Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ЧЕЛОВЕК




Примерные вопросы

1. Человек как биосоциальное существо.

2. Бытие человека. Потребности и способности чело­века.

3. Человеческая деятельность и ее многообразие.

4. Личность как субъект общественной жизни. Соци­ализация личности. Межличностные отношения.

5. Духовный мир человека.

 

 

  1. Человек как биосоциальное существо

 

 

Философские споры о природе человека имеют многовековую историю. Наиболее часто природу человека философы называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, со­знанием, высшими психическими функциями (абст­рактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.

Являясь частью природы, человек принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид — Homo sapiens. Как любой биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупно­стью видовых признаков, каждый из которых может изменяться у различных представителей вида в до­вольно больших пределах. На подобное изменение могут влиять как природные, так и социальные процессы. Подобно другим биологическим видам, вид Homo sapiens имеет устойчивые вариации (разно­видности), которые, когда речь идет о человеке, обо­значаются чаще всего понятием расы. Расовая дифференциация людей предопределена тем, что их группы, населяющие различные районы планеты, адаптировались к конкретным особенностям среды их обитания и у них появились специфические ана­томические, физиологические и биологические при­знаки. Но, относясь к единому биологическому виду Homo sapiens, представитель любой расы обладает та­кими свойственными этому виду биологическими па­раметрами, которые позволяют ему с успехом участ­вовать в любой из сфер жизнедеятельности всего че­ловеческого общества.

Биологическая природа человека составляет ту ос­нову, на которой происходит формирование собствен­но человеческих качеств. Биологи и философы назы­вают следующие анатомические, физиологические и психологические особенности человеческого организ­ма, которые составляют биологическую основу де­ятельности человека как существа социального:

а) прямая походка как анатомическая особен­ность, позволяющая человеку шире охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождающая передние конечности даже во время передвижения и позволяющая использовать их для труда лучше, чем это могут сделать четвероногие;

б) цепкие руки с подвижными пальцами и проти­вопоставленным большим пальцем, позволяющие выполнять сложные и тонкие функции;

в) взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий видеть в трех измерениях и лучше ориентироваться в пространстве;

г) большой мозг и сложная нервная система, даю­щие возможность высокого развития психической жизни и интеллекта;

д) сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующие развитию речи, т. е. произнесению определенного количества дифферен­цированных звуков;

е) длительная зависимость детей от родителей, а следовательно, долгий период опеки со стороны взрослых, медленный темп роста и биологического созревания и поэтому долгий период обучения и со­циализации;

ж) пластичность врожденных импульсов и потреб­ностей, отсутствие жестких механизмов инстинктов, таких, какие имеют место у других видов, возмож­ность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения — все это способствует развитию сложных образцов поведения и адаптирования к раз­личным условиям среды;

з) устойчивость сексуального влечения, влияю­щая на формы семьи и на ряд других социальных яв­лений.

Будучи, безусловно, природным существом, живу­щим по законам природного мира, полноценно жить и развиваться человек может только в обществе по­добных ему людей. Такие важные факторы жизне­деятельности человека, как сознание, речь, не пе­редаются людям в порядке биологической наслед­ственности, а формируются у них прижизненно, в процессе социализации, т. е. усвоения индивидом общественно-исторического опыта предшествующих поколений. Человек с момента его рождения являет­ся индивидом, т. е. единичным природным сущест­вом, носителем индивидуально-своеобразных черт. Индивидом обычно называют единичного конкрет­ного человека, рассматриваемого в качестве биосо­циального существа. Понятие «человек», как прави­ло, употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homo sapi­ens), а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами. От этих двух понятий необходимо отли­чать понятие «личность». (См. вопрос №4 данного раздела.)

 

 

  1. Бытие человека. Потребности и способности человека

 

 

Бытие — это наиболее общее и абстрактное по­нятие, обозначающее существование чего-либо вооб­ще. В философии этим понятием обозначают и су­ществующий независимо от сознания людей объек­тивный мир (материю), и реальный процесс жизнедеятельности людей (человеческое бытие).

Мотивы деятельности человека связаны с удовлет­ворением его потребностей. Под потребностью в обы­денном смысле понимается нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнеде­ятельности организма, человеческой личности, соци­альной группы, общества в целом. Однако в научной теории понятие потребности обозначает не пережи­ваемую человеком нужду, а постоянное противоре­чие между наличной ситуацией и необходимыми ус­ловиями жизни и развития человека (так, например, утоление жажды стаканом воды не ликвидирует по­требности человека в воде, без которой невозможна его нормальная жизнедеятельность). Поэтому по­требности выступают постоянным внутренним побу­дителем всякой активности (в том числе и человече­ской деятельности).

В основе всякой человеческой потребности лежит соответствующий врожденный инстинкт (т. е. биоло­гический, природный фактор, присущий индивиду как живому организму). Все природные инстинкты человека делятся на три группы:

а) витальные (от лат. vita — жизнь), которые на­правлены на обеспечение жизнедеятельности орга­низма (пищевой, половой и др.);

б) социальные, выражающие жизненную необхо­димость отношений между индивидами;

в) интеллектуальные, направленные на познание окружающей действительности (например, ориенти­ровочный инстинкт).

Соответственно и потребности человека можно ус­ловно разделить на три группы: биологические (по­требности в питании, воде, нормальном теплообмене, движении, продолжении рода и др.), социальные (потребности в трудовой деятельности, социальной активности, самореализации и самоутверждении в обществе и др.) и духовные (потребности в познании, знаниях, других элементах духовной культуры). Та­кое многообразие потребностей отражает сложную сущность человека как биосоциодуховного существа. Единство же различных сторон человеческого бытия выражается в тесной взаимосвязи, взаимозависимос­ти и взаимообусловленности его потребностей. Био­логические потребности человека в питье, пище, сне удовлетворяются в социальных формах. В свою оче­редь, удовлетворение духовных потребностей (напри­мер, в знаниях) часто служит средством реализации социальных потребностей (получение профессии, из­менение собственного социального статуса). Половое влечение развивается в одну из самых тонких и воз­вышенных духовных потребностей — потребность индивидуальной любви.

Иную классификацию потребностей человека предложил американский психолог А. Маслоу. По его мнению, всем людям свойственна некоторая иерархизированная система базовых (основных) по­требностей. Маслоу отделял первичные (врожден­ные) потребности от вторичных (благоприобретен­ных). К первой группе Маслоу относил потребности:

а) физиологические (потребности в воспроизводст­ве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе

и др.);

б) экзистенциальные (потребности в безопасности своего существования, комфорте, уверенности в зав­трашнем дне, в гарантии занятости и т. д.)

Вторичные же потребности включают в себя:

а) социальные (потребности в социальных связях, общении, участии в совместной с другими людьми деятельности);

б) престижные (потребности в самоуважении, ува­жении со стороны других, достижении успеха, слу­жебном росте и др.);

в) духовные (потребности в самовыражении).

Потребности каждого следующего уровня стано­вятся, по Маслоу, насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Психологи различают также потребности подлин­ные (разумные) и мнимые (неразумные, ложные). Удовлетворение мнимых потребностей ведет к фи­зической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу. Подлинные потребности побуждают человека к активной, благоразумной, об­щественно полезной жизнедеятельности, способст­вуют физическому и духовному совершенствованию личности без нанесения ущерба природе и другим людям.

От потребностей следует отличать интересы лю­дей. Интерес это такая осознанная потреб­ность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, име­ющих для них важное общественное значение, при­тягательность. В основе интереса лежит понимание необходимости каких-либо действий для достижения осознаваемой цели, т. е. осознанная потребность. Од­нако интерес человека направлен не на непосредст­венный предмет потребности, а на те общественные условия, которые делают доступным этот предмет. Интересы зависят от положения человека в общест­ве, от его принадлежности к той или иной социаль­ной группе. Они в той или иной степени осознаются людьми и являются мощными побудительными сти­мулами к различным видам деятельности. Интересы различаются по степени общности (индивидуальные,групповые, общественные), по сфере направленности (экономические, политические, социальные, духов­ные), по степени осознанности (действующие стихий­но или на основе разработанной программы деятель­ности), по возможностям осуществления (реальные и мнимые).

Направляемая действием потребностей человече­ская деятельность осуществляется благодаря нали­чию у индивида богатейшего комплекса способнос­тей. Под способностями понимают индивидуальные особенности человека, от которых зависит успеш­ность выполнения определенного рода деятельнос­ти. Способности не сводятся к имеющимся у индиви­да знаниям, умениям и навыкам. Они обнаружива­ются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности.

В истории философии способности долгое время трактовались как свойства души, особые силы, пере­даваемые по наследству и изначально присущие ин­дивиду. В новое время Д. Локком и французскими учеными-материалистами был сформулирован тезис о полной зависимости способностей человека от внешних условий его жизни. Современная наука рас­сматривает формирование и развитие способностей сквозь призму органического единства биологическо­го и социального. Биологическое начало в способнос­тях представлено в виде определенных генетических программ поведения, закодированных в молекулах ДНК. Благодаря их действию человек обладает спо­собностями, потенциально присущими каждому ин­дивиду (прямохождение, членораздельная речь и др.). Наследственные программы могут оказать воз­действие и на уровень развития соответствующей способности у отдельного индивида. Этим частично объясняются различия в развитии музыкального слуха, объеме и быстроте действия памяти, физиче­ской силе. Однако развитие любой способности во многом зависит от действия различных социальных факторов: например, для развития музыкальных способностей, кроме наличия музыкального слуха, необходимы музыкальный инструмент, систематиче­ское музыкальное образование, постоянная практика и т. д.

Критерием для типологии способностей обычно выступают отличия в основных видах деятельности. На этом основании различают научные, художест­венные, инженерные и другие способности. Совре­менная психология выделяет и общие способности, отвечающие требованиям не одной, а многих различ­ных видов деятельности. При этом ряд психологов постулирует существование общего интеллекта — не­изменной всесторонней умственной одаренности.

Качественный уровень развития способностей вы­ражается понятиями таланта и гениальности. Талан­том называют такую совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельнос­ти, отличающийся новизной, высоким совершенст­вом и общественной значимостью. Гениальность высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.

  1. Человеческая деятельность и ее многообразие

 

 

Все живые существа взаимодействуют с окружа­ющей средой. Внешне это проявляется в двигатель­ной активности. Приспосабливаясь к окружающей среде, животные могут использовать природные предметы в качестве орудий и даже изготовлять их. Но только человеку присуща деятельность, под кото­рой в общественных науках понимается форма ак­тивности, направленная на преобразование окружающего мира.

В структуре любой деятельности принято выде­лять объект, субъект, цель, средства ее достижения и результат. Объектом называется то, на что дан

пая деятельность направлена; субъектом — тот, кто ее осуществляет. Прежде чем начать действо­вать, человек определяет цель деятельности, т. е. формирует в своем сознании идеальный образ того результата, которого он стремится достичь. Затем, когда цель определена, индивид решает, какие сред­ства ему необходимо использовать для ее достиже­ния. Если средства выбраны правильно, то итогом де­ятельности будет получение именно того результата, к которому стремился субъект.

Основным мотивом, побуждающим человека к де­ятельности, является его желание удовлетворить свои потребности. Эти потребности могут быть фи­зиологическими, социальными и идеальными. Осоз­наваемые людьми в той или иной мере, они становят­ся главным источником их активности. Огромную роль играют убеждения людей относительно целей, которых необходимо достигнуть, и основных путей и средств, к ним ведущих. Иногда в выборе последних люди руководствуются сложившимися в обществе стереотипами, т. е. некоторыми общими, упрощен­ными представлениями о каком-либо социальном процессе (конкретно — о процессе деятельности). Не­изменная мотивация имеет тенденцию воспроизво­дить аналогичные действия людей и как следствие — аналогичную социальную реальность.

Основной единицей деятельности является дейст­вие: любая деятельность предстает перед нами как цепь действий. Действие включает в себя и постанов­ку цели (акт сознания), и внешне выраженный акт поведения. Конкретный способ (способы) выполне­ния действий называется операцией. Характер опе­раций зависит от объективных условий, в которых совершается действие, и имеющегося опыта челове­ка - операции обычно мало или совсем не сознаются человеком (выполняются на уровне автоматических навыков).

Различают деятельность практическую и духов­ную. Первая направлена на преобразование сущест­вующих в реальности объектов природы и общества. Разновидностями практической деятельности явля­ются материально-производственная (преобразова­ние природы) и социально-производственная (преоб­разование общества). Содержание духовной деятель­ности связано с изменением сознания людей. В нее входят: познавательная, ценностно-ориентировочная и прогностическая деятельность.

Иная классификация выделяет деятельность тру­довую, образовательную, досуговую. В зависимости от полученных результатов деятельность может быть охарактеризована как разрушительная или созида­тельная.

Часто для достижения поставленной цели и полу­чения необходимого результата человеку приходится в процессе деятельности прибегать к взаимодействию с другими субъектами, общаться с ними. Общение — это процесс обмена информацией между равноправ­ными субъектами деятельности. Субъектами обще­ния могут быть как отдельные люди, так и социаль­ные группы, слои, сообщества и даже все человечест­во в целом. Выделяют несколько видов общения:

1) общение между реальными субъектами (напри­мер, между двумя людьми);

2) общение реального субъекта с иллюзорным партнером (например, человека с животным, которо­го он наделяет некоторыми несвойственными ему ка­чествами);

3) общение реального субъекта с воображаемым партнером (например, общение человека со своим «внутренним голосом»);

4) общение воображаемых партнеров (например, литературных персонажей).

Вопрос о соотношении деятельности и общения является дискуссионным. Одни ученые полагают, что эти два понятия тождественны друг другу, ибо

любое общение обладает признаками деятельности. Другие считают, что деятельность и общение — про­тивоположные понятия, поскольку общение есть только условие деятельности, но никак не она сама. Третьи рассматривают общение во взаимосвязи с де­ятельностью, однако считают его самостоятельным явлением.

Важнейшей разновидностью практической де­ятельности является материально-производственная деятельность людей (или трудовая деятельность) — одна из форм человеческой деятельности, направлен­ная на преобразование природного мира и создание материальных благ. В структуре трудовой деятель­ности (в узком смысле этого слова) выделяют:

1) сознательно поставленные цели — производство определенной продукции, переработка природных материалов, создание машин и механизмов и др.;

2) предметы труда — те материалы (металл, гли­на, камень, пластмасса и пр.), на преобразование ко­торых направлена деятельность людей;

3) средства и орудия труда — все устройства, при­боры, механизмы, приспособления, энергетические системы, при помощи которых подвергаются преоб­разованию предметы труда;

4) используемые технологии — приемы и способы, применяемые в процессе производства.

Для характеристики трудовой деятельности обыч­но используют следующие параметры:

1) производительность труда — количество про­дукции, произведенной в единицу времени;

2) эффективность труда — соотношение матери­альных и трудовых затрат, с одной стороны, и полу­ченных результатов — с другой;

3) уровень разделения труда — распределение конкретных производственных функций между уча­стниками трудового процесса (в масштабе общества и в конкретных трудовых процессах).

О содержании трудовой деятельности человека можно судить по тем функциям, которые он выпол­няет, по степени их разнообразия и сложности, по уровню самостоятельности и творчества работника.

Характер требований, предъявляемых к участни­ку трудовой деятельности, зависит от многих факто­ров, в первую очередь от конкретного содержания труда и места в системе разделения труда. Общие тре­бования таковы:

1) работник должен владеть всеми приемами и способами производства, из которых складывается технологический процесс (требование профессиона­лизма);

2) квалификация работника не может быть ниже того уровня, который определяется характером тру­да. Чем сложнее труд, тем выше требования к специ­альной подготовке участника трудового процесса (требование квалификации);

3) от работника требуется безусловное соблюдение законов о труде и правил внутреннего трудового рас­порядка, соблюдение заданных параметров произ­водственного процесса, выполнение обязанностей, вытекающих из содержания трудового договора (тре­бований трудовой, технологической, исполнитель­ской, договорной дисциплины).

Под духовной деятельностью понимают творче­ский процесс производства и воспроизводства ду­ховных ценностей (идей, знаний, представлений и т. д.), а также их сохранение, распределение, распространение и потребление. В связи с этим ду­ховную деятельность можно условно разделить на ду­ховно-теоретическую (производство духовных цен­ностей) и духовно-практическую (сохранение, рас­пределение, распространение и освоение созданных духовных ценностей). Специализированными вида­ми духовной деятельности являются наука, искусст­во, религия, образование.

Деятельность оказывает огромное влияние на лич­ность, являясь той основой, на которой происходит развитие последней. В процессе деятельности инди­вид самореализуется и самоутверждается как лич­ность, именно процесс деятельности лежит в основе социализации индивида. Оказывая преобразователь­ное воздействие на окружающий мир, человек не только адаптируется к природной и социальной сре­де, но перестраивает и совершенствует ее. Вся исто­рия человеческого общества — это история деятель­ности людей.

 

 

  1. Личность как субъект общественной жизни.

 

 

Социализация личности. Межличностные отношения

Слово «личность» (лат. persona) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем его стали применять к самому актеру и его роли (отсюда — «персонаж»). У древних римлян слово persona употреблялось не иначе, как с указани­ем социальной функции, роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т. п.). Превратившись в научный термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл и вы­ражает теперь нечто противоположное тому содержа­нию, которое в него вкладывали в древности.

Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельнос­ти, обладающий совокупностью социально значи­мых черт, свойств и качеств, которые он реализу­ет в общественной жизни. Когда говорят о личнос­ти, прежде всего подразумевают ее социальную индивидуальность, неповторимость. Последняя фор­мируется в процессе воспитания и деятельности че­ловека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человек является личностью.

Человеком рождаются, личностью становятся в про­цессе социализации.

Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздей­ствия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жиз­недеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. От социализации следует отличать адаптацию (ограниченный во времени процесс при­выкания к новым условиям существования), обуче­ние (процесс приобретения индивидом новых знаний об окружающем мире), взросление (социопсихологи­ческое становление человека в узком возрастном диа­пазоне от 10 до 20 лет).

Социализация начинается в детстве, продолжает­ся в юности и в довольно зрелом возрасте. От ее успе­ха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, су­меет реализовать себя в процессе общественной жиз­ни. Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путем орга­низации обучения и воспитания), так и непреднаме­ренно.

Процесс социализации проходит через несколько стадий, которые социологи называют жизненными циклами: детство, юность, зрелость и старость. Жиз­ненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, изменением привы­чек и образа жизни. По степени достижения резуль­тата различают начальную, или раннюю, социали­зацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую, социализацию, охва­тывающую зрелость и старость.

Становление личности человека в процессе соци­ализации происходит при помощи так называемых агентов и институтов социализации.

Под агентами социализации понимаются конк­ретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей. Различают агентов первичной социализации (родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д.) и агентов вторичной социализации (должностные лица вуза, предприятия, сотрудники телевидения и т. д.). Агенты первичной социализа­ции составляют ближайшее окружение человека и играют важнейшую роль в процессе формирования его личности, агенты вторичной социализации ока­зывают менее важное влияние.

Институты социализации это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Как и агенты, институты соци­ализации также подразделяются на первичные и вто­ричные. Примером первичного института социализа­ции могут служить семья, школа, вторичного — средства массовой информации, армия, церковь.

Первичная социализация личности осуществляет­ся в сфере межличностных отношений, вторичная — в сфере отношений социальных.

Агенты и институты социализации выполняют две основные функции:

1) обучают людей принятым в обществе культур­ным нормам и образцам поведения;

2) осуществляют социальный контроль за тем, на­сколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и об­разцы поведения усвоены личностью.

Поэтому такие элементы социального контроля, как поощрение (например, в форме положительных оценок) и наказание (в форме оценок отрицательных) одновременно являются и приемами социализации.

В период вторичной социализации личность мо­жет быть субъектом процессов десоциализации и ре-социализации.

Десоциализация представляет собой утрату или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, социальных ролей, привычного образа жизни. Ресоциализацией называется противополож­ный процесс восстановления утраченных ценностей и социальных ролей, переобучение, возвращение ин­дивида к нормальному (старому) образу жизни. Если процесс десоциализации носит негативный характер и является достаточно глубоким, он может разру­шить основы личности, восстановить которые будет невозможно даже с помощью позитивной ресоциали-зации.

В процессе своей жизнедеятельности люди вступа­ют друг с другом в многообразные общественные от­ношения. Одним из видов социальных отношений являются межличностные отношения, т. е. отноше­ния между отдельными индивидами по различным основаниям. В зависимости от наличия или отсутст­вия элементов стандартизации и формализации все межличностные отношения подразделяются на офи­циальные и неофициальные.

Официальные и неофициальные межличностные отношения отличаются друг от друга, во-первых, наличием или отсутствием в них определенной нор­мативности. Официальные отношения всегда рег­ламентируются какими-либо определенными нор­мами — правовыми, корпоративными и др. Во-вто­рых, официальные отношения стандартизированы и обезличены, т. е. права и обязанности, которые складываются в рамках официальных межличност­ных отношений, не зависят от личности, в то вре­мя как неофициальные межличностные отношения определяются индивидуальными личностными осо­бенностями их участников, их чувствами и пред­почтениями. Наконец, в официальных отношениях крайне ограничена возможность выбора партнера по коммуникации, общению, в то время как в неофици­альных отношениях решающую роль играет именно выбор личности. Такой выбор осуществляется парт­нерами по общению в зависимости от присущей каждому из них потребности в общении и взаимо-

действии с вполне определенным по своим личност­ным качествам человеком.

Официальные и неофициальные межличностные отношения, в которые люди вступают друг с другом, чрезвычайно разнообразны. Они могут быть кратко временными (попутчики в поезде), долговременными (друзья, сослуживцы), постоянными (родители и их дети), причинно-следственными (преступник и его жертва), функциональными (заказчик и портной), учебными (преподаватель и ученик), субординацион­ными (начальник и подчиненный).

 

 

  1. Духовный мир человека

 

 

Духовный мир личности (микрокосм человека) — целостное и в то же время противоречивое явле­ние. Это сложная система, элементами которой явля­ются:

1) духовные потребности в познании окружающе­го мира, в самовыражении средствами культуры, ис­кусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др.;

2) знания о природе, обществе, человеке, самом се­бе;

3) убеждения, твердые взгляды, основанные на мировоззрении и определяющие человеческую де­ятельность во всех ее проявлениях и сферах;

4) вера в истинность тех убеждений, которые раз­деляет человек (т. е. бездоказательное признание правильности того или иного положения);

5) способность к тем или иным формам социаль­ной деятельности;

6) чувства и эмоции, в которых выражаются отно­шения человека с природой и обществом;

7) цели, которые человек сознательно ставит пе­ред собой, идеально предвосхищая результаты своей деятельности;

8) ценности, лежащие в основе отношения челове­ка к миру и самому себе, придающие смысл его де-ятельности, отражающие его идеалы.

Ценности представляют собой предмет устремле­ний человека, являются важнейшим моментом смыс­ла его жизни. Различают социальные ценности — общественные идеалы, выступающие как эталон должного в различных сферах общественной жизни, и личностные ценности — идеалы отдельной личнос­ти, служащие одним из источников мотивации ее по­ведения. Ценности носят исторический характер, они меняются с изменением содержания и форм жиз­ни. Однако современная цивилизация подошла к воз­можности выработки общечеловеческих ценностей, в основе которых лежит гуманизм. Общечеловече­ские ценности отражают духовный опыт всего че­ловечества и создают условия для реализации об­щечеловеческих интересов (т. е. универсальных по­требностей людей, присущих им независимо от национальных, возрастных, религиозных, классо­вых или иных различий). Общечеловеческие ценнос­ти приобретают приоритет по отношению к группо­вым ценностям, обеспечивая полноценное существо­вание и развитие каждой отдельной личности.

Важным элементом духовного мира человека яв­ляется его мировоззрение, под которым понимают со­вокупность обобщенных взглядов на объективную реальность и место человека в ней, на отношение людей, к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, принципы, идеи и идеалы. Субъектами (носителями) того или иного мировоззрения выступа­ют отдельные люди, группы людей и общество в це­лом.

Характер мировоззрения определяется уровнем исторического развития общества, состоянием его культуры, поэтому мировоззрение средневекового человека так отличается от современного. Однако мировоззрение людей, даже живущих в одном и том же обществе, различно. Это зависит и от их личных качеств, и от условий формирования мировоззрения, и от принадлежности к различным социальным груп­пам.

Выделяют несколько типов мировоззрения:

1) обыденное (или житейское), которое опирается на личный опыт и формируется под влиянием жиз­ненных обстоятельств;

2) религиозное, в основе которого лежат религиоз­ные взгляды, представления и убеждения человека;

3) научное, которое опирается на достижения сов­ременной науки и отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;

4) гуманистическое, объединяющее лучшие сторо­ны научного мировоззрения с представлениями о со­циальной справедливости, экологической безопас­ности и нравственном идеале.

Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в обще­ство, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни.

 

 

Раздел

ПОЗНАНИЕ

Примерные вопросы

 

1. Познание мира. Чувственное и рациональное по­знание. Интуиция.

2. Истина и заблуждение. Критерии истины.

3. Научное познание.

4. Особенности социального познания. Социальное прогнозирование.

5. Развитие знаний о человеке.

 

 

  1. Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Интуиция

 

 

.Познание можно определить как процесс деятель­ности человека, основным содержанием которого яв­ляется отражение объективной реальности в его со­знании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолиро­ванным от остальных, все они тесно взаимосвязаны друг с другом.

В процессе познания всегда присутствуют две сто­роны: субъект познания и объект познания. В узком смысле^под субъектом познания обычно подразуме­вают познающего человека, наделенного волей и со­знанием, в широком — все общество. Объектом по­знания, соответственно, является либо познаваемый предмет, либо - в широком смысле - весь окружа­ющий мир в тех границах, в которых с ним взаимо­действуют отдельные люди и общество в целом. Так­же объектом познания может быть и сам человек: практически каждый человек способен делать объек­том познания самого себя. В таких случаях говорят, что имеет место самопознание. Самопознание пред­ставляет собой и познание себя, и формирование определенного отношения к себе: к своим качествам, состояниям, возможностям, т. е. самооценку. Про­цесс анализа субъектом своего сознания и своего от­ношения к жизни называют рефлексией. Рефлексия представляет собой не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как дру­гие знают и понимают «рефлексирующего», его лич­ностные особенности, эмоциональные реакции и ког­нитивные (т. е. связанные с познанием) представле­ния.

Существуют две ступени познавательной деятель­ности. На первой, которая называется чувственным (или сенситивным) познанием (от нем. sensitiv — воспринимаемый чувствами), человек получает ин­формацию о предметах и явлениях окружающего ми­ра с помощью органов чувств. Тремя основными фор­мами чувственного познания являются:

а) ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающе­го мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Ощущения могут быть зрительные, слуховые, осязательные и т. д.;

б) восприятие, в процессе которого у субъекта по­знания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства. Являясь необходимым эта­пом процесса познания, восприятие всегда в большей или меньшей степени связано с вниманием и обычно имеет определенную эмоциональную окраску;

в) представление — такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что по­зволяет воспроизводить его мысленно даже в том слу­чае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств. Представление не имеет непосредственной связи с отражаемым предметом и является продук­том памяти (т. е. способности человека воспроизво­дить образы предметов, в данный момент на него не действующих). Различают память иконическую (зре-ниe) и эхоническую (слух). По времени удерживае­мой в мозгу информации память подразделяется на долговременную и кратковременную. Долговремен­ная память обеспечивает продолжительное (часы, го­ды, а иногда и десятилетия) удержание знаний, уме­ний, навыков и характеризуется огромным объемом сохраняемой информации. Основным механизмом ввода данных в долговременную память и их фикса­ции, как правило, является повторение, которое осу­ществляется на уровне памяти кратковременной. Кратковременная память, в свою очередь, обеспечи­вает оперативное удержание и преобразование дан­ных, непосредственно поступающих от органов чувств.

Роль чувственного познания действительности в обеспечении всего процесса познания велика и про­является в том, что:

1) органы чувств являются единственным кана­лом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;

2) без органов чувств человек не способен ни к по­знанию, ни к мышлению вообще;

3) потеря даже части органов чувств затрудняет, осложняет процесс познания, хотя и не исключает его (это объясняется взаимной компенсацией одних органов чувств другими, мобилизацией резервов в действующих органах чувств, способностью индиви­да концентрировать свое внимание и т. п.);

4) органы чувств дают тот минимум первичной ин­формации, который оказывается необходимым и до-статочным для того, чтобы познать объекты материального и духовного мира с многих сторон.

Однако сенситивное познание имеет и некоторые существенные недостатки, важнейшим из которых является известная физиологическая ограничен­ность органов чувств человека: многие объективно существующие предметы (например, атомы) не могут непосредственно отражаться в органах чувств. Чув­ственная картина мира необходима, но она недо­статочна для глубокого, всестороннего познания мира. Поэтому второй ступенью познавательной де­ятельности является рациональное познание (от лат. ratio — разум).

На этом этапе познания, опираясь на данные, по­лученные в результате непосредственного взаимодей­ствия человека с окружающим миром, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и пред­принимается попытка постичь сущность познавае­мых предметов и явлений. Рациональное познание осуществляется в форме понятия, суждения и умо­заключения.

Понятие представляет собой форму (вид) мыс­ли, которая отражает общие и существенные при­знаки познаваемых предметов или явлений. Один и тот же объект может выступать и в форме чувствен­ного представления, и в форме понятия. По степени общности понятия могут быть менее общими, более общими и предельно общими. В научном познании также выделяют понятия частнонаучные, общенауч­ные и всеобщие, т. е. философские. По отношению к действительности (по глубине ее отражения, осмыс­лению и направленности) ученые-философы выделя­ют четыре класса понятий:

1) понятия, отражающие общее в предметах;

2) понятия, охватывающие существенные призна­ки предметов;

3) понятия, раскрывающие смысл и значение предметов;

4) понятия-идеи.

Следующей формой рационального познания яв­ляется суждение. Суждение представляет собой форму мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо. Вы­сказывая суждение, человек пользуется понятиями, которые, в свою очередь, являются элементами суж­дения. Хотя суждение находит свое выражение толь­ко в языке, оно не зависит от конкретного языка и может быть выражено различными предложениями одного и того же языка или разных языков.

Получение новых суждений на основе уже име­ющихся с помощью использования законов логиче­ского мышления называется умозаключением. Умо­заключения подразделяются на дедуктивные и ин­дуктивные. Название «дедуктивное» происходит от латинского слова deductio (выведение). Дедуктивное умозаключение представляет собой цепь рассужде­ний, звенья которой (высказывания) связаны отно­шениями логического следования от общих утверж­дений к частным. В отличие от них индуктивные умозаключения (от лат. inductio — наведение) распо­лагаются в цепи в последовательности от частных к общим. Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» некоторую мысль из других мыслей, в то время как индуктивные умозаключения лишь «наво­дят» на мысль.

Рациональное познание тесно связано с отобра­жаемой действительностью, т. е. с чувственным по­знанием, которое служит для него основой. Однако, в отличие от чувственного познания, существующего в сознании в форме образов, результаты рациональ­ного познания закрепляются в знаковых формах (системах) или в языке. Рациональное познание об­ладает способностью к отражению существенного в предметах, в то время как в результате познания сен­ситивного существенное в предмете или явлении не отграничивается от несущественного. При помощи рационального познания происходит процесс конст­руирования понятий-идей, которые затем воплоща­ются в реальную действительность.

Однако, хотя чувственное и рациональное позна­ния играют огромную роль в получении нового зна­ния, тем не менее во многих случаях их бывает недо­статочно для решения каких-либо (и прежде всего научных) проблем. И тогда важную роль в этом про­цессе приобретает интуиция.

Интуиция представляет собой способность чело­века к постижению истины путем ее прямого усвое­ния без обоснования с помощью каких-либо дока­зательств. Интуиция это специфический позна­вательный процесс, непосредственно приводящий к новому знанию. Распространенность, всеобщность интуиции подтверждена многочисленными наблюде­ниями над людьми как в повседневных условиях, так и в нестандартных ситуациях, в которых, обладая ограниченным количеством информации, они осу­ществляют правильный выбор своих действий, как бы предчувствуя, что нужно поступать именно так, а не иначе.

Интуитивная способность человека характеризу­ется следующими чертами:

1) неожиданностью решения поставленной зада­чи;

2) неосознанностью путей и средств ее разреше­ния;

3) непосредственным характером постижения ис­тины.

У разных людей интуиция может иметь разную степень удаленности от сознания, быть специфичной по содержанию, характеру результата, глубине про­никновения в сущность явления или процесса. Инту­итивная работа мышления происходит в подсозна тельной сфере, иногда — в состоянии сна. Интуицию не стоит переоценивать, как не стоит и игнорировать ее роль в процессе познания. Чувственное познание рациональное познание и интуиция — это важные и взаимно дополняющие друг друга средства познания.

 

 

  1. Истина и заблуждение. Критерии истины

 

 

Сущностью процесса познания является получе­ние как можно более объективного, полного и точ­ного знания об окружающем мире. Различные фило­софские школы по-разному отвечали на вопрос о воз­можности познания мира и получения истинного знания. Агностики считали, что получить достовер­ные знания невозможно, эмпирики — что это можно сделать только при помощи ощущений, а рациона­листы утверждали, что критерием истины может быть только разум.

В истории философии существуют различные определения понятия «истина». Классическим счи­тается определение, согласно которому истина есть соответствие мыслей человека окружающей действи­тельности. В современной науке наиболее часто упо­требляемым определением является следующее: истина - это соответствие полученных знаний со­держанию объекта познания.

Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной стороны.

Объективная_сторона показывает нам истину в той ее части, соде£жание которой от нас не зависит, по­скольку оно существует в объективной реальности. Объективная сторона истины является предпосыл­кой такой ее черты, как конкретность. Конкретность истины — это зависимость получаемого знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются.

Субъективная сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, посколь­ку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в кото­ром непосредственное участие принимает сознание последнего.

Принято выделять истину абсолютную и истину относительную. Абсолютной истиной называют пол­ное, неизменное, раз и навсегда установленное зна­ние о каком-либо предмете или явлении. Однако в реальности подобное практически недостижимо. В большинстве случаев мы имеем дело с относитель­ной истиной (или истинами), представляющей собой неполное, ограниченное, верное лишь в определенных условиях знание, которым обладает человек (челове­чество) на данном этапе своего развития.

Практически любая истина по своему содержанию объективна, а по форме — относительна.

Философы выделяют несколько видов истины: обы­денную (повседневную), научную (которая, в свою оче­редь, подразделяется на истину в области математики, физики, биологии, химии, истории и т. д.), нравствен­ную, художественную и др. Иначе говоря, виды исти­ны соответствуют видам знания.

Движущей силой процесса познания, а также кри­терием истины является практика. Практика пред­ставляет собой активную деятельность человека во взаимодействии с окружающим его материальным миром. Она характеризуется следующими чертами:

а) целенаправленностью;

б) предметно-чувственным характером;

в) преобразованием окружающей действительно­сти.

Целенаправленность проявляется в создании людь­ми некоторых идеальных моделей, которые они впо­следствии стремятся воплотить в окружающей дейст­вительности. Предметно-чувственный характер от­ражает тот факт, что в процессе практики человек непосредственно сталкивается с материальными пред. метами окружающего мира (в отличие, например, от мыслительной, духовной деятельности, в рамках которой такого контакта не происходит). И, как следст­вие, преобразует, изменяет эти предметы. Различают множество видов практики:

а) общественно-производственная (промышленное и сельскохозяйственное производство; изготовление продуктов потребления и средств производства);

б) социально-политическая (создание государства, формирование партий, реформы социальных струк­тур и органов управления, революционные движе­ния, забастовки и т. п.);

в) научно-экспериментаторская (социальный, фи­зический, химический, генетический и другие виды эксперимента);

г) врачебная, или медицинская (хирургическая, стоматологическая, терапевтическая и т. д.);

д) семейно-бытовая, или повседневно-хозяйствен­ная (строительство и ремонт жилья, садоводство, приготовление пищи и т. д.).

Эти формы практики являются основными, по­скольку они охватывают самые важные сферы жиз­недеятельности человека. Причем тот или иной вид познания имеет в качестве критерия истины соответ­ствующую именно ему форму практики.

Существуют и иные классификации.

По полученным результатам различают практику созидательную (конструктивную) и разрушитель­ную (деструктивную). По содержанию и назначению практика бывает стандартизованной (стереотипно-механической), сопряженной с многократным вос­произведением одного и того же результата, и поис­ковой, нацеленной на получение новой, познаватель­ной информации. В зависимости от субъекта деятель­ности практика подразделяется на индивидуальную, микрогрупповую, практику социального слоя, клас-са, нации (народности), государства, общества. Лю-

бая практика всегда имеет социальный (обществен­ный) характер.

В процессе практики изменяется не только окру­жающая человека действительность, но и сам инди­вид. Практика воздействует на его органы чувств, со­знание, мышление. Происходит взаимообогащние индивида, общества и природы.

Но практика противоречива в отношении характе­ра результатов познания: на ее основе формируются разного рода заблуждения. Заблуждением называют непреднамеренное несоответствие каких-либо сужде­ний или понятий познаваемому объекту. Заблужде­ние это ложное знание, принимаемое за истин­ное. Роль заблуждений в познании неоднозначна. С одной стороны,- заблуждение уводит познающего в сторону от истины, мешает познанию. Но с другой стороны, оно может способствовать созданию проб­лемных ситуаций, служащих толчком для дальней­шего изучения действительности.

Помимо практики существуют и другие критерии истины, в частности, формально-логический, кото­рый применяется в тех условиях, когда нет возмож­ности опереться на практику (например, выявление логических противоречий в математических рассуж­дениях).

Процесс открытия истины — долгий процесс. Ис­тины могут формироваться десятилетиями и даже столетиями. Фактически истина есть процесс, она находится в постоянном развитии. Вместе с ней раз­вивается и практика, которая, несмотря ни на что, все-таки остается наиболее надежным критерием установления истины.

 

 

  1. Научное познание

 

 

Сегодня наука является основной формой челове­ческого познания. В основе научного познания лежит сложный творческий процесс мыслительной и пред метно-практическрй деятельности ученого. Общие правила данного процесса, которые иногда называют методом Декарта, можно сформулировать следу. ющим образом:

1) ничего нельзя принимать за истинное, пока оно не представляется ясным и отчетливым;

2) трудные вопросы необходимо делить на столько частей, сколько нужно для разрешения;

3) начинать исследование надо с самых простых и удобных для познания вещей и постепенно перехо­дить к познанию вещей трудных и сложных;

4) ученый должен останавливаться на всех подроб­ностях, на все обращать внимание: он должен быть уверен, что ничего не пропустил.

Выделяют два уровня научного познания: эмпири­ческий и теоретический. Главной задачей эмпириче­ского уровня научного познания является описание предметов и явлений, а основной формой получаемо­го знания — эмпирический (научный) факт. На те­оретическом уровне происходит объяснение изучае­мых явлений, а получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в кото­рых раскрывается сущность познаваемых объектов.

Основными принципами научного познания явля­ются:

1. Принцип причинности.

Содержание этого принципа может быть передано известным высказыванием древнегреческого филосо­фа Демокрита: «Ни одна вещь не возникает беспри­чинно, но все возникает на каком-нибудь основании в силу необходимости». Принцип причинности озна­чает, что возникновение любых материальных объ­ектов и систем имеет некоторые основания в пред­шествующих состояниях материи: эти основания называются причинами, а вызываемые ими измене­ния — следствиями. Все в мире связано друг с другом причинно-следственными связями, и задача науки — установить эти связи.

2 Принцип истинности научного знания Истиной называется соответствие полученных знании содержанию объекта познания. Истина проверяется (доказывается) практикой. Если научная теория подтверждена практикой, следовательно ее можно признать истинной.

3. Принцип относительности научного знания Согласно этому принципу любое научное знание всегда относительно и ограничено познавательными возможностями людей в данный момент времени. По­этому задача ученого состоит не только в том, чтобы познать истину, но и в том, чтобы установить границы соответствия полученного им знания действительнос­ти — так называемый интервал адекватности, Основными методами, используемыми в процессе — эмпирического познания, являются метод наблюде­ния, метод эмпирического описания и метод экспе­римента.

Наблюдение представляет собой целенаправлен­ное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта. Наблю­дение опирается на такие формы чувственного позна­ния, как ощущение, восприятие, представление. Итогом наблюдения является эмпирическое описа­ние, в процессе которого полученные сведения фик­сируются с помощью средств языка либо в других знаковых формах. Особое место среди вышеперечис-ленных методов занимает метод эксперимента. Экспериментом называется такой метод изучения явле­ний, который осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимос­ти воссоздаваться и контролироваться субъектом по­знания (ученым).

Выделяются следующие виды эксперимента: 1) исследовательский (поисковый) эксперимент, который направлен на обнаружение новых, неизве ных науке явлений или свойств предметов;

2) проверочный (контрольный) эксперимент, в хо-де которого осуществляется проверка каких-либо те оретических предположений или гипотез;

3) физический, химический, биологический, со циальный эксперименты и др.

Особым видом эксперимента считается мысли­тельный эксперимент. В процессе такого экспери­мента заданные условия являются воображаемыми но обязательно соответствующими законам науки и правилам логики. При проведении мыслительного эксперимента ученый оперирует не реальными объ­ектами познания, а их мыслительными образами или теоретическими моделями. На этом основании дан­ный вид эксперимента относят не к эмпирическим, а к теоретическим методам научного познания. Мож­но сказать, что он является как бы связующим звеном между двумя уровнями научного познания — теоре­тическим и эмпирическим.

Из других методов, относящихся к теоретическо­му уровню научного познания, можно выделить ме­тод гипотезы, а также формулирование научной те­ории.

Сущностью метода гипотезы является выдвиже­ние и обоснование некоторых предположений, с по­мощью которых можно дать объяснение тем эмпири­ческим фактам, которые не укладываются в рамки прежних объяснений. Целью проверки гипотезы яв­ляется формулирование законов, принципов или те­орий, объясняющих явления окружающего мира. Такие гипотезы называются объяснительными. На­ряду с ними существуют так называемые экзистен­циальные гипотезы, представляющие собой предпо­ложения о существовании таких явлений, которые еще неизвестны науке, но, возможно, вскоре будут открыты (примером такой гипотезы может служить предположение о существовании еще не открытых элементов периодической таблицы Д. И. Менделе­ева).

На основе проверки гипотез происходит постро­ение научных теорий. Научной теорией называется логически непротиворечивое описание явлений окру­жающего мира, которое выражено особой системой понятий. Любая научная теория помимо описатель­ной функции выполняет еще и функцию прогности­ческую: она помогает определить направление даль­нейшего развития общества, происходящих в нем яв­лений и процессов.

 

 

  1. Особенности социального познания. Социальное прогнозирование

 

 

Познанием называется процесс деятельности человека, основным содержанием которого являет­ся отражение объективной реальности в его созна­нии, а результатом получение нового знания об окружающем мире.

Главной особенностью социального познания как одного из видов познавательной деятельности явля­ется совпадение субъекта и объекта познания. В ходе социального познания общество познает себя. Такое совпадение субъекта и объекта познания оказывает огромное влияние как на сам процесс познания, так и на его результаты. Получаемое социальное знание всегда будет связано с интересами индивидов — субъ­ектов познания, и этим обстоятельством во многом объясняется наличие разных, часто противополож­ных выводов и оценок, возникающих при изучении одних и тех же общественных явлений.

Социальное познание начинается с установления социальных фактов.Фактом называется фраг­мент уже состоявшейся действительности. Разли­чают три вида социальных фактов:

1) действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп;

2) продукты материальной или духовной деятель­ности людей;

3) словесные социальные факты: мнения, сужде­ния, оценки людей.

Отбор и интерпретация (т. е. объяснение) этих фактов во многом зависят от мировоззрения исследо­вателя, интересов той социальной группы, к которой он принадлежит, а также от задач, которые он ставит перед собой.

Целью социального познания, как и познания в целом, является установление истины. Однако уста­новить ее в процессе социального познания нелегко, потому что:

1) объект познания, а им является общество, до­статочно сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, на которое оказывают вли-яние как объективные, так и субъективные факторы. Поэтому установление социальных закономерностей крайне затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер, ибо даже аналогич­ные исторические события и явления никогда полно­стью не повторяются;

2) ограничена возможность применения такого метода эмпирического исследования, как экспери­мент, т. е. воспроизведение изучаемого социально­го явления по желанию исследователя практически невозможно. Социальный эксперимент носит конк­ретно-исторический характер и может приводить в разных обществах к разным (зачастую прямо проти­воположным) результатам. Поэтому наиболее рас­пространенным методом социального исследования является научная абстракция.

Главным источником получения знаний об обще­стве является социальная действительность, практи­ка. Поскольку общественная жизнь изменяется до­статочно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относитель­ных истин.

Понять и правильно описать происходящие в обще­стве процессы, открыть законы общественного развития можно только при использовании конкретно-исторического подхода к социальным явлениям. Основ­ными требованиями данного подхода являются:

1) изучение не только ситуации, сложившейся в обществе, но и тех причин, результатом которых она явилась;

2) рассмотрение социальных явлений в их взаимо­связи и взаимодействии друг с другом;

3) анализ интересов и действий всех субъектов ис­торического процесса (как социальных групп, так и отдельных личностей).

Если в процессе познания социальных явлений между ними обнаруживаются некоторые устойчивые и существенные связи, то обычно говорят об откры­тии исторических закономерностей. Исторически­ми закономерностями называются общие черты, которые присущи определенной группе историче­ских явлений. Выявление таких закономерностей на основе изучения конкретных социальных процессов в конкретных обществах в определенный историче­ский период и составляет сущность конкретно-исто­рического подхода и в конечном итоге является од­ной из целей социального познания.

Другой целью социального познания является со­циальное прогнозирование, т. е. получение знаний о будущем общества, о том, чего еще нет в действи­тельности, но что потенциально содержится в на­стоящем в виде объективных и субъективных пред­посылок ожидаемого хода развития.

Современная наука насчитывает около 200 науч­ных методов, специальных методик, логических и технических средств социального познания, из кото­рых основными являются пять:

1) экстраполяция;

2) историческая аналогия;

3) компьютерное моделирование;

4) создание сценариев будущего;

5) экспертная оценка.

В зависимости от содержания и назначения соци­альных прогнозов выделяют четыре их основных ти­па (вида): поисковые, нормативные, аналитические прогнозы-предостережения.

Поисковые прогнозы (иногдаих называют изыс­кательскими или реалистическими), отправляясь от реалистических оценок существующих в данное вре­мя тенденций развития в различных сферах общест­венной жизни, составляются непосредственно для того, чтобы выявить, каким может быть будущее. Нормативные прогнозы, ориентированные на дости­жение в будущем определенных целей, содержат раз­личные практические рекомендации для осуществле­ния соответствующих планов и программ развития. Аналитические прогнозы, как правило, делаются для того, чтобы в научных целях определить позна­вательную ценность различных методов и средств ис­следования будущего. Прогнозы-предостережения составляются для непосредственного воздействия на сознание и поведение людей с целью заставить их предотвратить предполагаемое будущее. Конечно, различия между этими основными типами прогнозов условны: в одном и том же конкретном социальном прогнозе могут содержаться признаки нескольких видов.

Социальное прогнозирование не претендует на абсолютно точное и полное знание будущего: даже тщательно выверенные и взвешенные прогнозы оп­равдываются лишь с определенной степенью досто­верности. Степень этой достоверности зависит от не­скольких факторов:

а) от того, в отношении какого будущего делается прогноз — близкого (20—30 лет), обозримого (боль­шая часть следующего столетия) или отдаленного (за указанными пределами). В первом случае возмож­но получение весьма достоверных прогнозов; во вто­ром — преобладают знания правдоподобные; в тре­тьем — сугубо гипотетические предположения;

б) от того, насколько даваемый прогноз обоснован знанием соответствующих закономерностей: нена­дежность прогноза тем больше, чем чаще при его по­строении приходится прибегать к гипотезам о зако-нах вместо самих законов;

в) от того, насколько системно дается прогноз, на­сколько он учитывает всю сложность прогнозируемо­го состояния общества или отдельного его элемента.

Таким образом, социальное прогнозирование мож­но определить как комплексное междисциплинарное исследование перспектив развития человеческого об­щества.

 

 

  1. Развитие знаний о человеке

 

 

Поиски ответа на вопрос о том, как и когда про­изошел человек, каково его место в окружающем ми­ре, имеют длительную историю.

В первобытных формах религии предками челове­ка считались растения или животные. Позднее рели­гиозные учения объясняли появление человека на Земле волей Бога. В XIX в. Ч. Дарвин создал эволю­ционную теорию происхождения человека, которая стала основой современной научной теории антропо­генеза. Согласно ей, человек произошел от обезьяно­подобного предка. Однако данная теория до сих пор вызывает ожесточенные споры в научных кругах.

Что же касается философского анализа антрополо­гической проблематики, то ее основы также были за­ложены в древнейшие времена, прежде всего в фи­лософских учениях Востока. Так, древнеиндийская философия рассматривала человека как существо, способное приобщаться к высшим внеличностным ценностям, а смыслом человеческой жизни называла следование законам, установленным свыше (в част­ности, бесконечному процессу перерождений). В древ­некитайской философии окружающий мир и человек понимались как одно целое, как единый живой орга низм, в котором все взаимообусловлено и взаимосвяза­но. Смыслом жизни древние китайцы считали стрем­ление к гармонии, к совершенству внутреннего мира человека.

Философская антропология получила дальнейшее развитие в Древней Греции. Древнегреческая фило­софия отводила человеку высшее место во всем мире, во Вселенной. Сам человек рассматривался как мик­рокосм, отражающий в себе окружающий мир (мак­рокосм). Полагалось, что человек должен строить свое бытие в соответствии с божественной гармонией, с космическим разумом. Именно как микрокосм, как божественное творение рассматривался человек и по­зднее — в христианском учении. Средневековые те­ологи доказывали, что человек создан Богом, несет на себе отпечаток божественной сущности, в нем во­площено божественное начало.

Европейская философия нового времени способст­вовала появлению нового взгляда на человека — че­ловек стал рассматриваться как продукт природных и социальных сил. Критикуя теологические концеп­ции происхождения человека, некоторые философы утверждали, что среда представляет собой единствен­ный фактор, влияющий на формирование человека.

Немецкая классическая философия продолжила развитие позиции, согласно которой человек пони­мался как «мера всех вещей». Ее представители счи­тали, что человек не пассивный, а активный субъект, наделенный разумом и свободой, и должен играть активную роль в окружающем его мире, а также в познании этого мира. И. Кант «ввел» человека в фи­лософию в качестве центрального познающего субъ­екта. Все интересы человеческого разума Кант объ­единял в трех вопросах: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я могу надеяться? Таким образом, Кантом был заложен фундамент современ­ной философской антропологии. Другой немецкий философ этого времени — Г. Ф. В. Гегель — полагал, что главной способностью человека следует признать его способность познавать самого себя, что самопо­знание является высшей ступенью развития духа. Именно Гегель выразил при помощи триады «чело­век — индивид — личность» процесс развития от­дельного субъекта.

Марксистская концепция человека также считала его существом общественным. Маркс подчеркивал ту огромную роль, которую оказывает на процесс разви­тия и становления человека его трудовая деятель­ность, а также окружающая его среда. Подобная оценка человека как существа активного, деятельно­го, как субъекта трудовой деятельности и процесса познания, а впоследствии и всего исторического про­цесса в целом являлась характерной для европейской философии конца XIX в.

В философии XX столетия проблема человека мо­жет быть названа центральной. Антропологическое знание этого времени характеризуется несколькими особенностями. Во-первых, важное место в нем зани­мает проблема постижения внутреннего, духовного мира человека, логики его развития, а также при­чин, предопределяющих процесс самосовершенство­вания человека, творения им своего бытия. Во-вто­рых, современные философы обращают внимание на крайне скудный набор инстинктов, которыми чело­век наделен природой. Они называют человека «не­специализированным существом» и полагают, что именно слабая ос


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 184; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты