Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Прочтите фрагмент из работы П. Бурдье «Начала».




Читайте также:
  1. FDDI. Кадр. Процедуры управления доступом к кольцу и инициализации работы кольца.
  2. I. Задачи настоящей работы
  3. II. Организация выполнения курсовой работы
  4. III. Защита курсовой работы
  5. III. КАКАЯ ИНФОРМАЦИЯ НУЖНА РУКОВОДСТВУ ДЛЯ РАБОТЫ
  6. III. Подготовка к защите, защита работы
  7. IV-1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ №1.
  8. IV. Задачи для самостоятельной работы.
  9. IV. Задачи для самостоятельной работы.
  10. IV. Задачи для самостоятельной работы.

Сформулируйте и запишите в вашем глоссарии следующие понятия: социальное пространство, географическое пространство, социальная дистанция.

«Социальная реальность», о которой говорил Дюркгейм, есть ансамбль невидимых связей, тех самых, что формируют пространство позиций, внешних по отношению друг к другу, определенных одни через другие, по их близости, соседству или по дистанции между ними, а также по относительной позиции: сверху, снизу или между, посередине. Социология в объективистском аспекте является социальной топологией, analysis situs, как называли эту новую область математики во времена Лейбница, анализом относительных позиций и объективных связей между позициями...

Можно сравнивать социальное и географическое пространство, внутри которого выделяются области. Это пространство сконструировано таким образом, что агенты, группы или институции, размещенные в нем, имеют тем более общих свойств, чем более близки они в этом пространстве, и тем меньше, чем более они удалены друг от друга. Хотя пространственные дистанции – на бумаге – совпадают с социальными дистанциями, они не существуют в реальном пространстве. Так, несмотря на то, что почти всюду можно наблюдать тенденцию сегрегации (когда люди, близкие в социальном пространстве, стремятся стать близкими – по выбору или вынужденно – в географическом пространстве), все же люди, сильно удаленные в социальном пространстве, могут встречаться, вступать во взаимодействия в физическом пространстве только на короткий период или время от времени. Взаимодействия, дающие непосредственное удовлетворение эмпирическим предрасположенностям – а их можно наблюдать, снимать, регистрировать, короче – трогать их пальцами, – заслоняют структуры, в которых они реализуются. Это один из тех случаев, когда видимое (непосредственная данность) скрывает невидимое, которым она определяется. Таким образом, не учитывается, что истина взаимодействия никогда не заключается целиком во взаимодействии в том виде, в каком предстает наблюдению. Одного примера достаточно, чтобы показать различие между структурой и взаимодействием и, одновременно, между структуралистским видением, которое я защищаю как необходимый момент исследования, и так называемым интеракционистским видением во всех его формах (в частности, этнометодологией). Я думаю о том, что называю стратегиями снисходительности, когда агенты, занимающие высшие позиции в одной из иерархий объективного пространства, символически отрицают социальную дистанцию (которая от этого не перестает существовать), обеспечивая себе таким образом выгоды от признательности, придаваемой этому чисто символическому отрицанию дистанции: «он простой», «не гордый» и т.п.; вместе с тем предполагается признание дистанции (приведенные мной фразы всегда имеют подтекст: «он прост для герцога», «он не горд для университетского профессора»). Короче, можно пользоваться объективными дистанциями таким образом, чтобы получать преимущества от близости и преимущества от дистанции, т.е. от дистанции и от признания дистанции, которое обеспечивается символическим ее отрицанием.



Как можно конкретно зафиксировать эти объективные связи, несводимые к взаимодействиям, в которых они проявляются? Эти объективные связи суть связи между позициями, занимаемыми в распределении ресурсов, которые являются или могут стать действующими, эффективными, как козыри в игре, в ходе конкурентной борьбы за присвоение дефицитных благ, чье место – социальный универсум.



Основными видами такой социальной власти являются, согласно моим эмпирическим исследованиям, экономический капитал в его различных формах, культурный капитал, а также символический капитал – форма, которую принимают различные виды капитала, воспринимаемые и признаваемые как легитимные.

