КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В чем суть учения Фомы Аквинского как крупнейшего представителя схоластики?Ярким представителем средневековой схоластики и всей западноевропейской философии был Фома Аквинский (1225— 1274 гг.). Его философия представляет собой как бы энциклопедию официальной католической религиозной идеологии. Он родился в Италии в местечке Аквино, в аристократической семье. Начальное образование получил в монастырской школе, учился в Парижском университете, а впоследствии стал в нем преподавателем богословия и философии. За особые заслуги в обосновании христианской идеологии католическая церковь причислила Фому Аквинского после его смерти к лику святых, а его философию было рекомендовано изучать во всех духовных учебных заведениях, как единственно правильную. Главные положения созданной им философии, названной томизмом, исходя из латинской версии имени Фома, своим теоретическим источником имели концепцию Аристотеля, а в наши дни они составляют основу современной католической христианской философии — неотомизма. Важнейшая заслуга Фомы Аквинского — разработка проблемы соотношения веры и разума в познании, сравнительного анализа истин, принятых на вер, и истин, полученных путем логических доказательств, основанных на разуме. Ф. Аквинский создал развернутое учение, обосновывающее возможность гармонии веры и разума. Это учение включало следующие основные положения: · И вера, и разум познают один и тот же предмет — Бога и созданный им мир. · Оба метода познания — вера и разум — не исключают, а дополняют друг друга. · Оба источника познания созданы Богом и поэтому имеют одинаковое право на существование. Однако сходство между этими источниками наших знаний не означает их равенства, равноправия. Между ними есть существенные различия: · Вера принимает истину, прежде всего, истину о существовании Бога-творца, основываясь на чувстве, желании, воле. · Разум же постоянно сомневается в добытых им истинах, ищет доказательств даже такой истины, как бытие Бога. Вера выше разума, поскольку вера - это «божественный, сверхъестественный свет», непосредственно, исходящий от Бога. Этим светом наполнена Библия, истины богословия. Разум же — это человеческий инструмент познания. Это «естественный свет», воплощенный в истинах философии, призванной быть лишь «служанкой богословия». Такова была концепция соотношения веры и разума, созданная Ф. Аквинским и использующаяся до сих пор современной религиозной философией. Реализуя двойственную аргументационную установку на чувства и на разум, Ф. Аквинский, поэтому, уделял большое внимание не только проповеди принятых на веру библейских истин, но и их рациональному обоснованию. В своей философии главное внимание он уделял рациональной аргументации, доказательствам существования, бытия Бога. С этой целью он разработал пять широко известных космологических доказательств: · Первое доказательство, как и остальные, основывается на тезисе античной философии о том, что движение – неотъемлемое свойство мира («все течет, все изменяется»). Мир есть движение, соглашался с этим Фома, однако, каждая движущаяся вещь имеет свой источник движения. Более того, эта цепь вещей и источников их движения не может быть бесконечной. Следовательно, должен быть некий первоисточник, сообщивший начало, давший первотолчок всему движению. Таким первоисточником движения в соответствии с верой мог быть только Бог. Именно он причина движения мира, что, собственно, и требовалось доказать в интересах проповеди в образованной аудитории ценностей христианского мировоззрения. · Второе доказательство строится на понятии причины. Мир есть совокупность взаимодействующих причин и следствий. Но в таком случае должна быть исходная, начальная причина всего сущего. Такой причиной может быть только Бог. · Третье доказательство основывается на понятиях случайного и необходимого. В мире много случайного, но есть также и необходимость, закономерность. Определенным законам подчиняется движение планет, земных вещей, жизнь людей. Законов множество. Но кто же дал миру первый основной закон? Творцом такого закона мог быть только Бог. · Четвертое космологическое доказательство бытия Бога базируется на представлении об иерархическом совершенстве мира. Мир представляет собой своеобразную многоступенчатую пирамиду, каждая из последующих ступеней которой более совершенна, чем предыдущая. Но в этой пирамиде должно быть высшее, абсолютное совершенство. Это и есть Бог. · Пятое доказательство базируется на понятии цели и целесообразности. Окружающий нас огромный, разнообразный мир един, целесообразен, исполнен глубинного смысла, одухотворен. Каков же источник его цели и смысла? Таким источником целесообразности мира может, аргументировал Фома, опять же, быть только Бог. Со смертью Фомы Аквинского закончился важный этап в развитии схоластики. Она достигла высшего своего подъема, теоретически оформившись в глубоко продуманную религиозно-философскую систему, где все — и Бог, и природа, и человек — заняли каждый по отдельности и все вместе свое обоснованное место. К концу XIII в. томизм полностью возобладал в образовательном процессе, возникших в то время университетов, в том числе и Парижском университете, который по имени его основателя Р. де Сорбона, духовника Людовика XIV, стал именоваться Сорбонной.
|