Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Чем характеризуется социально-политическая реальность XXI века?




Социально-политическая реальность начала ХХI в. характеризуется резким креном в сторону глобализации всех сфер человеческой деятельности; усилением динамизма, взаимозависимости и нестабильности социальных процессов; возрастанием роли массмедийной культуры и активизацией идеологических процессов. Сегодня ломаются базисные ценности техногенной цивилизации. Все более осознается открытость общества, его непредсказуемость и бремя выбора в точке бифуркации возможных сценариев социально-политического развития. Современная социально-политическая реальность предстает перед нами как сотканная из гигантских рисков и обострения глобальных кризисов, способная вызвать у человека состояние «футурошока» (А.Тоффлер). Все большее значение для человечества, поэтому, приобретают проблемы выбора и разработки новой стратегии жизнедеятельности, новой идеологии, новой духовности. Это актуализирует значение философского анализа современного общества, повышает значение философской культуры мышления и аргументации.

Онтологическая природа современности, или модерна в современной философии, стала объектом специального изучения в начале ХХ века, прежде всего, в работах немецких ученых М.Вебера, Ф.Тенниса и др.

Фердинанд Теннис одним из первых обосновывал мысль о том, что общество модерна отличается от традиционного общества за счет доминирования в нем других типов социальности: не социальности коммунальной (общинной), а индивидной, автономной от общины социальности. Современный тип социальности, по Теннису, обозначаемой по-немецки как «Gemeinschaft gesellshaft», характеризуется плотностью социальных связей индивидов, большим количеством ее участников, формированием новых, неизвестных ранее отношений и коммуникаций.

С этой точки зрения природа современности, модерна связана с отрывом личности от локальных сетей семьи и общины, дифференциацией личности и общества. Если в традиционном обществе идентификация личности, реализовывавшаяся через механизмы социализации и воспитания была связана с отождествлением себя с какой-либо определенной социальной группой (семьей, общиной и т.п.), некоторым мы, то вэпоху модерна формируется другой тип идентификации, предполагающий различение реального социального статуса индивида и представления о нем. На смену современному обществу, как обществу модерна идет общество постмодерна.

Эпоха постмодерна, или, как ее нередко называют иначе, глобализации формирует неизвестный ранее, новый локально-универсальный тип современности и идентификации человека, стержнем которой является уже ее виртуальная идентификация. В ней личность, соотнося себя с какой-либо социальной группой, должна при этом отдавать себе отчет в том, что данная группа, как, впрочем, и общество в целом, является только одной из многих актуально существующих и возможных социальных групп и объединений людей. Фактически это означает, что в эпоху постмодерна личность должна идентифицировать себя уже не столько с какой-либо социальной группой, общиной или обществом в целом, сколько с человечеством как открытым множеством сменяющих друг друга поколений людей. В этом пункте социальная философия и философия истории оказываются тесно связанными с современной философией глобализации.

В условиях современной глобализации, сопряженной с развертыванием «третьей цивилизационной волны» (О.Тоффлер), технологических и социальных трансформаций постиндустриального типа, главным фактором социокультурной динамики становятся информация, знания, творчество и интеллектуальные технологии во всех сферах социальной деятельности. Для развития постиндустриальной-информационной цивилизации важна трансформация не столько машин (техники), сколько людей, перевооружение нашего сознания, переход к новому видения мира и своего места в нем.. Мир сегодня развивается за счет инноваций, для разработки, а также восприятия и понимания которых необходимо современное философское мышление и аргументация диалогического типа, опирающиеся на данные всей человеческой культуры.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 229; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты