КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 6. Петербург первой половины XIX века — Пушкинский ПетербургЗавершение строительства центра города. Стиль ампир и его взаимосвязь с классицизмом и барокко в петербургской архитектуре. Город как «расширяющаяся вселенная» — центр, предместья, пригороды. Пластический образ города, его основные черты. Соотношение искусственного и естественного (водные потоки и растительность), архитектуры и скульптуры. Принцип ансамблевости. Пластический лейтмотив петербургской архитектуры. «Город пышный, город бедный» (А. Пушкин). «Медный всадник» как поэтическое осознание внутреннего драматизма духовного бытия, общественной жизни, культуры российской столицы. Проблема «Петербург и Москва». Ее обсуждение А. Пушкиным и Н. Гоголем, А. Герценом и В. Белинским, И. Огаревым и А. Григорьевым. Полемика западников и славянофилов. Характерные особенности петербургской культуры первой половины XIX века. Сохранение рационалистической традиции петровско-екатерининского Просвещения и ее развитие в сферах науки, образования, искусства. Основание Царскосельского лицея, возрождение Университета, развитие гимназического и высшего педагогического образования. Формирование социального слоя петербургской интеллигенции и ее деятельность в различных сферах культуры. Место и роль женщины в культуре Петербурга. Образ женщины в литературе и искусстве Петербурга. Идеология и деятельность декабристов как порождение политической культуры Петербурга. Романтизм в русской культуре первой трети XIX века и его особенности в Петербурге и в Москве. Переход от романтических позиций к реалистическим при сохранении высокого значения эстетических ценностей в искусстве и в повседневной жизни города. Развитие материальной культуры в российской столице, ее функциональная ориентация, технологический уровень и высокий эстетический потенциал. Академия наук и Университет. Соотношение естественных и гуманитарных наук, философии и геологии. Борьба прогрессивных идей и концепции Николая I и С. Уварова «православие, самодержавие, народность». Петербургская журналистика и развитие философско-эстетической мысли (А. Галич, А. Герцен, В. Белинский, Н. Чернышевский, А. Никитенко), отражавшей особенности петербургского менталитета. Обобщающая характеристика сложившегося в Петербурге социально-психологического строя сознания. Стремление к единству «истины, добра и красоты», к сбалансированности рационализма, гражданственности и эстетизма, к сближению науки, нравственности и искусства. Преодоление противоречий «алгебры» и «гармонии» в художественном творчестве, научном познании, поведении человека в обществе (петербургский дендизм), в речи и организации быта. Сопряжения позитивного и сатирически-критического в художественном воспроизведении русской жизни. Разрешение противоречий между русским и европейским, славянофильством и западничеством, традиционализмом и новаторством, аристократизмом и демократизмом. Поэзия А. Пушкина — гениальное воплощение всего многообразия духовных ориентаций, «петербургского начала» русской культуры. Творчество А. Пушкина и проблема стиля петербургской культуры. В. Белинский и А. Герцен о связи творчества великого русского поэта с Петербургом. Влияние А. Пушкина на все дальнейшее развитие петербургской культуры.
|