КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Какое место занимает учение о человеке в структуре философского знания?Бытие человека представляет собой синтез всех основных его форм: природной, социальной и духовной и поэтому является сложнейшим объектом исследования для науки и философии. Конкретные характеристики и свойства человека изучают естественные и социогуманитарные науки (биология, медицина, психология, социология и др.). Наука исследует человека предметно, с определенной конкретной стороны. Философия, в отличие от конкретных наук, всегда стремилась к постижению человека как особой целостности, прекрасно понимая, что простая сумма знаний частных наук о человеке не дает его искомой сущности. Она потому всегда пыталась выработать собственные средства познания человека и с их помощью выявить его место в мире. Основы философской программы постижения человека заложил еще Сократ, акцентируя внимание на требовании: «Познай себя самого». Немецкий философ И. Кант, уже в Новое время пришел к выводу, что вопрос: «Что такое человек?», - выражает суть – онтологических, гносеологических, этических, эстетических философских концепций. После Канта все более и более утверждалось мнение о том, что философияисследует не мир, как таковой, а смысл бытия человека в мире. Человек для нее не просто объект, вещь среди вещей, но субъект, способный к изменению мира и самого себя. Именно поэтому философия рассматривает человека в мире и мир в человеке.Опираясь на конкретно-научное знание о человеке, она исследует его в более широком культурно-историческом контексте, рассматривая уникальные особенности, которые присущи только человеку как особой реальности. Философское учение о человеке, представленное множеством идей и концепций, называется философской антропологией. Философская антропология – это раздел философии, в котором изучается человек как особый род сущего, осмысливаются проблемы природы человека и его происхождения, анализируются модусы человеческого существования, выявляется потенциал антропологической картины мира. В рамках современных научных и философских антропологических исследований сформировались три способа ответа на вопрос о том, что такое человек, каковы его отличительные особенности. Условно эти способы можно обозначить как: · дескриптивный (тщательное выделение и описание всех морфологических, физиологических, поведенческих и других признаков, которые отличают человека от представителей всех других видов живых организмов). Этот подход реализуется в естественнонаучной антропологии; · атрибутивный (выход за рамки чистого описания признаков человека и выделение среди них такого, который был бы главным, определяющим и детерминировал бы все остальные). Наиболее известные в этом плане следующие атрибутивные определения человека: общинное, политическое животное (Аристотель), животное, производящее орудия труда (Б.Франклин), Homo sapiens – «Человек разумный» (К.Линней) в классической философии и в неклассической: Homo ludens – «Человек играющий» (Й. Хейзинга); Homo symbolicum – «Человек символический» (Э. Кассирер); Homo viator – «Человек путник» (Г. Марсель); Homo insciens – «Человек неумелый» (Х. Ортега – и – Гассет) и др. · сущностный. Сущностное определение человека возможно в рамках философской концепции природы человека. Философия стремилась к постижению человека как особой целостности. Вся история философии в определенной степени и представляет собой процесс формирования такой концепции (философской антропологии). Но больших успехов на пути постижения сущностного определения человека достигла марксистская философия и «новая философская антропология», представленная именами М. Шелера, Г. Плеснера, А. Гелена. Итак, хотя философская антропология начала складываться еще в древности в современной философии она все более и более превращается в ключевое направление философского и культурологического знания.
|