КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Наиболее ярким представителем патристики и всей средневековой западноевропейской философии был Аврелий Августин. В чем суть его учения?Аврелий Августин (354-430 гг.) - крупнейший философ и религиозный мыслитель раннего Средневековья. Родился в Тагасте (расположенном на территории современного Алжира). Отец его был язычником, а мать — христианкой. Высшее риторическое образование получал в г. Мадавре, затем в г. Карфагене. А. Августин — был блестящим знатоком эллинистическо-римской культуры, в том числе и классической античной философии. Духовная эволюция Августина от принципов античной классической философии к христианскому мировоззрению в полной мере отражает борьбу утверждающейся христианской культуры с культурой античной. На пути к христианскому обращению, которое произошло весной 387 г., Августин испытал сильное влияние философии стоицизма, скептицизма, неоплатонизма, а также ереси манихейства. После принятия христианства, Августин ревностно отдался служению ее церкви. Он публикует многочисленные религиозно-философские трактаты, борется с религиозной ересью манихеев, донатистов и пелагиан. В 396 г. Августин избирается епископом г. Гиппона и остается им вплоть до смерти в августе 430 г. Литературное наследие Августина насчитывает более 40 томов. Наиболее важные работы Августина «Монологи» (387), «О Троице», «О количестве души» (388—389), «Об учителе» (388—389), «О бессмертии души» (387), «Об истинной религии» (390), «О свободной воле» (388—395.) На развитие всей средневековой, да и не только ее философии важное влияние оказали два его труда: «Исповедь» (400), «О Граде Божием» (413—426). Важнейшие темы его философского учения: проблема Бога и мира, веры и разума, истины и знания, добра и зла, свободы воли, вечности и времени, смысла истории. Рассмотрим некоторые из этих тем подробнее. 1) По Августину Бог есть высшее бытие. Он имеет три равноценные ипостаси — Отец, Сын, Святой дух, объединенные единой божественной сущностью и волей. «…Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» - провозглашает христианство. Христианская любовь – агапе – сошествие Бога к людям, бескорыстный дар. Любовь и благодать – важнейшие христианские ценности. «Люби и делай что хочешь!» - призывает Августин. Любящий не ошибается и не творит зла. Но любовь – это еще и внутренняя связь всех со всеми, выход за пределы самого себя, и, в первую очередь,ощущение присутствия Божественного в мире, радостное чувство свободы. Любовь – сила, способная преобразить мир, придать ему смысл. Любить надо и тех, кто вас не любит. «Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?», - аргументировал данный тезис Августин. Суть христианской любви выражена в следующей формуле: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится , не бесчинствует, не ищет своего, нераздражается, не мыслит зла, не радуется не правде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. .Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (Первое послание к Коринфянам апостола Павла). Любовь человека к человеку без любви к Богу неистинна и подвержена страсти. «Это не значит, что не надо любить твари, но если эта любовь относится к Творцу, то в ней не уже страсти, страсть возникает тогда Когда тварь любит ради нее самой» (О Троице). 2) Творение мира из ничего — акт доброй воли Бога, доказывал Августин. «Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением»[3] Венцом творения является человек, созданный по образу и подобию Бога. Человек в этом мире занимает особое место, соединяя в себе материальную природу, разумную душу и свободную волю. Если в античной философии человек соотносит себя с Космосом, полисом через внешние социальные связи, то у Августина Блаженного речь идет о "человеке внутреннем", полностью обращенном к Богу, открывающем ему душу и очищающем ее в таинствах исповеди и причащения. 3) Целью и смыслом истории является торжество Града небесного (Божьего) над Градом земным. Град земной, начавшийся с братоубийцы Каина и нашедший внешнее воплощение в государстве, есть порождение человеческого презрения к Богу, себялюбия, гордыни и тщеславия. Напротив, Град Божий, начавшийся с кроткого Авеля и внешне воплотившийся в Церкви, является проявлением смирения и любви к Богу. История – борьба двух градов и завершится она всемирным торжеством христианства и превращением человечества в единую общину, спаянную любовью. Это произойдет во время Второго пришествия Христа, а до этого времени земная жизнь останется несовершенной. Так как Церковь является представителем Божьего Града на Земле, то и власть ее выше любой светской власти, а монархи должны быть слугами церкви; 4) Вне церкви нет спасения, аргументировал Августин. По его убеждению христианство – религия спасения, но первородный грех совершенно испортил природу человека, поэтому своими силами человек не может спастись. Если человек грешит от того, что грешен изначально, то добрые дела совершает по благодати Бога. Благодать (харизма) – особая божественная сила, ниспосланная человеку свыше с целью преодоления присущей ему греховности и обретения спасения. Добрые дела и благие поступки – не заслуга человека, а свидетельство того, что Бог избрал этого человека к спасению и дал ему возможность делать добро. Если наказание заслужено греховной природой человека, то благодать – божественный дар, которым Бог наделяет человека. Благодать несоизмерима с любыми заслугами человека и дается ему на совершенно непостижимых основаниях. Человек избирается и предопределяется к спасению высшей божественной мудростью. Эту мудрость понять нельзя, а в ее справедливость надо только верить. Вера – единство истины и спасения: «Будем же верить, если не можем уразуметь». Тема свободы и божественного предопределения - одна из важнейших тем не только в учении Августина, но и последующей христианской мысли. 5) Путь познания есть для Августина восхождение разума, ведомого верой, к Богу. Вера является универсальной методологической установкой христианского сознания. Фактически, человеческие познания начинаются с чувственного восприятия (т. к. Бог познается через Его творения) и в дальнейшем человек как бы по ступеням поднимается к истине. Кульминация познания – мистическое прикосновение разума к Божественной истине. Бог – это солнце, свет которого делает мир зримым и прозрачным как для внешнего, так и для внутреннего зрения. Возвышаясь к Богу, разум как бы насыщается этим светом и сам просветляется. К Богу поднимается весь внутренний человек; обретение истины является поэтому актом не только интеллектуальным, но обязательно и моральным, ибо Истина есть Благо. В диалоге «Об учителе» Августин подчеркивает, что дело учителя состоит не в том, чтобы передать знания из своей головы в голову ученика, а в том, чтобы пробудить его ум: пусть ученик откроет сам в себе, внутри себя знание. По Августину, христианин не существует без веры. Он стремится во всех случаях представить первенство веры как универсальную методологическую установку подлинно христианского сознания. Вера обладает высшим авторитетом, она показывает путь к знанию, задает его предмет: «вера вопрошает, разум обнаруживает». Вера задает и нравственную ориентацию личности и в этом смысле она определяется через волю, которая самая является для человека даром избрания и благодати. 6) Представления о добре и зле (проблема теодицеи, т.е. оправдание Бога за наличие зла в мире) связаны у Августина с проблемой грехопадения. Его исходный тезис: «Бог есть безусловное благо». Из этого вытекало, что зло, существующее на земле, есть результат грехопадения человека, его свободной воли отхода от Бога. Персонификацией зла является падший ангел – дьявол, который впал в гордыню и использовал дарованную Богом свободу для восстания против своего Создателя. Зло — следствие нарушения заповедей Божьих, наказание за грех или испытание для укрепления человека в вере. По Августину, человек, живущий по человеку, а не по Богу, подобен дьяволу. Грех – врожденная предрасположенность ко злу. Поэтому важно бороться с грехом на уровне внутренних мотивов, намерений и мыслей, не доводить дело до плохих поступков. Источник всякого зла не в воле Бога, а в человеческой свободе, которая ведет к гордыне и себялюбию, порождающих в свою очередь семь смертных грехов: тщеславие, зависть, гнев, уныние, скупость, чревоугодие, расточительность. Чтобы мораль принципиально была возможна, порок и добродетель должны вменяться человеку. Но для этого действия человека должны быть свободны. т. е. независимы от внешней причинности. Моральная свобода есть реализация нравственного долга в следовании добру: человек должен стать тем, кем он может быть. Смысл добра задан нравственным законом (Божественными заповедями) 7) Проблема вечности и времени – одна из важнейших в творчестве Августина. Бог пребывает вне времени, мир — во времени, которое сотворено вместе с миром: прошлого уже нет, будущего еще нет, а настоящее есть…ничто, доказывал Августин.
|