КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В чем состояла специфика философии легизма?Школа фа-цзя (от фа – закон), или по латыни - легизма возникла и оформилась в Китае в VI — II вв. до н. э. Легизм (от лат. lex — род. падеж от legis — закон) — это учение школы законников, в котором раскрывается политико-правовая концепция государственного управлении . Наиболее видные его представители Шан Ян, Шэнь Бухай, Шэнь Дао, Хань Фэй. Основателем легизма является Шан Ян (390—338 до н. э.), крупный чиновник, находившийся на службе у правителя царства Цинь (IV в. до н.э.). Исходя из представлений об эгоистической или злой природе человека и доброй — власти, Шан Ян сделал вывод, что интересы народа и государства противоположны. Глупость и зло — удел народа, мудрость и благо — прерогатива власти. Каждый человек потенциальный преступник. Государство, считал он, призвано спасти людей от самих себя, от их человечности. В этом состоял мировоззренческо-методологический смысл философии государственного управления легизма. Если в философии государственного управления конфуцианцев мораль, традиция, ритуал и неформальные отношения ставились выше писаного (формального) закона, то, по мнению Шан Яна, главным регулятором общественной жизни является закон (фа), понимаемый исключительно как инструмент в руках власти. В отличие от конфуцианцев, которые придавали особое значение моральным качествам правящей элиты, легисты полагали, что власть не служит добродетели, а тождественна ей. Государство и есть высшее благо (этатизм). Сильное государство — слабый народ, сильный народ — слабое государство, учил Шан Ян. Государство, идущее по правильному пути, старается максимально ослабить свой народ. Поскольку «доброта и человеколюбие — мать проступков», есть лишь одна добродетель, ведущая «своё происхождение от наказаний». К ней можно прийти лишь посредством «смертных казней и примирения справедливости с насилием». Отбросив конфуцианские традиции добродетели и взаимного доверия власти и народа, основатель легизма писал: «Наказания должны вселять трепет». Если Конфуций учил превыше всего почитать своих родителей, то Шан Ян учил доносить на них при малейшем проступке против государства. Вместо совести — страх, вместо убеждения — принуждение через насилие. Вместо государства, понимаемого как семья, — мертвый бюрократический организм, основанный на формальных правовых отношениях. Вместо добродетельного правителя — повелитель, для которого не существуют ни традиции предков, ни воля народа, ни добродетель. Правитель устанавливая законы, является выразителем единства народа. Он подчиняет всё росту могущества государства и достижению победы в борьбе за актуальное во время жизни основоположников легизма объединение Поднебесной. В государстве всё должны решать способные бюрократы, связанные круговой порукой. Они образуют строгую систему, основанную не на родственных отношениях, а на бюрократических принципах. Могущественный аппарат чиновничества должен постоянно обновляться: неспособные и неугодные заменяться, т.к. государственные должности не наследуются и не являются пожизненными. Завершённую форму легистская философия государственного управления обрела в учении Хань Фэя (288—233 до н. э.). Хань Фэй, в частности, обогатил легизм некоторыми идеями, заимствованными из даосизма. Например, он объявил правителя воплощением высшего мирового закона — Дао, чем придал его образу недостающую ранее полноту и законченность. Так же как Дао, правитель совершенен. Дао неподвижно, спокойно, непостижимо — и «правитель должен быть ограждён таинственностью» (власть без тайны подобна «голому королю»). «Вообще, идеал правления — это когда подданные не могут постичь тайны управления», — подчёркивал Хань Фэй. Так государственное управление перерастало узкие рамки человеческого мира и становилось абсолютным мировым принципом. Развивая идеи Шан Яна, Хань Фэй утверждал: человек зол и перевоспитать его нельзя. Лишь под страхом наказания он перестанет проявлять свою злую природу. Закон — для народа, а искусство управления — для государя, причём закон явлен всем, а искусство управления — тайна. После объединения Китая и образования централизованной империи (221 г. до н. э.) легизм стал применяться на практике в масштабах всей Поднебесной. При этом восточный деспотизм и этатизм (т.е. огусударствление всей жизни общества, или абсолютизация роли государства) достигли высшего развития. Становлениеи развитие легизма происходило в острой борьбе с ранним конфуцианством. Хотя и та, и другая философские школы аргументировали необходимость мощного, хорошо управляемого государства, однако, они по-разному обосновывали принципы и методы его построения. Конфуцианство акцентировало внимание на нравственных качествах людей, ритуале, роли нравственных норм в утверждении порядка в стране. Легисты же, напротив, исходили из законов, утверждая, что политика несовместима с моралью. По их мнению, главное воздействие на массы правителю следует осуществлять при помощи наград и наказаний. При этом наказанию принадлежит основная роль. Конечно, государственное управление должно осуществляться не на основе формальных требований и благих пожеланий, но и на фундаменте развития земледелия, укрепления армии и манипулирования народом. Концепция государства, созданная легистами, была теорией деспотического государства. Вместе с тем, объединившись во II в. до н.э. с конфуцианством, легизм стал одним из элементов официальной идеологии китайского государства. В этом качестве он сыграл важную роль в развитии императорско-бюрократической системы управления в Китае, просуществовавшей до начала XX столетия.
|