которые существовали в иных регионах мира одновременно или даже ранее первых философских систем античной Греции. Речь, прежде всего, идет о Древнем Китае и Древней Индии. В определенном смысле возникновение классической философии в древних Греции, Индии и Китае было ответом на вызовы всемирной истории. Не случайно, временной интервал с центром около 500 г. (от 800 до 200 г. до н. э.) — немецким философом К. Ясперсом (1883-1969) был назван «осевым временем». «В это время, - писал он, - происходит много необычайного. В Китае жили тогда Конфуций и Лао-цзы, возникли все направления китайской философии. В Индии возникли Упанишады, жил Будда...; в Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки — Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя; в Греции — это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, Фукидида и Архимеда. Все, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих столетий в Китае, Индии и на Западе независимо друг от друга». В эту эпоху, добавим от себя, были разработаны основные категории, которыми мы мыслим и по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня остающихся наиболее влиятельными. Именно в это время человек осознает свое бытие в целом, самого себя как существо не замкнутое, а универсальное. Перемены, пришедшие в «осевое время», имели огромное значение для последующего развития. «Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день», — заключает К. Ясперс1. Таким образом, возникновение классической философии следует рассматривать как интернациональный процесс, протекавший в контексте радикальных сдвигов всемирного масштаба, связанных с процессами разделения труда, формированием демократии, разложением религиозно-мифологического мировоззрения и возникновением зачатков конкретных наук.
|