КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Каковы особенности античной философской традиции?Латинское слово «antiguus» означает «древний». Однако, когда говорят об античной философии, то обычно имеют в виду не древнюю философию вообще (китайскую, индийскую), а только философию Древней Греции и Древнего Рима. Античная философия зародилась в конце VI — начале V в. до н. э. в Древней Греции и просуществовала до V в. н. э. Это - особый исторический тип классической философии, порожденный специфическими условиями жизни европейского рабовладельческого общества. Она возникла в период разложения остатков родового строя и утверждения раннего рабовладельческого общества. Место родовой общины в Древней Греции заняла гражданская община — полис, город-государство, — уникальная форма организации социальной и политической жизни . Культура древних греков — это, в первую очередь, культура полисов. Переход от социально однородного родового общества к социально дифференцированному обществу не мог не изменить способы человеческого мышления. Мышление родового общества носило мифологический характер. Миф был не просто универсальным способом описания мира, а прежде всего формой жизни, т. е. особой формой мироощущения и жизнедеятельности людей, социальным регулятором их поведения. В нем были слиты воедино самые разнородные компоненты: общемировоззренческие установки, повседневные знания, религиозные представления, этические нормы, эстетические идеалы. Впоследствии, при распаде мифологического сознания, из него выделились как самостоятельные формы духовного освоения мира религия, философия, искусство. Одним из важнейших истоков греческой культуры и философии является гомеровский эпос. В поэмах «Илиада» и «Одиссея» уже систематизировались мифы, что составляло предметное поле для будущих философских размышлений. Вместе с тем мифологические элементы еще длительное время присутствовали во всей греческой культуре. «Раскодировать» в ней миф и найти истину мира и его взаимоотношений с человеком с помощью собственного разума – именно такой была цель носителей глубокой обыденной мудрости, а впоследствии и античных профессиональных любителей мудрости - философов. По мере того, как в Древней Греции рациональное знание (логос) постепенно побеждало миф и формировался новый – философский тип мировоззрения. При этом подразумевалось, что не всякому человеку дано обнаружить истину. Недаром в греческой культуре было принято противопоставлять понятия «докса» - «мнение» и «эпистема» - «истинное знание». Докса опирается на показания чувств и излишнее доверие к убеждениям толпы. Она - обыденный опыт, «здравый смысл», который нередко заводит человека в мир иллюзий, поверхностного знания или еще только только формирующегося истинного знания. Чувствам не доступна истина. Напротив, эпистема опирается на интеллектуально-критическое отношение к миру, постигая ее человек не должен бояться сомневаться в общепринятых суждениях и говорить красоте, благе, справедливости. Истину можно увидеть только «умными» глазами души. А они открыты не у каждого обывателя, а лишь у мудреца и философа. В эллинской культуре широко был известен образ мудреца, который лишился зрения, дабы обрести интеллектуальное видение истины. Физическая слепота – символ духовной зрячести. Чтобы приобщится к божественной истине надо умереть для мира мнения. Слепым был великий Гомер, а философ Демокрит, именовавший путь мнения «темным познанием», а путь истины – «светлым познанием», как гласит предание, даже выжег себе глаза солнечным лучом, чтобы они не мешали ему видеть суть вещей. В развитии античной философии можно с определенной степенью условности выделить три основных периода. Первый период охватывает время с VI до V вв. до н. э. Этот период обычно называют досократовским, а философы, работавшие в это время, именуются досократики. К этому этапу относятся милетская школа, творчество Гераклита Эфессогой, элейская школа, учение Пифагор, Эмпедокла и Анаксагора, древнегреческих атомистов (Левкипап и Демокрита). Второй период начинается со второй половины V в. и продолжается до конца IV в. до н. э. Он обычно характеризуется как классический. К этому времени относиться философия софистов и Сократа,Платонаи Аристотеля. Третий период в развитии античной философии – закат и затем ее упадок (III в. до н. э. – V в. н. э.) обычно обозначается как эллинистический. В отличие от классического периода, связанного с возникновением значительных, глубоких по своему содержанию философских систем, в это время появляется ряд оригинальных философских школ, отражавших социально-исторические условия, образовавшиеся после распада империи Александра Македонского: стоицизм, эпикуреизм, скептицизм.
|