Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА 1 страница




 

Примерные вопросы

1. Духовное производство и духовная жизнь обще­ства.

2. Духовная культура.

3. Наука и ее роль в жизни общества.

4. Мораль.

5. Религия.

6. Искусство.

7. Образование и самообразование.

 

 

  1. Духовное производство и духовная жизнь общества

 

 

Под духовной жизнью общества обычно пони­мают ту область бытия, в которой объективная ре­альность дается людям не в форме противостоящей предметной действительности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся не­отъемлемой частью его личности. Духовная жизнь человека возникает на основе его практической де­ятельности, является особой формой отражения окру­жающего мира и средством взаимодействия с ним. К духовной жизни относят, как правило, знания, ве­ру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве, они со­ставляют духовный мир личности. Будучи порождением общественной практики, духовная жизнь тесно связана с другими сферами жизни общества и представляет собой одну из подсистем социума.

Духовная сфера жизни общества охватывает раз­личные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое. Соответственно ее элемента­ми являются мораль, наука, искусство, религияи право.

Мораль — это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и пло­хом, которые являются следствием внутреннего убеждения человека либо воздействия на него обще-ственного мнения.

Наука — это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической фор­ме (понятий, теорий, законов) и основанные на ре­зультатах научных исследований.

Искусство — это специфическая форма общест­венного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Религия — это совокупность определенных ми­фов, догматов, культовых и обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь).

Право — это система общеобязательных, фор­мально определенных норм, установленных или санкционированных государством (а иногда и непо­средственно народом), реализация которых обеспе­чивается авторитетом или принудительной силой го­сударства.

Поскольку духовная жизнь общества порождается все-таки жизнью материальной, то и ее структура во многом схожа с последней: духовные потребности, духовная деятельность (духовное производство) и созданные этой деятельностью духовные блага (ценнос­ти).

Первым звеном в этой цепочке выступают духов­ные потребности, представляющие собой объектив­ную нужду людей и общества в целом создавать и ос­ваивать духовные ценности. Нередко в философской литературе духовные потребности квалифицируют еще и как определенное психическое состояние лю­дей, побуждающее их к созданию и освоению духов­ных ценностей.

В отличие от материальных, духовные потребнос­ти не заданы биологически, не даны человеку от рож­дения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности. Особенность духовных по­требностей состоит в том, что они имеют принципи­ально неограниченный характер: пределов роста для них не существует, а единственными ограничителя­ми такого роста являются лишь объемы уже накоп­ленных человечеством духовных ценностей и жела­ние самого человека участвовать в их приумноже­нии.

Ради удовлетворения духовных потребностей лю­ди организуют духовное производство. Под духов­ным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществ­ляемое специализированными группами людей, про­фессионально занятыми квалифицированным умст­венным трудом. Целью духовного производства яв­ляется воспроизводство общественного сознания в его целостности. К результатам духовного производ­ства относятся:

1) идеи, теории, образы и духовные ценности;

2) духовные общественные связи индивидов;

3) сам человек как существо духовное.

Отличительная особенность духовного производ­ства заключается в том, что его продуктами являют­ся идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя.

Духовное производство направлено на совер-шенствование всех остальных сфер общественной жизни — экономической, политической, социальной. Создаваемые в его рамках новые идеи и технологии позволяют обществу саморазвиваться.

Ученые выделяют три вида духовного производ­ства: науку, искусство и религию. Некоторые фи-лософы склонны добавлять к ним еще и мораль, по­литику и право. Однако мораль создается самим обществом, а не изобретается профессионалами, а об­щественные связи, возникающие между индивидами в результате политической и правовой деятельности отдельных членов общества, вряд ли могут быть на­званы духовными. Однако этот вопрос до сих пор остается дискуссионным.

Важнейшим видом духовного производства явля­ется наука.

На начальных этапах своего существования наука не оказывала сколько-нибудь заметного влияния на развитие общества. Однако с течением времени поло­жение изменилось. Примерно с XIX в. наука начина­ет играть заметную роль, опережая развитие матери­ального производства, которое, в свою очередь, изме­няется в соответствии с логикой развития науки. Наука становится особым видом духовного производ­ства, продукция которого предопределяет появление новых отраслей материального производства (химии, радиотехники, ракетостроения, электроники, атом­ной промышленности и т. д.). Огромную роль приоб­ретают так называемые научные модели обществен­ного развития, с помощью которых общество получа­ет возможность, не прибегая к таким методам познания, как эксперимент, определять цели и на­правление своего развития.

