КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философия и мировоззрение. Специфика философского знания, его структура и функции.Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение мира, место в нем человека и, вместе с тем, жизненные позиции, программы поведения и действия людей. Мировоззрение является уровнем, на котором собираются мироощущение, мировосприятие, миропонимание. Мироощущение или Миросозерцание – это отношение человека к окружающей действительности, которое обнаруживается в его настроениях, чувствах и действиях. Оно отражает эмоцинально-психическую сторону мировоззрения, и в нем сказываются обстоятельства жизни людей, различия их социального положения, национальные особенности, тип культуры, индивидуальные судьбы, темперамент, возраст, состояние здоровья и т.д. Миропонимание – это то или иное понимание мира, действительности, система взглядов, идей. Оно отражает познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения и представляет собой лишь его понятийный, интеллектуальный аспект. Это хладнокровная работа ума, система нейтральных знаний, бесстрастных оценок, рассудительных действий. В зависимости от степени познавательной глубины, логической последовательности, интеллектуальной силы аргументов различают 2 уровня м-п: повседневно-практический и теоретический. П-П, житейское М-П нередко называют «жизненной ф.ией», потому что оно основано на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте. В этом его «плюсы» и «минусы». Универсализм: На протяжении всей истории культуры Ф.ия претендовала на выработку универсального знания или универсальных принципов духовно-нравственной жизни. Второй особенностью Ф.ского способа освоения действительности является субстанционализм, который проявляется в стремлении Ф.ов объяснить происходящее, внутреннее устройство и развитие мира не генетически, а через единое устойчивое начало. Третьей характерной чертой Ф.ии является сомнение как особая установка, особый стиль мышления. Именно с сомнения и началась Ф.ия. Структура мировоззрения Знаниевый уровень (знания, представления, убеждения) Аксиологический уровень (ценности, идеалы, нормы, оценки) Чувственно-эмоциональный (чувства, эмоции, переживания) Поведенческий уровень (жизненные стратегии, программы поведения) //Ценности чужды объективному знанию. Познание может искажаться из-за ценностей. Исторические типы мировоззрения Мифологическое. Особенности: человек не выделяет себя из окружающего мира; субъект является частью объекта; в основе лежит миф (среднее между сказкой и легендой: в отличии от сказки пытается объяснить события; легенды основаны на реальных событиях); мысль воплощается в поэтических образах, метафорах; присутствует слитность реальности и фантазии, естественного и сверхъестественного, знания и веры; отсутствие четких разграничений человека и мира. Из мифологии вытекают зачатки религии, тотемизм. Религиозное мировоззрение. Характерно «удвоение» мира; разделение на потусторонний и посюсторонний мир. С приходом религиозного мировоззрения и оттеснения мифологического, мифы не исчезают, а переходят на второй план. Особенности: вера в существование сверхъестественного; религиозный культ, с помощью которого человек может обратиться к существу; религиозная организация. Философское мировоззрение (с эпохи Ренессанса) включает в себя и религиозное и мифологическое мировоззрения. Не дает окончательного ответа на поставленный вопрос. Структура философского знания: 1. Онтология – учение о бытие; 2. Гносеология – теория познания; 3. Аксиология – учение о ценностях; 4. Философская антропология – учение о человеке; 5. Социальная философия – учение об обществе; 6. Методология-учение о методах, путях достижения истины. Функции философии Мировоззренческая функция состоит в том, что Ф.ия, давая людям целостный взгляд на мир, позволяет им определить свое место и роль в этом мире, делает каждого человека сознательным участником общественного прогресса, ставит перед ним общечеловеческие цели и задачи социального плана. Немецкий мыслитель Гегель справедливо писал о том, что Ф.ия – это эпоха, схваченная в мыслях. Культурогенная функция Ф.ии состоит в том, что она выявляет и формирует т.н. универсалии культуры – наиболее общие идеи и представления о мироздании, моральные, художественные общечеловеческие принципы и ценности, а также наиболее общие понятия (категории), отражающие наиболее общие связи, отношения вещей. В области культуры Ф.ия также выполняет важную критическую функцию. Она вскрывает ошибки и заблуждения, отвергает устаревшие догмы и стереотипы и служит генератором принципиально новых идей. Методологическая функция Ф.ии состоит в том, что она, раскрывая всеобщие законы, принципы и основы существования и развития мира, тем самым создает и формирует общий метод познания этого мира и, следовательно, выступает как стратегия процесса познания в каждой отдельной области знания. Интеграционная функция Ф.ии состоит в том, что она объединяет, интегрирует отдельные области знания в целостную систему. Это позволяет каждому узкому специалисту видеть свою область знания или творчества в контексте общих мировых связей, мировых процессов и, следовательно, дает ему возможность более глубоко познать ее. 3. Основные философские направления. Эволюция «основного вопроса» философии. Ф.ия исследует мир внешний по отношению к человеку и мир внутренний (духовную жизнь человека, его сознание) в их взаимосвязи друг с другом. Иными словами, в самом общем виде она изучает субъектно-объектные отношения. Никакая другая наука этой проблемой специально не занимается. Поэтому все Ф.ские проблемы так или иначе затрагивают Основной вопрос философии – вопрос о соотношении мышления и бытия, сознания и материи. Он имеет две стороны: Понятие «основного вопроса Ф.ии» ввел в XIX в. в европейскую мысль Фридрих Энгельс. Теперь уже мало кто считает названную проблему как непререкаемо основным вопросом Ф.ии. Все больше мыслителей рассуждают так: действительно ли она является таковым? В разное время разные мыслители иначе, чем Ф.Энгельс, формулировали основной вопрос Ф.ии. Некоторые древнеиндийские мудрецы полагали, что основным вопросом Ф.ии является проблема обретения счастья. Французский Ф. XX в. Альбер Камю считал самой животрепещущей проблему смысла человеческой жизни. «Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она не стоит этого,- рассуждал он,- значит ответить на основной вопрос Ф.ии». В наше время многие мудрецы стали приходить к убеждению, что Ф.а должно интересовать человеческое существование во всем богатстве его проявлений. Надо размышлять о человеческом счастье и горе, его жизни и смерти, о его величии и ничтожности. главная проблема Ф.ии – постижение человека Последняя, антропоцентрическая установка имеет свои преимущества. О чем бы мы не размышляли, мы не можем устранить проблему человека. Говорим о природе знания. Однако кто познает? Человек. Рассуждаем о культуре или обществе. Так ведь это творение рук человеческих. Толкуем о природе. Но человек - ее частица. Как ни крути, любой Ф.ский вопрос имеет своим первоисточником проблему человека. Может быть, в Ф.ии нет никакого основного вопроса и не к чему копья ломать? Ведь мыслители разных времен на протяжении долгих столетий не придавали этой теме такого значения: решай непременно основной вопрос. Но в XIXв. все-таки такая проблема была поставлена. Родились и разные позиции. Одни полагают, что стремление вывести всю Ф.ию из одной, пусть безумно важной загадки сомнительно. Оно затронет неисчерпаемость Ф.ии, множественность ее подходов. Другие спорят: отчего нельзя создавать разные модели Ф.ии? Можно попытаться оконтурить ее вокруг проблемы – что первично, материя или дух? Не исключено, что определенную целостность обретет Ф.ия, если начинать всякое рассуждение с постижения феномена человека.
|