Таким образом, агенты распределены в общем социальном пространстве в первом измерении по общему объему капитала в различных его видах, которым они располагают, и во втором измерении – по структуре капитала, т.е. по относительному весу различных видов капитала (экономического, культурного...) в общем объеме имеющегося у них капитала.

4. Напишите небольшое эссе (1 страница) на тему: «Социальная структура казахстанского общества: основные группы, статусы и роли»

 

Задания к СРСП и СРС:

1. Подготовьте реферат на темы: «Изучение социальной структуры классиками социологии», «Типология социальной структуры»

2. Сформулируйте понятие «класс» в классической и современной социологии

3. Напишите эссе на тему «Социальное неравенство в Казахстане» (1 страница)

Тема 6: «Социальная структура казахстанского общества»

 

Цель: изучение теоретических основ исследования социальной структуры применительно к современному казахстанскому обществу

 

 

Проблематика социальной структуры принадлежит к числу ключевых тем и проблем социологической науки. В последние десятилетия теории и концепции социальной структуры стали центральной темой многих авторитетных исследований. Преимущественно в них рассматриваются такие проблемы как социальная стратификация, социально-экономическое неравенство, социальная мобильность.

Одной из известных таких теорий в социологии является теория классового неравенства или классовых границ французского социолога Пьера Бурдьё, сформулированная в рамках концепции социального (культурного) капитала Бурдье. Так, например, под культурным капиталом Бурдьё понимает социальное происхождение ребенка: в случае его происхождения из статусной семьи автоматически «засчитываются» его отличительный лексический запас, культурные референции и принадлежность к культуре высших слоев общества. Поэтому, по Бурдьё, в основе воспроизводства неравенства современных обществ находятся прямое исключение, селекция (отбор) и самоисключение. Таким образом, символические классовые маркеры становятся центральными в конструировании границ между социальными классами.

Другим, потенциальным фреймом в анализе социальной структуры и социальной стратификации казахстанского общества может выступать не менее известная теория структурации английского социолога Энтони Гидденса. Согласно Гидденсу, в современных обществах позиции власти и господства связаны с обладанием рефлексивного знания, позволяющего индивидууму (агенту в терминологии Гидденса) изменять свое местоположение в мире и в социальной иерархии в частности.

Новейшие исследования социальной стратификации (1990 – 2000гг.) отличаются всё возрастающим интересом к проблематике форм неклассового социального неравенства и идентичности. Речь идет об увеличении интереса к таким неклассовым признакам социальной дифференциации и идентификации как этничность и гендер. Обзор новейшей социологической литературы показывает, что ключевыми элементами системы социальной стратификации в современных обществах становятся и внеклассовые (или неклассовые) формы. Понятно, что «новые» формы неравенства никак не умаляют значения такого важнейшего компонента социального разделения как класс. И всё же наиболее «продвинутыми» признаются те исследования, которые основаны на многомерной модели стратификации, одним из первых, кто заложил традиции многомерного анализа, был Макс Вебер. Так, например, Макс Вебер понимал этнические группы как специфические типы статусных групп.

Этническая принадлежность в особенности в полиэтничных обществах может выступать критерием для подобного ранжирования. Но если в социальном классе критерием отнесения человека к тому или иному социальному классу выступают отношение к власти или собственности, либо статусу, то критерием отнесения человека к какой-либо этнической группе выступает культура. Иначе говоря, в некоторых полиэтнических обществах этническая принадлежность выступает критерием для отнесения человека к определенному классу. Феномен социального неравенства в современных обществах имеет под собой различные основания типа возраста, здоровья и других дифференцирующих признаков. В этом ряду маркер этнической принадлежности в современных полиэтничных обществах выступает одним из важных критериев отнесения человека к тому или иному социальному классу.

Наши представления о социальной структуры казахстанского общества были бы не полными без экскурса в её историческое прошлое. Социальная структура казахского общества, как известно, состояла из двух социально статусных групп: «ак суек» (белая кость) и «кара суек» (черная кость). Членство в этих группах имело предписанный характер, передавалось по наследству, иначе говоря, социальная структура казахского общества носила сословно-кастовый характер.

Социальная группа «ак суек», степных аристократов, была весьма малочисленной, закрытой и состояла из торе (чингизиды) и кожа (мусульманская элита арабского происхождения). Только из числа чингизидов и самими чингизидами мог быть избран казахский хан, в руках «ак суек» была сосредоточена вся политическая и религиозная власть казахского общества. По свидетельству многих исторических источников исключительные сословные права и привилегии практически не зависели от экономического благосостояния. Не владение и размеры собственности, а знатность происхождения являлась источником политического доминирования и авторитета чингизидов в казахской этнической среде.

Принадлежность к «кара суек» означала принадлежность к нижней страте казахского общества. В свою очередь группа «кара суек» была разделена на несколько групп, самыми многочисленными были группы «шаруа», хозяева примерно десяти голов скота. Была в «кара суек» и своя традиционная знать, богатые люди, баи. В социальной структуре традиционного казахского общества выделялись ещё три группы: бии (судьи), старейшины (аксакалы) и батыры (воины), рекрутируемые из числа «кара суек».

Социальная структура казахского общества была коренным образом трансформирована в советскую эпоху. Важную роль в социальной иерархии этого периода играло социально-экономическое неравенство. Так, по всей видимости, наиболее важное влияние на положение индивидуума в социальной структуре казахстанского общества оказывали: сельско-городское разделение, государственно-коллективистский дуализм экономической структуры, а также профессиональное (классовое) разделение.

Основанием к сельско - городскому разделению выступала система обязательной (институциональной) прописки. Крестьяне практически были «привязаны» к своим, созданным советами, коллективным хозяйствам и позднее совхозам. Это факт автоматически означал лишение таких преимуществ городской жизни как более качественные системы образования и здравоохранения, благоустроенное жилье, возможности потребления – разнообразие продовольственных и промышленных товаров в городах в отличие от сёл.

Применительно к Казахстану каналы социально-территориальной мобильности сельских жителей (перемещение в города) носили весьма ограниченный характер: получение высшего и среднего специального образования, замужество \ женитьба, служба в армии также могла служить средством продвижения вверх по социально-территориальной лестнице. Перемещения (из села в город), имевшие место в советской экономике, в подавляющем большинстве случаев носили плановый и организованный характер, поскольку государство выступало основным «распределителем» в социально- территориальной системе.

Государственно-коллективисткий дуализм, характеризовавший советскую экономическую систему, продуцировал различные статусные позиции между привилегированными государственными рабочими, служащими и депривированными сельскими работниками – членов коллективных хозяйств, а не государственной собственности. Иначе говоря, большинство сельских людей было «привязано» к коллективной собственности, а работающие в городах к системе государственного сектора экономики. Государственно - коллективистская сегментация послужила основанием к уникальной зависимости крестьян от колхозов, а промышленных рабочих от фабрик и заводов.

Профессиональное или классовое разделение также имело в своем основании разделение на городских тружеников (рабочих), сельских (крестьяне), промежуточным слоем в системе советской стратификации по определению большинства социологов советского периода выступала прослойка интеллигенции, в которую равно попадали как сельский библиотекарь, так и крупный столичный партийный функционер, управленец. Если статусные позиции рабочих полностью определялись их положением в структуре промышленного, строительного предприятия, колхозников – их позициями в коллективных хозяйствах, то позиция в «прослойке» обуславливалась не меньшей зависимостью от коммунистической партии и государства. Добавим еще одно отличие в статусных характеристиках трех групп: в отличие от первого класса (городские рабочие) и прослойки, члены второго класса (колхозники) не имели регулярной заработной платы.

На современное состояние социальной структуры казахстанского общества, видимо, продолжают оказывать влияние советские параметры социальной стратификации. В целом местоположение человека в социальной иерархии общества по-прежнему во многом обусловлено местом его поселения (село-город).

Поэтому уместно было бы раздельное рассмотрение социальной иерархии сельской и городской местностей. Далее речь пойдет о социальной структуре сельской местности только северной и центральной частей республики. Так, к низшей группе в сельской социальной иерархии можно отнести такие маргинальные девиантные группы как алкоголики, тунеядцы, сюда же мы включаем большие семьи, не имеющие мужчину-кормильца.

Второй ярус представлен многодетными семьями, члены семей которых трудятся, имеют какой-либо вид занятости, но этого дохода просто не достаточно, чтобы прокормить большую семью.

В третий отдельный ярус, может быть включен несельскохозяйственный пролетариат, это ремесленники, плотники и так далее, а также те, кто, не будучи в состоянии вести самостоятельное дело, идет наниматься к «новым» казахам, русским, немцам и т.д. Чаще всего эти люди не имеют наличных денег, их труд оплачивается натуроплатой.

Четвертый слой социальной структуры казахстанского села состоит из мелких предпринимателей, нередко это мелкие торговцы, живущие на разнице цен между городом и селом. В условиях села это уже средний слой, предприимчивые люди, имеющие крупное по размерам села хозяйство – несколько голов крупного рогатого скота, лошадей, несколько десятков овец, русскоязычное население может иметь небольшую звероферму либо птицеферму. В данной группе возможно использование наемного труда, чаще это родственники, как правило, от двух до пяти человек.

Пятая группа в сельской социальной иерархии представлена предпринимателями более крупного масштаба. Речь идет о том, что выходцы из этой группы могут осуществлять крупные закупки молодняка (телят, поросят и т.п.), могут иметь много скота, большие посевные площади, поскольку имеют возможность брать пусть не крупные, но банковские кредиты, пользоваться программами микро кредитования правительства и некоторых международных организаций (от Всемирного Банка до международных фондов). Владельцы автозаправок, магазинов и других инфраструктурных единиц села относятся к данной социальной страте.

Наконец, верхний ярус сельской иерархии представлен крупными предпринимателями, в большинстве случаев – это выходцы старой советской номенклатуры – бывшие директора совхозов, директора районных агропромышленных комплексов, часть из них представлена бывшими советскими и партийными работниками районного звена. Как правило, представители именно этой группы фактически владеют землей, имеют самые большие посевные площади, самое крупное поголовье скота. Важно заметить, что представители верхнего яруса сельской социальной структуры помимо экономического и финансового капитала обладают еще и символическим капиталом. Этот факт находит свое выражение, например, в привилегированной возможности получения постоянных ссуд и банковских кредитов посредством включенности в сетевые отношения в советский период.

Социальная структура городских поселений Казахстана находится под влиянием транзита, переживаемого казахстанским обществом. В связи с этим пока затруднительно выделить общую модель социальной структуры городских поселений всего Казахстана.

Рассмотрим социальную структуру двух городов республики – Астаны и Алматы, которая может быть представлена в виде трехъярусной модели. Предлагаемая модель социальной структуры города основывается на том, что в Астане и Алматы есть плоды первоначального накопления капитала, крупные участки капиталистических типов хозяйствования, островки среднего торгово-промышленного предпринимательства, представлены иностранные и местные монополии, крупнейшие национальные кампании, в том числе нефтегазодобывающие организации, государственные экономические организации.

Верх социальной структуры составляет элита, состоящая из крупных правительственных чиновников (в основном в Астане), крупных предпринимателей и топ менеджеров.

Второй этаж занимает средний слой - «белые воротнички» государственной службы, занятые в капиталистическом секторе, крупные журналисты, а также известные деятели науки, литературы и культуры.

Наконец, нижний, преобладающий в количественном отношении «маргинальный» ярус - представлен занятыми в традиционном секторе, для которого характерны низкая производительность и неполная занятость, меньшую часть третьего яруса составляют занятые в промышленном секторе.

 

Примерные вопросы к семинарскому занятию по теме: «Классические и современные подходы в изучении социальной структуры»

 

Форма занятия: ролевая игра

 

Студенты делятся на две группы: сторонники марксистского и веберианского понимания социальной структуры.

Между двумя группами ведется диалог:

  1. Понимание класса, его основные компоненты, типология классов при капитализме
  2. Основные положения теории К. Маркса: за и против
  3. Основные положения теории М. Вебера: за и против
  4. Сформулировать основные положения неовеберианского и неомарксистского подходов к изучению социальной структуры

 

Тема 7: Социальные институты

Цель:раскрыть содержание ключевого в социологии понятия «социальный институт».

Основные понятия по теме: социальный институт, институционализация, установки, идеология, семья, религия, образование, СМИ.

 

Под институтом в повседневной практике понимаются различные социальные единицы, учебные организации и учреждения, любые крупные целевые организации.

Социологическое определение звучит следующим образом: «социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества».

В этом определении под общественными ценностями понимаются разделяемые идеи и цели, под общественными процедурами – стандартизированные образцы поведения в групповых процессах, а под системой социальных связей – сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется в определенных рамках.

Социальный институт возникает и функционирует, осуществляя ту или иную социальную потребность. Важные, в высшей степени необходимые социальные институты вызваны к жизни непреходящими потребностями. К последними как правило относят институты семьи, политики, экономики, государства, образования и религии.

Несмотря на то, что институты и социальные группы различные понятия, они неотделимы друг от друга. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной группы или общества в целом.

Институционализация – процесс определения и закрепления социальных норм, правил и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Иначе говоря, институционализация означает замену спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое, ожидаемое, регулируемое поведение.

Процесс институционализации, т.е. образования социальных институтов, состоит из нескольких последовательных этапов:

  • возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных усилий
  • формирование общих целей
  • появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия
  • появление процедур, связанных с нормами и правилами
  • институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие и практическое применение
  • установление системы санкций для поддержания норм и правил
  • создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими социальными институтами.

Общие для всех институтов признаки: установки и образцы поведения, символические и культурные признаки, утилитарные культурные черты, кодексы устные либо письменные, идеология.

Некоторые институты в отличие от развитых могут не обладать полным набором признаков, это означает, что такой институт несовершенен, полностью не развился или находится в упадке. Если большинство институтов недостаточно развиты, значит общество, в котором они функционируют, находится либо в упадке, либо на начальных стадиях культурного развития.

Общество является сложным социальным образованием, и силы, действующие внутри него, так взаимосвязаны, что невозможно предвидеть последствия каждого отдельно взятого действия. В связи с этим институты имеют явные функции, которые легко распознаются как часть признанных целей института, латентные функции, которые осуществляются непреднамеренно и могут быть непризнанными или, если признаны могут считаться побочным продуктом.

К явным функциям следует отнести:

- функцию закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым.

- Регулятивную функцию, которая состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения.

- Интегративную функцию, которая включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответсвенности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей.

- Транслирующую функцию, функцию передачи социального опыта от одного поколения к другому.

- Коммуникативную функцию, функция распространения информации внутри института, с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами.

Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми, они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей.

Изучение семьи является одной из наиболее важных задач стоящих перед социологами. Именно семья признана социологами в качестве основного носителя культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности.

Семья определяется как группа вязанных отношениями брака или родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие потребности общества.

По форме организации семьи выделяют супружескую, или нуклеарную семью, а также семьи расширенные или родственные.

Необходимо различать понятия семьи и брака. Брак представляет собой социально одобренные образцы поведения, с помощью которых двое или более людей составляют семью. По формам брака различают экзогамные и эндогамные браки, моногамию и полигамию.

Среди функций семьи стоит отметить следующие:

- функцию сексуального регулирования;

- репродуктивную функцию,

- функцию социализации,

- функцию эмоционального удовлетворения,

- статусную функцию, защитную функцию,

- экономическую функция.

Другой важнейший институт – религия. В социологии существует два основных подхода к определению религии. В рамках первого, религия рассматривается с точки зрения ее социальных функций: религия – это система соотносимых с областью сакрального убеждений и ритуалов, объединяющая людей в социальные группы. Согласно второму подходу, религия определяется как совокупность последовательных ответов на дилеммы человеческого бытия, наделяющего этот мир смыслом.

Характерные признаки религии: наличие набора символов, вызывающих подчинение и благоговейный страх, общины верующих, ритуалы, обряды и магию.

Социальный институт религии имеет следующие разновидности: тотемизм и анимизм. Тотемизм означает веру в то, что определенный вид животных и растений обладают сверхъестественной силой. Анимизм означает веру в души или духов, которые населяют мир наравне с людьми и иногда вселяются в них.

Три монотеистические религии, оказавшие сильное воздействие на историю человечества – это иудаизм, христианство и ислам.

По типам религиозных организаций различают церкви, секты, деноминации и культы. Церковь – представляет собой общепризнанную и прочно укоренившуюся религиозную организацию значительных размеров, имеющую бюрократическую структуру. Секты малы, они стремятся к тому, чтобы сохранить первоначальную чистоту религиозных догматов. Деноминация представляет собой секту, которая сложилась уже в качестве социального института и приобрела постоянную форму. Культ является свободно связанной группой людей, которые являются последователями одних и тех же религиозных лидеров, либо поддерживают сходные религиозные идеи.

Вы знаете какую роль выполняют институты образования и средств массовой информации в современном обществе.

Образование в современных обществах – это широкие и высокоразвитые дифференцированные системы непрерывного совершенствования знания и навыков членов общества. Основная функция института образования - социализация личности, ее подготовка к получению того или иного социального статуса и выполнению соответствующих ролей, другая функция в стабилизации, интеграции и совершенствования общественных систем.

Образованию принадлежит важная роль в определении социального статуса структуры общества, в поддержании социального порядка и социального контроля. Будучи одним из факторов воспроизводства социально-профессиональной структуры общества, образование выступает каналом социальных перемещений и социальной мобильности. Чем более демократичным и открытым является общество, тем в большей степени мы можем рассчитывать на него как на социальный «лифт», позволяющий человеку из нижней страты общества переместиться в более высокую страту.

Система образования как социальный институт включают следующие компоненты:

- органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации;

- сеть образовательных учреждений, включая институты повышения квалификации и подготовки преподавателей;

- творческие союзы, профессиональные ассоциации, общества, научные, методические советы и иные объединения;

- образовательные программы и государственные образовательные стандарты разного уровня и направленности;

- учебники и учебно-методические пособия для преподавателей и учащихся;

- периодические издания, включая журналы и ежегодники, отражающие самые последние достижения научной мысли.

Одна из важнейших характеристик современного мира - непрерывная коммуникация, или взаимодействие между людьми. Средства массовой информации – газеты, журналы, кино и телевидение, Интернет - часто ассоциируются с развлечениями, но этот взгляд не верен.

Воздействие телевидения и других средств массовой информации на нашу жизнь чрезвычайно глубоко. СМИ не только предлагают развлечения, но и предоставляют и структурируют большую часть информации, которой мы пользуемся в повседневной жизни. Сегодня объем информации, циркулирующей между людьми, разделенными на большие расстояния, значительно увеличился. Современные политические системы нуждаются в информированных гражданах. Вследствие использования печати и электронных информационных средств глобальное и локальное приблизились друг к другу.

Итак:

· любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.

· Если такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование самого института оказывается бессмысленным и тормозящим развитие общества.

· Наиболее важными социальными институтами являются семейные, политические, экономические, образовательные и религиозные.

· Существование социальных институтов невозможно без социальных групп.

· Процесс институционализации включает в себя несколько последовательных этапов, в результате которых спонтанное, экспериментальное поведение заменяется предсказуемым, регулируемым.

· Институты выполняют ряд функций и имеют институциональные признаки.

 

 

Примерные вопросы к семинарскому занятию «Социальные институты»:

1. Найдите в различных источниках трактовки понятия «социальный институт»

2. Чем различаются понятия «институт», «группа», «ассоциация»?

3. Явные и латентные функции социального института, его общие и специфические признаки.

4. Прочитайте фрагмент из учебника Э.Гидденса «Социология» и дайте дефиниции институтам семьи, родства и брака.

Социальные институты “цементируют” общественную жизнь. Они обеспечивают общие соглашения, выработанные людьми в общении друг с другом и при содействии которых достигается преемственность поколений.

… Прежде всего нам необходимо определить ключевые понятиясемьи, родства и брака. Семья — это группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми. Родство (родственные узы) — это отношения, возникающие при заключении брака либо являющиеся следствием кровной связи между лицами (отцы, матери, дети, бабушки, дедушки и т.д.). Брак можно определить как получивший признание и одобрение со стороны общества сексуальный союз двух взрослых лиц. Индивиды, вступившие в брак, становятся родственниками друг другу, но их брачные обязательства связывают родственными узами гораздо более широкий круг людей. При заключении брака родители, братья, сестры и другие кровные родственники одной стороны становятся родственниками противоположной стороны.

Семейные отношения

Среди круга отношений, связывающих родственников, прежде всего выделяется семейное родство. Практически во всех обществах мы можем выделить то, что социологи и антропологи называютнуклеарной семьей, состоящей из двух взрослых, живущих вместе, ведущих свое домашнее хозяйство и имеющих собственных либо приемных детей. В большинстве обществ традиционного типа, даже при отсутствии кланов, нуклеарные семьи являются только частью обширной сети родственных отношений. Когда родственники, не являющиеся супружеской парой с детьми, живут вместе либо находятся в близком контакте, мы говорим орасширенной семье.Расширенную семью можно определить как группу людей, состоящую из трех или более поколений, живущих либо в одном и том же помещении, либо очень близко друг от друга. Она может включать бабушек, дедушек, братьев и их жен, сестер и их мужей, тетей, дядей, племянников и племянниц.

Семьи, как нуклеарные, так и сложные, по отношению к рассматриваемому индивиду могут подразделяться народительские и репродуктивные семьи. К первому типу относится семья, в которой человек рождается, ко второму — семья, которую человек образует, став взрослым, и внутри которой воспитывается новое поколение детей. Еще одно важное различие связано с местом проживания. В Великобритании, как правило, ожидается, что вступившие в брак создадут отдельное домашнее хозяйство. Оно может находиться в том же районе, что и дом родителей жениха или невесты, но совершенно естественно может располагаться где-то еще. Однако во многих обществах вступившие в брак по традиции живут поблизости от родителей жениха или невесты, либо вместе с ними. Когда супружеская пара переезжает к родителям жены, семья называетсяматрилокальной, в случае переезда к родителям мужа— патрилокальной.

Наиболее важные и всеобщие изменения форм семьи обобщены ниже:

- Влияние кланов и других корпоративных родственных групп падает. Примером может служить история послевоенного Китая. В 1949 году с приходом коммунистического правительства к власти была предпринята попытка устранить влияние Сы на семейную жизнь и экономические отношения. Наделы Сы были раздроблены и распределены среди крестьян. Традиционные Сы были заменены коммунами. Дальнейшие изменения экономической и социальной жизни еще более ослабили их влияние.

- Отмечается общая тенденция свободного выбора супруга. И хотя прямой корреляции здесь не отмечено, расширенные семьи ранее были связаны, как правило, организованными браками. При установлении брачных связей первостепенное значение имели обязательства перед семейным кланом. Под влиянием западных идей, превозносящих индивидуализм и романтическую любовь, а также других факторов, ослабляющих сложные семейные системы, брак по предварительному соглашению переживает кризис. Представители молодого поколения — особенно те, которые живут и работают в городах — настаивают на своем праве самостоятельно выбирать партнера по браку.

- За женщинами признается право выбора партнера и принятия решений во внутрисемейных делах. Возможность занятия женщинами более высоких должностных постов вкупе с либерализацией разводов тесно связаны с этими изменениями. В некоторых обществах мужья традиционно имели почти полную свободу действий в отношении разводов. Им было достаточно только сказать жене в присутствии свидетелей, что она более не нужна. Сегодня женские организации осуществляют широкомасштабную борьбу за равные права в бракоразводном процессе, хотя до сих пор во многих обществах в этом плане достигнут лишь незначительный прогресс.

- В традиционных культурах большинство браков были “родственными”. Ожидалось, или предписывалось, что человек сочетается браком с партнером из специфического круга, определенного установившимися родственными отношениями. Например, там, где существовали сильные клановые группы, индивиду не позволялось вступать в брак с человеком из того же клана, сколь бы отдаленной ни была родственная связь. Такая практика называется экзогамией. Эндогамия противоположна ей — индивиды обязаны избирать супругов внутри родственной группы. В обоих случаях принадлежность к определенному роду является определяющим фактором формирования брачных отношений. Подобная практика становится все менее распространенной.

- В некогда “строгих” обществах ныне достигнут высокий уровень сексуальной свободы. Иногда этот процесс не заходит далеко, и начинаются противоположные изменения, как это произошло после Исламской революции в Иране в конце 70-х годов. Иранские власти стремились возродить законы и обычаи, ограничивающие сексуальную свободу. Однако эти примеры — скорее исключения. Фактически многие традиционные общества были намного либеральнее в сексуальном плане, чем это когда-либо было на Западе вплоть до сегодняшнего дня.

- Существует общая тенденция расширения прав детей. Во многих странах дети остаются в исключительно бесправном положении, являются жертвами сексуальных злоупотреблений и извращений. Большинство государств определило законы, защищающие права детей, хотя до того, как они станут общей нормой, еще далеко.

5. Перечислите наиболее распространенные социальные институты современного общества.

6. Назовите недавно возникнувшие в казахстанском обществе институты.

7. Проследите основные этапы возникновения и развития современных социальных институтов семьи, государства, образования и СМИ в Казахстане.

 

Задания к СРСП и СРС:

1. Проследите генезис социального института семьи.

2. Ответьте на вопрос: «В чем причина необычного разнообразия социальных институтов в современном обществе?».

3. Обратить внимание на широту функциональных предназначений социальных институтов образования и СМИ.

4. Покажите, что образование влияет не только на личный статус индивида, но и на уровень развития самого общества.

5. Перечислите основные функции социального института образования

6. Назовите основные каналы передачи массовой информации, проследите их развитие в истории общества

7. Назовите основные составные элементы системы образования.

8. Представьте основные положительные и отрицательные стороны распространения влияния СМИ

9. Ответьте на вопрос: «Какова роль образования в современном обществе?»

10. Насколько актуален вопрос об объективности СМИ в современном обществе?

11. Каковы перспективы развития СМИ в современном казахстанском обществе.

Основная литература:

1. Гидденс Э. Социология. М., 1999

2. Кравченко А.И. Социология. Общий курс лекций. М., 2002

3. Осипов Г.В. Социология: основы общей теории. М., 2000

 

 

Дополнительная литература:

1. Терин В.П. Массовая коммуникация: социокультурные аспекты политического воздействия. Исследование опыта Запада. М., 1999

2. Коробейник В.С. Пирамида мнений. М., 1981

3. Миняев О.Г. Включенность личности в сферу влияния СМИ// Соц. исслед. 1984, №4

4. Малкей М. Наука и социальные знания. М., 1983

 


Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 23; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.028 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты