КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В чем заключается специфика познавательного отношения человека к миру и каковы особенности классической теории познания?Философия давно обнаружила, что познание есть сложный процесс. Истина не открывается человеку без усилий с его стороны. На пути познания приходится преодолевать множество трудностей и препятствий. Возникают даже сомнения принципиального характера: а способен ли человек вообще получить достоверные знания о мире? Философы по-разному отвечали на этот вопрос (в концепциях теоретико-познавательного пессимизма (скептицизма, агностицизма) и гносеологического оптимизма). Одни выражали убежденность в способность человеческого разума познать сущность вещей (гносеологический оптимизм), другие сомневались в его способности получить достоверные знания о мире (скептицизм, агностицизм). Многообразная познавательная деятельность человека изучается гносеологией (от греч. гносис – познание и логос – учение), важнейшим разделом философии. Гносеология, или учение о познании, рассматривает особенности процесса познания человеком мира. «Что я могу знать?» - с помощью такого вопроса И.Кант начинал перестройку здания классической гносеологии. Это означало, что задача гносеологии - изучение наиболее общих аспектов получения знания в разных сферах человеческой деятельности. Первичные знания человек получает из повседневного опыта. Результаты такого познания находят выражение в суждениях «здравого смысла», в пословицах и поговорках («яблоко от яблони недалеко падает», «в тихом омуте черти водятся» и т.д.). В процессе познания важное место занимают ценностно-мировоззренческие формы познавательной деятельности: мифология, религия, искусство, вот почему вопрос: «Что я могу знать ?», - И.Кант дополнял вопросом: «На что я смею надеяться?» В Новое время было сформировано представление о том, что высшей формой познания является наука, теорией познания которой еще в античности считалась эпистемология. Гносеологию, по крайней мере, в одном отношении нельзя сводить к эпистемологии (от греч. эпистеме – знание), хотя эти понятия нередко, особенно в учебной литературе иногда отождествляются. Гносеология рассматривает наиболее общие проблемы познания вообще, к которым можно отнести проблемы взаимосвязи объекта и субъекта познания, чувственного и рационального познания, истины и ее критериев, соотношения различных видов познавательной деятельности и др. Термин эпистемология большеиспользуется в англоязычной философской традиции, и акцент в ней делается на изучение по преимуществу научного знания. Гносеология как особая отрасль философского знания особенно интенсивно развивалась в классической европейской философии. В ней подчеркивалась роль в познании субъектно-объектных отношений. Объект познания - это то, на что направлена практическая, познавательная деятельность человека. Под субъектом познания понимается источник познавательной активности, осуществляющий целенаправленную деятельность. В классической философии Нового времени активная природа человеческого мышления, «Я», как субъекта познания исследовалась достаточно серьезно и основательно. При характеристике субъекта познания в неклассической философии обычно подчеркивается, что мир познает не абстрактное «Я», а социальный человек, который изучает его через призму всех доступных ему достижений культуры. Исследование субъектно-объектных отношений в ней помогает выяснять социальную обусловленность познания, зависимость субъекта познания от уровня развития общественных отношений, коммуникации и культуры в целом. Результаты современной философии способствуют преодолению ограниченности классической гносеологии, важнейшим достижением которой было обоснование деятельностной концепции познания, в ней субъект рассматривается не только как «чистое сознание» (трансцендентальный субъект), но как человек, преобразующий мир в соответствии со своими целями и интересами. Современная гносеология все больше акцентирует внимание на многообразие форм познавательной деятельности человека. Например, исследуется такой важный познавательный феномен как обыденное познание, жизненный мир человека. С помощью понятия «жизненный мир» познание предстает перед нами, как уходящая своими истоками в социокультурную среду жизнедеятельность человека, а особенности важного для нее обыденного знания выражаются в придании смыслов и значений социальным явлениям. В этой связи новыми смыслами наполняется старая проблема соотношения знания и веры, поскольку обыденное знание включает разносторонний и многогранный мир переживаний и эмоций, неявного знания, которые не поддаются строгому научному анализу. Сегодня в этом неклассическая гносеология усматривает не столько ограниченность обыденного знания, «идолы», которые необходимо устранить как затемняющие ясный свет рационального знания, сколько как необходимость для человека все больше и больше контролировать свои познавательные горизонты. Перспективы развития гносеологии связываются в наши дни и с дальнейшим развитием психологии и физиологии, нейрофизиологии познания, концепцией искусственного интеллекта, синергетикой как научной парадигмой самоорганизации, что, однако, не означает полного отказа от идей классической гносеологии.
|