КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Известно, что философия в средневековой европейской культуре превратилась в служанку религии, а философами являлись служители церкви. Как это понимать?
Средневековая философия охватывает тысячелетний период, приблизительно с I-II по XIV вв. и формировалась под влиянием двух важнейших факторов: а) античной философии Платона и Аристотеля, а также неоплатонизма («поздний платонизм», возник в III- IV вв. н.э. и его основателем являлся Плотин, разработавший философское учение об иерархическом строении бытия: Едином, Уме, Душе и Материи); б) христианства. Решающее значение на становление нового способа философствования в средние века оказало христианство. Конец античности (символической датой которого считается закрытие платоновской Академии в 529 г. императором Юстинианом) знаменует утверждение христианского догматического мышления. В 325 г. под контролем и по инициативе императора Константина состоялся I Вселенский собор церкви в Никее, принявший Символ веры – основные положения христианского вероучения. После II Вселенского собора в Константинополе (381г.) христианство получает статус государственной религии. С победой христианства связана полная переориентация всех духовных устремлений тогдашнего культурного мира, утверждение новых мировоззренческих парадигм. «Нет эллина, нет иудея» - возвестило христианство. В христианстве человек выделяется из социального контекста и рассматривается не как член корпорации – полиса, общины или народа, а как неповторимая, бесценная, ответственная за свои действия личность, часть всего человечества, непосредственно связанная с Богом. Христиане вскоре противопоставили и античному полису, и римской империи как форме социальной организации – христианскую церковь – общину верующих, изначально основанную на принципах братства, равенства, духовного единения и любви и не признающую социальной иерархии и социальных различий. Важнейшей особенностью христианства как религии является то, что она может существовать только в форме церкви. Церковь – «тело Христово» - объявлялась Божественным установлением, новой формой социальности, основанной христианскими узами любви. В условиях распада социальных связей и ценностей в процессе заката Римской империи значение церкви неуклонно возрастало. В ситуации крайней нестабильности и крушения всего внешнего мира опора обреталась внутри человека, в вечном, а не во временном, в мистическом единстве верующих, а не в политическом сообществе. Философия превращалась в служанку религии, а философами становились иерархи церкви. «Философия – служанка богословия!»,- утверждал средневековый итальянский теолог Петр Дамиани в XI в. Если в Византии церковь и ее глава - патриарх, находились в полной зависимости от императора (цезарепопизм), то в средневековой Европе в условиях феодальной структуры общества получила признание идея «о двух мечах» - духовном и светском. Формируются два института власти: государство (королевская власть) и церковь, легитимность которых обосновывалась их божественной природой. Так, порядок наследования власти обосновывался божьей волей, что вело к складыванию абсолютных монархий. Законы понимались как выражение богоданного порядка. В условиях феодальной раздробленности королевская власть существовала скорее формально, поскольку король передавал земли в наследственное владение (феод) крупным светским и духовным помещикам (феодалам) в обмен на клятву верности (вассально-ленные отношения). Отношения между церковью и властью короля были непростыми. Постепенно идея верховенства папы над императором стала реальной. Церковь обладала, помимо экономической и политической власти также и правом формулировать и толковать Божественный закон, правом назначать и продвигать по службе собственных должностных лиц; неподсудностью духовенства светскому суду; правом судить и наказывать свое духовенство; правом предоставлять убежище беглецам, спасающимся от светского правосудия: правом иметь собственные земельные владения и т. д. Центральными проблемами философии Средних веков были: соотношение веры и разума, духовной и светской власти, церкви и государства, единичных вещей и общих понятий (категорий, универсалий), веры надежды, любви к Богу, его троичности.
|