Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Как соотносится философия с основными формами культуры: наукой, искусством, религией?




Философия – особая мировоззренческая наука. Научный характера философии проявляется прежде всего в том, что она, как и другие науки, имеет свой предмет, специфический язык (категориальный аппарат), методы познания.

Выводы, полученные в рамках философии, служат не только средством получения научного знания, но и сами могут входить в содержание науки в качестве ее идеалов и норм, принципов и т.д. Не случайно многие крупные ученые в области конкретных наук являются и виднейшими представителями философии. Достаточно назвать имена Аристотеля, Коперника, Декарта, Лейбница, Фрейда, Рассела и многих других. В то же время, философия – особая, мировоззренческая наука, которая может иметь и личностный характер, в отличие от научного знания, которое объективно, безличностно с точки зрения полученного результата. Философия плюралистична, в ней в отличие от конкретной науки обычно сосуществует множество идей, систем, взглядов.

Если в древности философия являлась как бы наукой наук, то этого нельзя сказать о современной философии и в наши дни отождествлять философию и конкретные науки непозволительно, т.к. современная наука имеет собственный предмет исследования, использует свои специфические методы познания и т.д. Философия, выполняя мировоззренческую функцию, может, однако, обобщать результаты конкретных наук. Крупнейшие открытия в тех или иных науках, со своей стороны, обычно способствовали интенсивному развитию философии. Достаточно в этой связи сослаться на то огромное влияние, которое оказали успехи естествознания в Новое время или в конце XIX — начале XX вв. на развитие философского знания.

Влияние философии на развитие конкретных наук в наши дни обычно осуществляется через научную картину мира, методологию и ценностные ориентации которые, так или иначе, воздействуют на отношение ученого, представителя конкретной науки к миру и познанию.

Сегодня в условиях быстрого развития техники и технологий, расширения горизонтов культурного творчества человека в контексте глобальных коммуникаций в арсенал человеческого знания вовлекаются многие виды и формы не только научного, но и ненаучного (паранаучного, а иногда и псевдонаучного) знания (повседневное знание, жизненный мир, парапсихология, а также такие псевдонаучные формы знания, как магия, эзотерика, мистические откровения и т. д.). В рамках некоторых типов философии их данные иногда претендуют даже на статус общемировоззренческих, объяснительных картин мира и социкультурных программ поведения. Отметим, что призывы некоторых авторов, выступающих от имени философии, использовать любые типы знания в философском мировоззрении вплоть до мистики, суеверий, магии, астрологии и т.д. в качестве вполне надежных аргументов, лишь бы они оказывали терапевтическое воздействие на современное общество и человека, не имеют отношения к подлинной философии, поскольку не выдерживают испытания огнем ее беспристрастной критики и аргументации. Философы и в прошлом и в наши дни являются интеллектуальными слугами человечества, задачей которых является защита человечества от мировоззренческого шарлатанства. Философский мировоззренческий плюрализм, поэтому, не имеет ничего общего с интеллектуальным анархизмом. В связи с этим в наши дни не может не повышаться мировоззренческий и методологический социокультурный статус философии в мире.

Философия во многом близка искусству. Первые опыты философствования, например, у Парменида, зачастую облекалось в художественную форму. С другой стороны, глубокими и оригинальными философскими идеями проникнуты художественные произведения писателей Т. Манна, Р. Музиля, М. Пруста, Дж. Джойса, Фр. Кафки, Х. Кортасара, У. Эко, Ф. Достоевского, Л. Толстого, В.Быкова, композиторов – Баха, Вагнера, Скрябина, Шостаковича, скульпторов – Праксителя, Микеланджело, художников И.Босха, П.Пикассо, Я.Дроздовича и др.. Философия – особый вид литературы, а ряд философов излагали свои идеи в виде диалогов (Платон), бесед и суждений (Конфуций), афоризмов (Шопенгауэр, Ницше) и т. д. Однако, хотя искусство и философия порой очень тесно сближаются, они не тождественны друг другу и между ними, порой, ощущается соперничество за влияние на повседневное мировоззрение человека. Способом существования искусства является художественный образ и эстетическая эмоция. В отличие от искусства, философия – не образная и эмоциональная, а понятийная(категориальная) форма миропостижения. Философия – сфера мысли, предельно общих понятий, а искусство - мир чувственно-конкретного постижения общих свойств мира и человека.

Традиционно философия, как мировоззрение всегда взаимодействовала с религией. С одной стороны, понятие Бога во многих философских системах (начиная с эпохи средневековья) является центральным. Философская рефлексия о Боге привела к возникновению оригинальных философских концепций: деизма (Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия), пантеизма (отождествление Бога и природы, мира; представление о том, что Бог имманентно присутствует во всем), а также атеизма (мировоззрения, в котором отрицается существование Бога, сверхъестественных сил). Философская рефлексия о Боге (трансцендентальной духовной реальности) может вносить определенный вклад в духовное преображение и нравственное самосовершенствование человека. С другой стороны, философия и религия по методам познания и аргументации – существенно разные типы мировоззрения.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 210; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты