Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


В каких формах проявляется человеческая субъективность и каковы ее экзистенциональные характеристики?




Человеческая субъективность не что иное как сложный и противоречивый внутренний мир человека, который наиболее зримо обнаруживает себя в так называемых пограничных ситуациях (но чаще всего в ситуациях повседневного существования человека). К важнейшим экзистенциональным характеристикам человеческого бытия обычно относятся: сущность и существование, свобода, ответственность, смысл жизни и др. Остановимся на такой фундаментальной характеристике человеческого существования как свобода.

Свобода – способность и реальная возможность человека действовать в соответствии с собственными желаниями, волей.

Крайние, недиалектические трактовки свободы человека в истории философии были связаны с принципами фатализма, согласно которымжизнь человеческая, как и все в мире, предопределено судьбой, роком, или божественной волей, а свобода человека заключается в умении слушать высшую волю и жить в рамках предопределенности, а также волюнтаризма, согласно которым источник свободы – свободная воля человека, а это означает, что человек изначально свободен от внешних обстоятельств, в том числе и от объективных условий своего существования.

В неклассической философии предпринимаются попытки дополнить формулу классической философии свободы человека, как «познанной необходимости». Например, К.Маркс и Ф.Энгельс связывали свободу не только с познанием необходимости, но и с возможностью человека действовать в соответствии с этим знанием. Американский философ неофрейдист Эрих Фромм ввел в оборот понятия «позитивная свобода» (свобода «для», т.е. для творческой самореализации личности) и «негативная свобода» (свобода «от», т.е. от внешних и внутренних форм детерминации). По его мнению, движение к позитивной свободе является гуманистической стратегией развития человеческого общества.

До сих пор вызывают интерес размышления русских философов конца XIX – начала XX вв. о свободе. Пытаясь определить природу и сущность свободы, например, И.А. Ильин писал: «внешняя свобода необходима для внутреннего самоосвобождения. … Свободен не тот человек, который предоставлен сам себе, которому нет ни в чем никаких препятствий, так что он может делать все, что ему придет в голову. Свободен тот, кто приобрел внутреннюю способность созидать свой дух из материала своих страстей и своих талантов, и, значит, прежде всего – способность владеть собой и вести себя, а затем – и внутреннюю способность жить и творить в сфере духовного опыта, добровольно, искренно и целостно присутствия в своей любви и в своей вере. Воистину свободен духовно-самостоятельный человек; человек же, освобожденный только во внешнем, может злоупотреблять своей свободой и превращать ее в совершенную внутреннею несвободу, в ужасающее внутреннее рабство».[6] Определить к какой – классической или неклассической концепции свободы - относится данная ее трактовка попробуйте самостоятельно.

В истории неклассической философии свобода всегда сопряжена с выбором и способностью человека нести ответственность за него (Сартр).

Во многих старых философских учениях (начиная с эпохи Средних веков) свобода трактовалась через призму ее взаимоотношения со свободой воли человека. Свобода воли, действительно, является необходимой предпосылкой свободного выбора человека (хорошего или плохого). С отрицанием свободной воли связан квиетизм, а с ее абсолютизацией индетерминизм. В наши дни сторонников квиетизма и индетерминизма аргументировано опровергают последователи К.Маркса, проводящие анализ проблем свободы в контексте развития общественных отношений. В этой связи актуализируется значение фейербаховско-марксова тезиса о том, что свобода в определенных контекстах трансформируется в несвободу в форме отчуждения. К.Маркс доказывал, что отчуждение выступает как всеобъемлющая несвобода человека в обществе товарно-денежных отношений. Отчуждение характеризуется превращением деятельности человека и его результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Формы отчуждения по Марксу: а) отчуждение от человека произведенного им товара (производимый товар в условиях господства частной собственности не принадлежит произведшему его человеку); б) отчуждение человека от общества; в) отчуждение человека от самого себя, собственной сущности и др.

В современной философии права проблема свободы обычно соотносится с проблемой развития правовой культуры общества. В ее решении обычно используются следующие аргументы:

· свобода – естественное право человека;

· мера свободы человека устанавливается существующими в обществе социальными нормами (моралью, и, прежде всего, правом);

· степень свободы человека характеризует состояние цивилизованности, гуманности общества и его культуры.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 194; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты