КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философские школы в Древнем КитаеЕсли в Индии многочисленные Ф.ские школы так или иначе соотносились с ведизмом, то в Китае – с конфуцианской ортодоксией. Наряду с конфуцианством, наиболее влиятельными в соперничестве “ста школ” были даосизм, моизм и легизм.Однако у древнекитайской Ф.ии были отличительные черты: 1. Специфической чертой китайской Ф.ии был принцип рассмотрения мира (природа, человек и его общество) как единого универсума, все элементы которого взаимосвязаны и находятся в динамичном равновесии. 2. Практичность, ориентированная не на поиск и выработку идеала, в соответствии с которыми следовало бы изменить реальность, а на поддержание реальности такой, какая она есть. Поэтому в китайских письменных памятниках очень подробно рассматриваются способы управления государством и способы самоусовершенствования человека. 3.Специфичность древнекитайской Ф.ской мысли обусловлена также употреблением в письменной речи образно-символических знаков – иероглифов. Это неизбежно сказалось на содержательных особенностях представлений о мире и человеке, на культуре мышления древнекитайских Ф.ов вообще. 4. Отсутствие понятийного аппарата, абстрактных спекуляций натуралистического и мировоззренческого порядка. Отсюда слабая связь с наукой, неразвитость логики. 5. Внутренне китайская Ф.ия необычайно стабильна. Основой такой стабильности было постоянное подчёркивание исключительности китайского способа мышления. Следствием его явилось постепенное появление и закрепление чувства превосходства китайского национального умозрения, его нетерпимости ко всем другим Ф.ским взглядам. Конфуцианство. Основатель школы Конфуций (551 – 479 гг. до н.э.). Он считается первым китайским Ф.ом. Основным достоверным источником для исследования его воззрений являются сохранившиеся записи изречений Конфуция и его учеников в книге “Беседы и суждения” (Лунь юй). Исходной для Конфуция можно считать концепцию “неба” и “небесного веления” (приказа, т.е. судьбы). “Небо” – это и часть природы, и высшая духовная сила, определяющая природу и человека (“Жизнь и смерть определяются судьбой, богатство и знатность зависят от неба”). Человек, наделенный небом определенными этическими качествами, должен поступать в согласии с ними, с моральным законом (дао) и совершенствовать их при помощи обучения. Цель совершенствования – достижение уровня “благородного мужа”(цзюнь-цзы), соблюдающего ли-этикет, доброго и справедливого по отношению к народу, почтительного к старшим и высшим. Центральное место в учении Конфуция занимает концепция жэнь (человечности) – закон идеальных отношений между людьми в семье, обществе и государстве. Она включает в себя два основных принципа, регулирующих человеческое существование: а) помогай другим достичь того, чего бы ты сам хотел достичь;б) чего не желаешь себе, того не желай другим. Для соблюдения субординации и порядка Конфуций выработал принцип справедливости и исправности(и). Человек должен поступать так, как велит его положение и порядок. Исправное поведение – это поведение с соблюдением порядка и человечности. Таков путь (дао) всех образованных, которые обладают нравственной силой (дэ) и которым должно быть вверено управление обществом. Эти этические принципы лежат в основе политических взглядов Конфуция. Он выступал за строгое, четкое, иерархическое разделение обязанностей между членами общества, образцом для которого должна служить семья. Главный метод управления народом – сила примера и убеждения. ”Благородный муж”, член правящей элиты, не должен быть гневливым, алчным, гордым и жестоким. Преследования и убийства инакомыслящих и непокорных Конфуций осуждал. Если верхи будут следовать правильному пути (дао), учил он, то “со всех сторон к ним будут идти люди с детьми за спиной”. Даосизм. Наряду с конфуцианством, одно из двух основных течений китайской Ф.ии. Легендарный основатель – Лао-цзы. В даосизме, в отличие от других школ, на первом плане находятся онтологические проблемы. Дао материальное начало всех вещей. Дао предшествует Богу и диктует законы небу, небо – земле, земля - человеку. Дэ – неопределенный, вторичный принцип, благодаря которому дао проявляется в мире вещей и наполняет их энергией. Этический идеал даосизма выражен в концепции у-вей (бездействие). У-вей означало подчинение естественному процессу, гармонию с дао, отсутствие всякого действия, идущего вразрез с ним и приводящего к свободе и счастью. Цель поведения- уподобиться дао, которое не борется, но умеет побеждать. Поэтому лучший правитель тот, кто ни во что не вмешивается и следует дао, управляя страной, и тогда она процветает, пребывая в спокойствии и гармонии; народу известен лишь факт его существования. Общественный идеал даосов – патриархальная, непросвещенная жизнь, так как многознающим народом трудно управлять; отсутствие внешних контактов, мир с соседями. Моизм. Школа получила название по имени основателя Мо Ди (Мо цзы, V в. до н.э.) и была четко построенной военизированной организацией, неукоснительно выполнявшей приказы ее главы. Основная идея Ф.ии моизма – «всеобщая любовь», т.е. отвлеченная любовь всех ко всем. Отсутствие всеобщей любви – причина беспорядков, а наличие отдельной любви – причина «взаимной ненависти». Моисты отрицали также конфуцианское учение о судьбе. Жизнь человека, утверждали они, определяется его свободными действиями, а не приказами неба. Мо-цзы решительно осуждал «агрессивные войны», объявив их величайшим и жесточайшим преступлением. Высшая ценность, по учению моизма, - народ, который правители должны любить. Легизм (школа законников). Основной метод воздействия – награды и наказания, причем, приоритет отдавался наказаниям. Укреплять государство следует за счет развития земледелия, создания сильной армии, способной расширять границы страны, за счет оглупления народа. Легисты создали концепцию деспотического государства, в котором все равны перед законом, за исключением самого правителя – единственного творца этих законов. Это учение сыграло решающую роль в формировании императорско-бюрократической системы управления.В эпоху Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.) конфуцианство усвоило идеи легизма, стало официальной идеологией, и легизм прекратил свое существование как самостоятельное учение. - школа имён: Эти философы интересовались значением имен. Конфуций определил это как “выправление имен, правильно называть тот или иной предмет. Проблема состоит в отношениях между мин (наименование) и ши (действительностью. Поиск универсалий, или то, каким образом в языке обозначаются явления. Одни из наиболее известных Гунсунь Лун написавший знаменитое “Рассуждение о белой лошади”. - школа «инь-ян» (инь ян цзя) (натурфилософы). Главная идея этой философии-деление всего на мужское (ян) начало и женское (инь) начало. Мужскому началу принадлежали: свет, солнце, небо, огонь, активность, а женскому: тьма, луна, земля, вода, пассивность.
|