Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Каковы основные стратегии анализа сознания в неклассической (постклассической) философии?




В неклассической философии продуктивными стратегиями анализа сознания являются:

· феноменологическая концепция сознания (Э.Гуссерль). В данной концепции главным признаком сознания считается его направленность на (интенциональность) определенный объект. Это означает, что если я выделяю предмет посредством интенции, он становится объектом моего сознания;

· марксистская диалектико-материалистическая концепция сознания, согласно которой сознание есть осознанное бытие, способом существования которого является идеальное как «материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Согасно К.Марксу, общественное бытие определяет общественное сознание;

· психоаналитическая концепция сознания (З.Фрейд и его последователи).

З.Фрейд открыл феномен бессознательного. Ему принадлежат слова о том, что «я» не «является хозяином в собственном доме», а сознание человека вынуждено «довольствоваться жалкими сведениями о том, что происходит в его душевной жизни бессознательно».

В сжатой и несколько упрощенной форме суть учения Фрейда сводится к следующим положениям. Основа человеческого поведения и сознания - «бессознательное», или, как он его называл, «Оно». Этой силой управляет и ее распределяет либо Эрос, либидо (лат. libido - влечение, желание, страсть) - психическая энергия сексуальных влечений, либо Танатос (стремление к смерти). Сила и содержание бессознательного проявляется в снах, оговорках, описках, неврозах. Кроме «Оно», в структуре человеческого духовного опыта присутствуют общественные нормы и социальные установки, которые ученый назвал «Сверх-Я». «Сверх-Я» образует систему социальных фильтров. Нежелательное «вытесняется» из сознания, становясь впоследствии причиной серьезных психических расстройств, неврозов.

Открыв в структуре духовного опыта человека два уровня: «Сверх-Я» (ценностные представления, доминирующие в культуре), «Оно» (бессознательное) Фрейд не забыл и о посреднике между ними «Я» (сознании). По его представлениям, сознание «Я» определяется бессознательным («Оно»), а чрезмерное давление «Сверх-Я», не считающегося с миром бессознательного, создает неполноценную личность, уводит людей в мир иллюзий по поводу возможности чисто социальными «уловками» творить природу человека, подправлять и изменять ее.

Фрейд аргументировал, что «Оно» по мере развития цивилизации вытесняется, но не исчезает. Вытесненные бессознательные инстинкты сравнимы с пороховой бочкой, готовой взорваться внезапно в виде психических срывов, неврозов, а также всякого рода социальных бунтов. Чрезмерное давление «Сверх-Я» как бы провоцирует усиление мощи «Оно». В результате человек оказывается заложником сил, не подчиняющихся его «Я». Отсюда и пафос учения Фрейда-врача: найти баланс «Сверх-Я» и «Оно» и тем самым дать возможность «Я» свободно и разумно конституировать самое себя, быть жизнеспособным. Пока человек живет в обществе, ему не избавиться от влияния «Сверх-Я»; аналогично тому, как пока он жив и живо его тело, ему не удастся полностью освободиться от силы бессознательного. Отсюда следовал вывод о необходимости осмысления существования этих сил и их влияний и установления между ними какого-то компромисса. Только в этом случае расширяется пространство человеческой свободы, а, следовательно, и пространство сознания.

Некоторые последователи учения Фрейда – прежде всего, писатели, художники восторженно приняли магию бессознательного, демонизировав «Оно». Идея бессознательного направляла творчество экспрессионистов, сюрреалистов, представителей «театра абсурда» и т.д. Складывалась парадоксальная ситуация, если в Новое время люди «освободились» от Бога, то в новейшее время последователи Фрейда в искусстве предложили им освободиться … от социальных норм и ценностей, и, прежде всего от чувства стыда.

Вместе с тем, если следовать оригинальной логике учения Фрейда, то укротить буйство бессознательного, «Оно», можно только одним способом: усилить «Сверх-Я», увеличить репрессивную функцию культуры и тем поставить на пути разрастания непредсказуемого «Оно» сдерживающие преграды. Иными словами, чтобы «Я», сознание укрепили свое положение, нужно создать осмысленный баланс между двумя стихиями, воздействующими на человека и его «Я»: стихией надындивидуальных общественных норм и установок культуры - и стихией бессознательного. В противном случае человечеству грозит опасность опрокинуться в варварство.

· Марксистская концепция сознания, как было отмечено выше, исходит из того, что сознание - субъективный образ объективного мира (В.И.Ленин), субъективная реальность. Для философии марксизма (и, заметим в скобках, всей материалистической традиции в философии сознания) главным вопросом являлся вопрос об отношении сознания к бытию, материи (согласно Ф.Шеллингу и Ф.Энгельсу это - основной вопрос философии). Будучи отражением материального бытия, сознание в различных относительно самостоятельных формах (права и морали, идеологии и науки, философии и религии и т.д.), образует сложный феномен общественного сознания, содержание которого обусловлено материальными, прежде всего экономическими факторами.

В философских публикациях последнего времени по проблемам сознания последнее нередко уступает место понятию менталитета. При этом понятие «менталитет» (ментальности) обычно рассматривается, как специфически социальный, духовный феномен, который характеризуется различными, порой, прямо противоположными свойствами. Чаще всего под менталитетом понимают глубинные, скрытые структуры сознания, его смысловые инварианты, регулирующие индивидуальные и коллективные реакции на те или иные социальные воздействия, которые в значительной мере определяют психологическую атмосферу социума, служат катализатором общественного поведения.

Менталитет содержит «схему» восприятия социокультурного и природного мира, служащую для ориентации человека в нем. В этой схеме в неявном виде содержаться ответы на следующие вопросы: «Как устроен мир ?», «Как к нему относится ?» и др. То, что определяется как менталитет, есть, очевидно, социально заданная способность субъекта осуществлять определенным образом структурирование и ценностную маркировку окружающей действительности, что имеет особое значение в условиях диалога культур и цивилизаций.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 173; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты