КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Что такое истина и в чем суть основных концепций истины?Философы по-разному отвечали на вопрос: что есть истина? Одни мыслители полагали, что вопрос об истинности познания окончательно решен быть не может (скептицизм) и, более того, мир принципиально непознаваем (агностицизм). Другие являлись представителями гносеологического оптимизма, считая, что мир познаваем через сложную диалектику относительной и абсолютной истины. Основные концепции истины различаются между собой по тому критерию, который они выдвигают в качестве определения истины. В классической философии важнейшее значение имела корреспондентная концепция истины, как знания соответствующего действительности. В результате осознания ее трудностей была создана когерентная концепция истины, как непротиворечивого, системно организованного знания. В этой концепции вопрос о связи истины и действительности обычно не ставился, поскольку ее онтологической предпосылкой был принцип тождества мышления и бытия. К классической концепции истины примыкает диалектико-материалистическая концепция истины, в которой, однако, критерием истинности знания считается не только его соответствие действительности, но и общественно-историческая практика. В наши дни неклассические концепции истины представлены конвенциональной (договорной), или консенсусной концепцией истины, а также прагматической концепцией. Платон и Аристотель являются родоначальниками классической концепции истины. С их точки зрения истина есть соответствие мыслей действительности. Критерий соответствия (корреспонденции) наших знаний действительности играл фундаментальную роль в классической гносеологии. Уже немецкая классическая философия поставила вопрос о практике как главном критерии истинности наших знаний. Вместе с тем только в марксизме практика последовательно рассматривается не только как основа процесса познания. Марксизм исходит из того, что в процессе практического взаимодействия с окружающим миром обнаруживаются его новые свойства и отношения. Практика способствует совершенствованию чувственного познания, потому что требует постоянного развития способностей и навыков человека, тренировки органов чувств. Кроме того, в процессе практической деятельности создаются новые приборы, средства наблюдения, многократно усиливающие ограниченные возможности человеческих органов чувств. Практика лежит в основе теоретической деятельности, познания сущности явлений, причин, закономерностей их функционирования и развития. Практика является также движущим стимулом познания. Практические потребности — важнейший, хотя и не единственный, стимул теоретических исследований, который иногда быстрее двигает науку, чем десятки университетов. Совершенствование практической деятельности выступает как цель познания, потому что большинство знаний направлено на их реализацию, на то, чтобы сделать жизнь человека более достойной и комфортной. Это не значит, что знания добываются только ради пользы. Подобно тому, как существует искусство для искусства, наука и другие формы знания могут существовать и ради «знания», для того, чтобы приносить человеку чувство интеллектуального удовлетворения. В марксистской концепции, с одной стороны, фиксируется ее преемственная связь с классической концепции истины в тезисе об объективности истины, т.е. в независимости ее содержания «от человека и человечества». С другой стороны, в ней истина рассматривается как процесс, в единстве его относительных и абсолютных, конкретных сторон. Рассмотрим неклассические стороны марксистской концепции истины более подробно. Важнейшими положениями марксистской гносеологии являются: а) различение относительной и абсолютной истины. Относительная истина–это знание, которое приближенно и неполно воспроизводит объективный мир. Специфические свойства относительной истины – приближенность и неполнота – органически присущи процессу познания, поскольку человек не может познавать мир, не фиксируя своего внимания на одних его сторонах и не отвлекаясь от других. Относительная истина и заблуждение – две характеристики одного и того же явления. Противоположностью относительной истины является истинаабсолютная. Каким бы односторонним и ограниченным не было некоторое знание, оно может содержать в себе элементы, которые не отбрасываются, выступают предпосылкой дальнейшего развития познания и в снятом виде содержатся в его новых результатах. С другой стороны, абсолютная истина может также пониматься как тот идеал, к которому стремится, но с которым никогда не сливается познание. Например, геометрия Евклида представляет собой относительную истину, поскольку она правильно обобщает человеческий опыт в привычных для нас, трехмерных пространственных условиях. С другой стороны, она не является абсолютной истиной и непригодна для характеристики предметов на псевдосфере и т.д., для описания которых используются другие геометрии - Лобачевского-Бойяи, Римана. Отказ от признания в относительной истине зерен абсолютной истины (релятивизм)ведет, так или иначе, к познавательному пессимизму. Точно так же односторонен и противоположный подход, когда игнорируется относительность истинных результатов познания в угоду выпячивания их абсолютности (догматизм). Относительность и абсолютность истины – два ее тесно связанных друг с другом свойства. б) истина всегда конкретна и исторична. Принцип конкретностиистины –один из главных принципов марксистского диалектического подхода к познанию. В соответствии с этим принципом требуется точный учет всех условий, в которых находится объект познания, рассмотрение главных, существенных связей, свойств, тенденций его развития вместе с их проявлениями. Крайний случай неконкретного подхода – рассуждения, претендующие на истинность не только в данном контексте, и в любом другом контексте. Истинное знание как социокультурное образование характеризуется историчностью, поскольку она связана с историческим временем, объективными и субъективными факторами той или иной эпохи. в) истина есть процесс, в ходе которого совершается переход от незнания к знанию, от знания менее полного и точного к знанию более полному и точному. Истине противостоит заблуждение, т.е. принимаемое за истину искаженное представление о действительности. Было бы неверным считать заблуждение чем-то сугубо субъективным, что можно исключить при желании из познавательного процесса. Заблуждение – вполне естественный этап в освоении новых, еще неизвестных сфер бытия. Конвенциональная (договорная) концепция истины исходит из того, что истинное знание является результатом соглашения (договора) между учеными, принадлежащими к соответствующему научному сообществу, в рамках которого обсуждаются достижения той или иной науки. Открытия и достижения ученого претендуют на статус истинного знания, только, если они получили одобрение сообществом ученых, работающих в данной сфере научных исследований. Конвенционально-консенсусная концепция истины развивается, например, в теории коммуникативного действия Ю.Хабермаса. Прагматическая концепция истины основывается на критерии полезности знания. Знания, помогающие человеку успешно приспособится к изменяющимся условиям и помогающие ему обустроится комфортно в этом мире, приобретают, согласно ей, статус истинного, значимого знания. Важно обратить внимание на то, что классические и неклассические концепции истины не только, а, во многих случаях, не столько исключают, сколько дополняют друг друга. Выбирая, например, тот или иной проект строительства атомной электростанции мы, одновременно, руководствуемся и корреспондентной, и элементами когерентной, консенсусной и даже прагматической концепций истины, базируемся на марксистском убеждении в том, что истинность выбора определенного проекта, в конечном итоге, подтвердит лишь общественно-историческая практика. Значение взаимодополнительности классических и неклассических философских концепций истины неплохо раскрывается в сопоставлении понятий «истина»и «правда».В отечественной культуре неоднократно предпринимались попытки разграничить эти понятия В результате было сформировано понимание, что истину следует рассматривать как важнейшую характеристику процесса познания, прежде всего, научного познания, стремящегося к получению общезначимого знания. Правда же раскрывает, прежде всего, особенности человеческой деятельности в сфере социальной реальности, человеческого общения. Она тесно связана с моральными ценностями, прежде всего, идеалом справедливости, личным опытом («у каждого своя правда»), особенностями конкретной ситуации, в которой осуществляется жизнедеятельность человека, с его интерпретацией тех или других явлений. Почему люди думают, что их знания правильно отображают окружающий их мир и дают им возможность успешно ориентироваться в сложнейшем переплетении его свойств и связей? Что является критерием истинности знаний ? Множество ответов на этот вопрос было получено за долгую историю человеческой мысли. Одни философы утверждали, что истинные знания дает лишь Бог, а заблуждения — результат человеческого несовершенства. Другие считали, что, несомненно, истинно то, что воспринимается ясно и отчетливо с помощью интуиции. Признавалась также важнейшая роль научного эксперимента, а также научных конвенций и политических компромиссов в обосновании истинности знаний. Для того чтобы сегодня не заблудиться в этом лабиринте критериев истинности знания, важно научиться постоянно иметь в виду мировоззренческий и методологический смысл вопроса о критерии истинности знания, не забывать о концептуальной «нагруженности» различных ответов на него.
|