Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


В чем суть постклассических версий философских учений о человеке?




Трагедии XX века (первая и вторая мировые войны) во многом по-новому заставили задуматься философов над тем, что же такое человек в мире и каков мир человека? Эти во­просы стали центральными в неклассической (постклассической) философии, и особенно в экзистенциальной философии. Проблема человека занимает важнейшее место и в других философских направлениях: герменевтике, фрейдизме и др.

Главными проблемами философии человека с позиций неклассической философии должны стать вопросы непосредственного существование человека, его свободы и ответственности, проблемы взаимоотношения человека и общества, жизни и смерти, смысла жизни и т.д.

Понятие бессознательного определяет глубинную природу человека в психоанализе З.Фрейда и неофрейдизма. В центре внимания философии экзистенциализма – проблемы существования, свободы и ответственности человека, а также проблема выбора. В персонализме природа человека определяется духовными онтологическими характеристиками. В русской философии XIX-XX вв. акцентируется внимание на духовно-нравственных аспектах бытия человека.

В современной философской антропологии прослеживаются две основных парадигмы:

· Парадигма «жизни». Она восходит к Ф. Ницше и связана с выдвижением на первый план того обстоятельства, что человек есть витальное (природное) существо, а значит, составная часть жизненного, природного процесса;

· Парадигма «существования», или экзистенции. Она восходит к С. Кьеркегору, который обосновал тезис о человеке как «самости». Концептуальное оформление и развитие данная парадигма получила в философии экзистенциализма.

Попытку найти ответы на коренные вопросы человеческого бытия в их целостном концептуальном виде предприняла "новая философская антропология", возникшая в 20-х годах ХХ в. в работах основоположника, по существу, всей неклассической философской антропологии - М. Шелера («Положение человека в космосе» (1928), а также А. Гелена «Человек. Его природа и положение в мире» (1940), «Первобытный человек и поздняя культура» (1956), Г. Плеснера «Ступени органического и человек» (1928 и др.

Макс Шелер (1874—1928) – немецкий философ в статье «Человек и история» сделал программное для развития неклассической философской антропологии заявление: «На протяжении тысячелетней истории мы являем собой первую эпоху, в которой человек стал совершенно и безусловно «проблематичным», когда он больше не знает, что он собой представляет, но зато одновременно знает о том, что он этого не знает».

По М. Шелеру первичным в системе "человек—общество" является человек как некий центр, в котором пересекаются его различные связи с миром. Он пытается найти и определить сущность этого центра — персонального бытия человека, понять единичность (уникальность), самоопределяемость (свободу) и саморегуляцию (целостность) человека как центра мира. При этом подлинным персональным бытием личности, где имеет место и единичность, и самоопределяемость, и саморегуляция, с его точки зрения, выступает любовь как онтологическая характеристика целостного бытия человека. М. Шелер считал, что качество, которое делает человека человеком, находится вне жизни в широком смысле этого слова, а в духе. Дух противостоит всему, ибо дух сверхприроден, он происходит от Бога. Трагизм, равно как и саморазорванность личности определяют шелеровское представление о человеке как существе, в котором пересекаются две его сферы (атрибута). Этими атрибутами, составляющими сущность человека являются: "порыв" — некое витальное ядро (это влечения, аффекты человека, т. е. все, что несет собой природное, органическое в жизни) и "дух", как единство того, что именуют разумом и переживаниями (это доброта, любовь, раскаяние, почитание — все то, что есть свобода, отрешенность от принуждения органической жизни).

Фиксируя сущность человека с помощью двух его атрибутов: порыва и духа в их бесконечной форме, философская антропология М. Шелера преодолевает конечность эмпирических определений человека. "Дух", как то, что делает человека человеком наслаивается на иррациональный стержень — "порыв", как проявление "все — жизни".

М. Шелер говорит о давлении "порыва", росте жизненных инстинктов, бунте страсти, а, следовательно, о вытеснении "духа" так называемой "все — жизнью". Именно поэтому, личность — это конкретное единство, пересечение ценностей. При этом иерархия ценностей концентрируется в каждой личности и имеет своим источником Бога.

Основную особенность человека М. Шелер видит в его устремленности к Богу, поэтому наиболее совершенной личностью, по М. Шелеру, является святой.

Арнольд Гелен (1904- 1976) в своей философии исходит из положения, что человек — это животное, отсутствие биологической специализации у которого делает его «ущербным существом», потому что он (в отличие от других животных) плохо оснащен инстинктами и не приспособлен к условиям естественного существования.

Природная ущербность объявляется источником человеческой активности, деятельности, которая является не чем иным как компенсацией изначальной биологической неполноценности человека. Границей жизни для животных является их сpеда обитания, а для человека ею является пространство культуры. Именно культура компенсирует - аргументировал А. Гелен - природные недостатки человека.

Специфическая человеческая биология делает человека открытым миру. Чтобы выжить, человек, по Гелену, должен действовать, создавать разные социальные институты, организации, нормы и культурные модели поведения.

Гельмут Плеснер (1892-1985) обосновывает антропологию как научно-философскую дисциплину, трактующую человека как эксцентрическое существо, постоянно стремящееся к выходу за рамки непосредственного существования, к бесконечному самоизменению, бесконечной духовно-психической трансформации.

Плеснер сформулировал «основные антропологические законы»:

§ закон «естественной искусственности» (созданное человеком культурное пространство становится естественной средой обитания современного человека);

§ закон «опосредованной непосредственности» (непосредственное, повседневное существование человека на самом деле опосредовано социальными нормами и социокультурными посредниками);

§ закон «утопического местоположения» (место пребывание человека подвижно в социокультурном пространстве и определение своей идентичности является для человека проблемой). В новой антропологии Шелера и его последователей была предпринята попытка ассимилировать в философии человека данные не только конкретных наук, здравого смысла, истории философии, но и религиозного мировоззрения, других ценностных форм сознания.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 196; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты