КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Какова периодизация и в чем заключаются особенности философской мысли древнего Китая?В историко-философской науке на сегодняшний день нет общепринятой точки зрения на периодизацию развития китайской философии. Мы будем рассматривать ее содержание в соответствии, главным образом, с хронологическими периодами, выделяемыми на основе правящих династий, как это делают многие авторы. Китайская философия возникает и складывается в период династий Шан (XVIII — XII вв. до н. э.) и Чжоу (XI — III вв. до н. э.). Своими корнями она уходит в мифологическое мировоззрение. Уже в рамках мифологии выделяется высший принцип, управляющий миропорядком – Воля Неба, представление о всемогущем первоначале и первопричине всех вещей. Одновременно с распространением мифологического и религиозного мировоззрения начало возникать и развиваться философское мышление. Уже при династии Шан складываются представления о темном и светлом началах (Инь и Ян). Темное и светлое стали рассматриваться как свойства, внутренне присущие предметам, противостояние которых вызывает развитие и изменения в вещах и процессах. Эти взгляды были впервые зафиксированы в надписях на гадательных книгах и костях, в которых, в частности, солнечный день назывался светлым, а пасмурный день — несветлым. Эти и им подобные представления впоследствии стали наполняться более глубоким рациональным смыслом и широким содержанием. Светлое начало стало выражать уже не только «светлый день», но и свойства неба, солнца, твердости, силы, мужчины и т.д., а темное начало — свойства земли, луны, ночи, холода, мягкости, слабости, женщины и т.д. Постепенно представления о темном и светлом приобретают и абстрактно-всеобщее значение. Истоки философии Древнего Китая содержатся в первых памятниках китайской письменности, особенно в знаменитой «Книге перемен» («И цзине»), комментарии к которой и положили начало философии Китая. «Книга перемен» — один из главных идейных источников, в котором сформулированы многие основные принципы развития философского мышления в Китае. Ее тексты создавались длительное время (в XII—VI вв. до н. э.). В тексте «Книги перемен» можно проследить переход древнекитайской мысли от мифологического отражения мира к его философскому осмыслению, особенно, на примере учения о двух началах (духах) — Инь и Ян, которые приобретают здесь уже понятийную форму. Ян — это мужское, светлое и активное начало (дух). Оно управляет Небом. Инь — женское, темное и пассивное начало. Оно управляет землей. При этом речь идет не о дуализме этих начал, а, скорее, о диалектической связи между ними, ибо Ян и Инь могут действовать не в отрыве друг от друга, а только во взаимодействии, в соединении своих сил. Чередование Ян и Инь называется путем (Дао), который проходят все вещи. «Книга перемен» прослеживает дао — путь вещей и путь мира в движении. Одна из основных задач человека — понять свое место в мире, «соединять свою силу с небом и землей». В «Книге перемен» представлен такой тип философского мировоззрения, как диалектика, которая связана с еще основанном на здравом смысле утверждением противоречивости мира, взаимного влечения и взаимного отчуждения светлого и темного, развития и изменения мира. Философия периода Чуньцю – Чжаньго. Период Чуньцю (VIII—V вв. до н. э.) — Чжаньго (V – III вв. до н. э.) является временем крупных социально-экономических изменений в Китае. В этот период осуществляется переход к развитому феодальному обществу, который оказал глубокое воздействие на все стороны жизни, в том числе и на мировоззрение древних китайцев. Его философской моделью стала мировоззренческая ситуация, получившая в истории Китая название: «соперничество всех школ» и давшая мощный импульс развитию философской мысли. Среди школ древнего Китая главными были следующие шесть: § школа служилых людей (конфуцианцев); § школа моистов (последователей Мо-цзы); § школа даосистов (последователей Лао-цзы, центральной категорией в которой было «Дао»); § школа законников (легистов); § школа мин-цзя (номиналистов, или школа имен); § школа натурфилософов - иньян-цзы. Данные философские школы имели разные исторические судьбы и разное значение в истории Китая, но в целом они анализировали одно и то же проблемное поле государственного управления и имели единый категориальный каркас.
|