Другим важнейшим видом духовного производст­ва является искусство. Создавая художественные об­разы, которые с известной долей условности могут быть приравнены к научным моделям, экспериментируя с ними при помощи собственного воображе­ния, люди могут лучше познать себя и мир, в кото­ром они живут. При помощи искусства художники писатели, скульпторы воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей действительности.

Что же касается религии как вида духовного про­изводства, то создаваемые с ее помощью теории и идеи играли большую роль в развитии общества, прежде всего на ранних, донаучных этапах его раз­вития, формируя у людей абстрактное мышление, способности вычленять общее и особенное в окру­жающем мире. Однако возникающие в рамках рели­гиозных воззрений духовные ценности и складываю­щиеся на их основе общественные связи до сих пор играют важную роль в жизни многих обществ и от­дельных индивидов.

Основным свойством духовного производства, от­личающим его от производства материального, явля­ется всеобщий характер его потребления. В отличие от материальных ценностей, размер которых ограни­чен, ценности духовные не уменьшаются пропор­ционально количеству людей, ими овладевающими, и потому они доступны всем индивидуумам без иск­лючения, являясь достоянием всего человечества.

 

 

  1. Духовная культура

 

 

Слово cultura ведет свое происхождение от латин­ского глагола colo, который означает «обрабаты­вать», «возделывать почву». Первоначально слово «культура» обозначало процесс очеловечивания при­роды как среды обитания. Однако постепенно, как и многие другие слова языка, оно изменило свой

смысл.

В современном языке понятие «культура» упо­требляется в основном в широком и узком значениях.

В узком смысле, говоря о культуре, обычно подразумевают те области творческой деятельности которые связаны с искусством.

В широком же смысле культурой общества при­нято называть совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в обще­ственной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых сис­тем (языковых и неязыковых), а также путем обучения и подражания.

В истории общественной мысли существовали раз­личные, зачастую противоположные точки зрения на культуру. Часть философов называла культуру сред­ством закабаления людей. В наиболее законченном виде эта позиция нашла свое отражение во взглядах известного немецкого философа Ф. Ницше, который провозгласил тезис о том, что человек по своей при­роде — существо антикультурное, а сама культура — это зло, которое создано для подавления и порабоще­ния человека. Другой точки зрения придерживались те ученые, которые называли культуру средством об­лагораживания человека, превращения его в циви­лизованного члена общества (И.-Г. Гердер и др.). Эта­пы развития культуры рассматривались ими как сту­пени прогрессивного развития человечества.

Однако, несмотря на различные оценки влияния культуры на жизнь людей, практически все мысли­тели признавали, что:

1) духовная культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хране­ния и передачи накопленного человечеством опыта;

2) культура является особой человеческой формой бытия, которая имеет свои пространственно-времен­ные границы;

3) культура служит одной из важнейших характе­ристик жизнедеятельности как отдельной личности, так и конкретного общества в целом.

Традиционно культуру принято подразделять на материальную и духовную.

Под материальной культурой понимают тех­нику, производственный опыт, а также те мате­риальные ценности, которые в своей совокупности составляют искусственную среду обитания чело­века. Подвидами материально-культурных феноме­нов являются:

1) природные объекты, которые подверглись неко­торому воздействию со стороны человека и изменили свою первозданную форму (рубило первобытного че­ловека);

2) искусственно-природные объекты, которые со­храняют свою природную форму, но существуют так, как не встречаются в естественных условиях (япон­ский сад камней);

3) синтетически-природные объекты, т. е. такие объекты, которые синтезированы из встречающихся в природе материалов (пластмассы);

4) социально-культурные объекты, сооружение которых предполагает использование природных и искусственных материалов (шоссейные дороги);

5) социально-материальные объекты, обслуживаю­щие общество в производственной сфере (компьюте­ры, машины).

К духовной культуре обычно относят науку, ис­кусство, религию, мораль, политику и право. Гово­ря о духовной культуре, следует различать ее фор­му,которая материальна, и содержание, которое идеально. Форма характеризует то, в чем вопло­щены феномены данного вида культуры, а содержа­ние то, что они значат для личности и обще­ства.

Духовную культуру можно классифицировать так же, как и материальную, т. е. на основании степени тво'рчески-преобразующей деятельности создавшего ее человека. Исходя из этого критерия выделяют сле­дующие подвиды духовной культуры:

1) произведения монументального искусства, об­ладающие материальной формой, которую придал художник естественно-природным или искусствен­ным материалам (скульптура, объекты архитекту­ры);

2) театральное искусство (театральные образы);

3) произведения изобразительного искусства (жи­вопись, графика);

4) музыкальное искусство (музыкальные образы);

5) различные формы общественного сознания (идеологические теории, философские, эстетические, нравственные и др. знания, научные концепции и ги­потезы и т. д.);

6) общественно-психологические явления (общест­венное мнение, идеалы, ценности, социальные при­вычки и обычаи и т. д.).

Относительная самостоятельность материальной и духовной сфер общественной жизни в отношении друг друга иногда приводит к переоценке роли и мес­та материальной культуры общества и недооценке его духовной культуры. В противовес подобному под­ходу в последние годы в социологии получает все большее распространение понятие социокультурной сферы жизни общества.

Социокультурная сфера понимается как ведущая сфера развития общества, аккумулирующая опыт предшествующих поколений и обеспечивающая со­циальную стабильность в течение достаточно дли­тельного исторического периода.

Ученые вычленяют следующие функции данной сферы:

а) трансляционную (передача социальных ценнос­тей из прошлого в настоящее, а из настоящего — в будущее);

б) селекционную (оценка и классификация унас­ледованных ценностей, определение их места и ро­ли в решении проблем общества на данном эта­пе);

в) инновационную (обновление социальных цен­ностей и норм).

Накопленные российским обществом в XX в. со­циальные ценности и нормы сегодня подвергаются серьезному пересмотру. В связи с этим можно отме­тить ряд позитивных и негативных процессов, проис­ходящих в социокультурной сфере.

Осуществляемый в России переход от тоталитар­ного государства к демократическому сопровождает­ся глубоким кризисом, который охватил все сферы общественной жизни, в том числе и духовную. Нор­мальное развитие культуры в России во многом ока­залось нарушено в результате изменения духовных ценностей общества и, как следствие, своеобразного «разрыва» процесса передачи духовной культуры от старших поколений к младшим.

Начавшаяся в России децентрализация культу­ры, разрушение государственной монополии на культуру вместе с гиперинфляцией начала 90-х гг. привели к серьезному сокращению количества по­требителей художественной культуры. Значитель­ная часть населения в силу отсутствия средств к су­ществованию вынуждена отказываться от культур­ных ценностей.

С другой стороны, на фоне отсутствия государ­ственного финансирования культурных и научных центров набирает силу процесс коммерциализации духовной культуры, ориентированной на широкие слои населения. Тотальная ориентация на бизнес ве­дет к коррозии нравственных ценностей, изменению личностных установок в сторону ожесточения и уси­ления агрессивного начала.

Огромное влияние на формирование духовных об­разцов (эталонов) массовой культуры оказывают средства массовой информации. С одной стороны, они играют положительную роль, давая возможность миллионам людей познакомиться с важнейшими до­стижениями культуры. Но с другой стороны, именно СМИ способствуют формированию в обществе опре­деленных вкусов, идей, связанных с культурой, но­сящей потребительский характер. Проникновение этой масс-культуры сопровождается формированием в сознании молодежи новых стереотипов, которые за­частую оказываются не совместимыми с националь­ными традициями. Культура же всегда замешена на традиции, и разрушение последней ведет к разруше­нию самой культуры.

До конца не получен ответ на то, какое влияние оказывает массовая культура на психику людей, на их взаимоотношения. Но уже очевидно, что ее про­дукция в большинстве своем не отличается высоким качеством и ориентирована не на духовное развитие человека, а на продажу. Современные культурологи утверждают, что сегодня на смену человеку разумно­му постепенно приходит человек потребляющий. Между тем в современной России сегодня фактиче­ски отсутствует правовая база, которая была бы при­звана регламентировать происходящие в стране культурные процессы.

Наряду с коммерциализацией можно отметить и еще одну особенность социокультурной ситуации в России — превращение культуры в инструмент по­литики, в способ привлечения дополнительных го­лосов избирателей на разного рода выборах (наибо­лее яркий пример — президентская кампания 1996 г.).

Наконец, еще одной из проблем, стоящих перед российским обществом, является формирование эко­логической культуры его членов. Проблема эколо­гии, бережного отношения к окружающей среде сего­дня не является чисто российской проблемой — она относится к так называемым глобальным проблемам человечества. Однако, по данным исследователей, именно Россия и страны СНГ занимают позорное пер­вое место по масштабам непродуманного вмешатель­ства в природную среду. Чтобы не допустить экологической катастрофы, России необходимо, объединив свои усилия с другими странами, способствовать по­строению нового мирового порядка, основанного на рациональном использовании природных ресурсов всем человечеством.

 

 

  1. Наука и ее роль в жизни общества

 

 

Сегодня, в век научно-технического прогресса, че­ловечество особенно ясно осознает место и значи­мость науки в своей жизни. В современном обществе все большее внимание уделяется проведению науч­ных исследований в самых различных областях по­знания, получению новых данных об окружающем мире, созданию новых технологий производства ма­териальных благ.

Наукой принято называть теоретические сис­тематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в аб­страктно-логической форме и основанные на дан­ных научных исследований. Европейской родиной науки считается Древняя Греция, жители которой первыми поняли, что окружающий человека мир во­все не таков, каким он представляется людям, изу­чающим его только при помощи методов чувственно­го познания. Греки первыми совершили переход от ступени чувственного познания к абстрактному, от познания основных фактов окружающего мира к познанию его законов. В эпоху средневековья наука попала в зависимость от теологии, и ее развитие су­щественно замедлилось. Однако постепенно в резуль­тате открытий, сделанных Н.Коперником, Г. Га­лилеем, Дж. Бруно, наука начинает оказывать все более возрастающее влияние на жизнь общества. С XVII в. в Европе идет процесс оформления науки в качестве общественного института: создаются науч­ные общества и академии, издаются научные журна­лы а в XIX в. появляется и само слово «ученый». На рубеже XIX—XX вв. возникают и новые формы орга-низации науки: научные лаборатории и институты исследовательские центры. Примерно с этого же вре-мени наука начинает оказывать огромное влияние на развитие производства, становясь его особым ви­дом — духовным производством.

Важнейшими социальными функциями науки яв­ляются:

а) познавательно-объяснительная: наука призвана познать и объяснить устройство мира и законы его развития;

б) мировоззренческая: наука помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть яв­ления окружающего мира в их единстве и многообра­зии, выработать свое мировоззрение;

в) прогностическая: наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям, но и прогнозировать последствия таких изменений. При помощи научных моделей ученые могут показать возможные опасные тенденции раз­вития общества и дать рекомендации по их преодоле­нию.

Современными учеными разработано несколько моделей развития научного знания.

Первая — модель постепенного развития науки. Сущность этой модели выражена в утверждении, что истоки любого нового знания можно найти в про­шлом, а работа ученого должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшествен­ников.

Вторая — модель развития науки через научные революции. Согласно этой концепции любая наука периодически должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм».

Парадигмой называется господствующая систе­ма идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет ученым и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи. Принято различать парадиг­му общенаучную, т. е. признаваемую всем научным сообществом независимо от отрасли знания, и пара­дигмы частных наук, составляющие теоретическую основу в отдельных отраслях научного знания. На этапе спокойного развития действующая парадигма позволяет решать накапливающиеся в науке пробле­мы достаточно успешно. Однако с течением времени набирается большое количество фактов, не поддаю­щихся объяснению с помощью существующих те­орий. Наступает этап кризиса, происходит научная революция, в ходе которой старая парадигма заме­няется новой.

Представляя собой подсистему более сложной сис­темы, называемой обществом, наука испытывает на себе определенное воздействие последней:

1. Потребности развития общества часто являются основным фактором, определяющим проблематику научных исследований, так называемый социальный заказ, который общество дает ученым (например, найти способы избавления человечества от рака и других тяжелых заболеваний).

2. Состояние научных исследований зависит от материально-технической базы общества, от тех средств, которые направляются на развитие науки. Так, например, в Российской Федерации сейчас очень остро стоит проблема финансирования фунда­ментальных наук, т. е. тех, исследования в которых не дают сиюминутных результатов. Между тем имен­но открытия, сделанные в этих отраслях научного познания, во многом определяют уровень развития и состояние прикладных наук, основной задачей которых является поиск решений текущих, подчас сию-минутных проблем.

Будучи особой формой общественного сознания наука обладает относительной самостоятельностью' Выполняя социальный заказ, она тем не менее разви вается по своим внутренним законам. Так, напримеп существует закон «развитие науки в запас», согласно которому решение любой научной проблемы может быть осуществлено только в том случае, если для это­го наукой уже накоплен соответствующий объем зна­ний. Если же такового запаса нет, то выполнить об­щественный заказ наука не в состоянии.

 

 

  1. Мораль

 

 

Особую роль в регулировании жизни общества и поведения его членов играет мораль.

Мораль (от лат. moralitas — относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; и лат. mores — нравы, обычаи, мода, поведение) — форма общест­венного сознания, в которой находят свое отраже­ние взгляды и представления, нормы и оценки пове­дения отдельных индивидов, социальных групп и об­щества в целом.

Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкци­онируя определенные общественные устои, строй жизни, общение людей. Однако содействие регуля­ции социального поведения людей не является един­ственной функцией морали. Мораль — это прежде всего жизненный ориентир, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию. Ее основная функция — утверждение человеческого в человеке.

Марксистское обществознание отстаивает тезис о том, что мораль есть явление, во-первых, производ­ное от экономики и, во-вторых, служебное, обслужи­вающее базис. Эта мысль подтверждается ссылками

на историческую изменчивость моральных норм, на сословно-классовую сущность многих моральных ко­дексов. Действительно, моральные убеждения и оценки в разные эпохи у разных народов, классов, поколений могут сильно отличаться. Нравственность всегда выражает дух эпохи и тесно связана с усло­виями жизни. Однако при анализе морали и оценке ее конкретных форм одинаково ошибочным является как игнорирование социальных элементов в мора­ли, так и их абсолютизация. Классовые, националь­ные и другие модификации морали являются лишь формами, в которых заключены общечеловеческие, цивилизационные по своему содержанию нормы нравственности и справедливости. Последние яв­ляются отражением в сознании людей реально су­ществующего, сложившегося в течение веков и ты­сячелетий порядка взаимоотношений в обществе, определенное понимание сущности социума, исто­рии, человека и его бытия. Социальное назначение этих элементарных правил общежития состоит в том, чтобы охранять членов общества от ситуаций, угро­жающих их жизни и безопасности, здоровью и досто­инству. Простые нормы нравственности осуждают как величайшее зло убийство, воровство, насилие, обман, клевету. К элементарным нормам нравствен­ности относятся также забота родителей о воспита­нии детей, забота детей о родителях, уважение к

старшим и т. п.

При помощи морали общество оценивает не толь­ко практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения. Особую роль в моральной регуляции играет формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно вырабаты­вать и направлять свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля. Эта способ­ность выражается в таких понятиях, как совесть, честь, чувство собственного достоинства.

Совесть — это этическая категория, вы щая высшую форму способности личности выражающая высшую форму способности личности к моралъному самоконтролю.

Честь это этическая категория, включающая в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества.

Достоинство самооценка личности, осозна ние ею своих качеств, способностей, мировоззрения выполненного долга и общественного значения.

Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших ре­зультатов в определенной ситуации, а следование об­щим нормам и принципам поведения. Выполняя, на­ряду с появившимся позднее правом, роль регулято­ра поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него по ряду существенных моментов.

Единство между ними выражается в том, что:

1) в системе социальных норм они выступают са­мыми универсальными, распространяющимися на все общество;

2) у норм морали и права единый объект регулиро­вания — общественные отношения;

3) как нормы права, так и нормы морали исходят от общества;

4) нормы права и нормы морали имеют сходную структуру;

5) нормы права и нормы морали выделились из мононорм первобытного общества.

Однако между нормами права и морали существу­ет много отличий:

1) право представляет собой совокупность норм, установленных или санкционированных государ­ством, зафиксированных в юридических актах. Мо­ральные нормы формируются в процессе утвержде­ния, развития моральных взглядов и идеалов;

2) в правовых актах выражается государствен­ная воля, в моральных нормах — общественное мне­ние;

3) правовые нормы обязательны для исполнения с момента вступления в силу юридического акта, в ко­тором они содержатся. Их реализация поддержива­ется в необходимых случаях специальным аппара­том, силой государственного принуждения. Реализа­ция моральных норм не нуждается в организованной принудительной силе. Они исполняются в результате привычки, внутренних побуждений. Гарантом мора­ли выступают совесть индивида и общественное мне­ние, общественная оценка поведения людей;

4) нормы морали распространяют свое влияние на более широкую сферу отношений, нежели та, ко­торая регулируется правом. Нормы морали регу­лируют многие отношения, которые не подлежат правовому регулированию (отношения дружбы, люб­ви и т. п.);

5) для правовых норм характерна большая, неже­ли для норм морали, конкретность содержания, определенность формулировок. Мораль содержится в общественном сознании, право — в специальных нормативных актах, имеющих письменную форму. Моральные требования дают больший простор для их толкования, чем правовые;

6) если нормы морали регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права — с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправо­мерного.

Взаимосвязь права и морали проявляется в том, что:

1) реализация правовых норм, их исполнение во многом обусловливаются тем, насколько они соответ­ствуют требованиям морали. Чтобы правовые нормы эффективно действовали, они, по крайней мере, не должны противоречить правилам морали;

2) право в целом должно соответствовать моря ным взглядам общества. Право должно способст вать утверждению идеалов добра и справедливости обществе;

3) в некоторых случаях право способствует избав лению общества от устаревших моральных норм Именно через право шел процесс преодоления кров ной мести — одного из постулатов морали прошлого времени;

4) нравственные воззрения являются той основой на которой формируются правовые взгляды, право­вые идеалы и, в конечном счете, содержание право­вых норм;

5) некоторые правовые нормы непосредственно за­крепляют моральные нормы, подкрепляя их юри­дическими санкциями (например, уголовные нор­мы).

 

 

  1. Религия

 

 

Термин «религия» в переводе с латинского языка буквально означает «связывание, повторное обраще­ние к чему-либо». Гораздо сложнее дать определение понятию «религия». Таких дефиниций существует великое множество, они зависят от принадлежности авторов к той или иной философской школе, тради­ции. Так, марксистская методология определяла ре­лигию как специфическую форму общественного со­знания, извращенное, фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил. Верующий человек, скорее всего, определит религию как взаимоотношение между Богом и чело­веком. Современное обществознание пытается дать более нейтральное определение: под религией чаще всего понимаются совокупность взглядов и представ­лений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в одну общность. Основа лю­бой религии — вера в сверхъестественное, т. е. в не-

объяснимое с помощью известных науке законов противоречащее им.

Спорной является и проблема происхождения ре-лигии. Церковь учит, что религия появляется вмес те с человеком, существует исконно. Материалисти­ческие учения рассматривают религию как продукт развития человеческого сознания. Убедившись в собственном бессилии, в неспособности преодолеть власть слепой необходимости в определенных сфе­рах жизнедеятельности, первобытный человек при­писал естественным природным силам сверхъестест­венные свойства. Для достижения желаемых целей в этих сферах, наряду с вполне рациональными, но недостаточными действиями, люди стали совершать ритуальные, символические акты, призванные га­рантировать получение искомого результата. Посте­пенно сформировалась и вера в то, что подобные действия (обряды, ритуалы, таинства) помогают каким-то таинственным способом прийти к завет­ным целям. В конечном счете возникли прочные представления о неких надчеловеческих, сверхъес­тественных силах, связях, отношениях. Подобные построения, несмотря на всю их видимую логич­ность и убедительность, не нашли подтверждения в археологических данных. Раскопки древнейших стоянок свидетельствуют о наличии примитивных религиозных верований уже у неандертальцев. К то­му же первобытный человек ощущал себя частью природы, не противостоял ей, хотя и пытался опре­делить свое место в окружающем мире, приспосо­биться к нему.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 158; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты