КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ионийская философия (Милетская школа, Гераклит)Спецификой древнегреческой Ф.ии в ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Не случайно первых греческих Ф.ов называли «физиками» (от греческого phisis – природа). Главным вопросом древнегреческой Ф.ии был о первоначале мира. И в этом смысле Ф.ия перекликается с мифологией, наследует ее мировоззренческую проблематику. Но если мифология стремится решить этот по принципу – кто родил сущее, то Ф.ы ищут субстанциальное начало – из чего все произошло. Первым из ионических Ф.ов был Фалес из Милета(640-562 г.до н.э.). Он стал родоначальником греческой Ф.ии и основатель милетской Ф.ской школы. Фалес, рассматривал все существующее многообразие вещей и явлений природы как проявление единого, вечного начала – воды. Он утверждал, что все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду. Испарения воды питают небесные огни – Солнце и другие светила, затем во время дождя вода опять возвращается и переходит в землю в виде речных отложений, в дальнейшем из земли снова появляется вода как подземные ключи, туманы, росы… Милетская школа известна как первая Ф.ская школа. В ней впервые сознательно был поставлен о первоосновах всего сущего. И хотя Ф.ия в этот период представляет, собственно, совокупность всех видов и форм познания (как теоретического, так и практического), главный интерес всех представителей милетской школы охватывает определенный круг проблем. На первом месте здесь стоит о сущности мира. И хотя отдельные представители милетской школы этот решают по-разному, их взгляды имеют общий знаменатель: основу мира они видят в определенном материальном принципе. Основная идея милетской школы - единство всего бытия. Эта идея выступала в форме тождественной всем вещам единой материальной основы - первопричины "архе". Можно сказать, что эта первая греческая Ф.ская школа стихийно тяготеет к материализму. Представители этой школы интуитивно понимали мир как материальный. Вместе со стихийным материализмом в мышлении этих Ф.ов проявляется и «наивная» диалектика, с помощью понятийных средств которой они стремятся постичь мир в динамике его развития и перемен. Анаксимандр - ученик Фалеса. В качестве "архе" Анаксимандр считал "оперон" - "то, что помимо элементов", абстрактное, нечто среднее, промежуточное, беспредельное. Оперон содержит в себе противоположности - горячее и холодное, сухое и влажное и т.д. Наличие в нем противоположностей позволяет ему порождать различные вещи. Оперон нельзя увидеть. Оперон является вечным (не имеет ни начала ни конца во времени). Анаксимандр первым предложил немифологическую теорию о возникновении Вселенной и примитивную эволюционную теорию происхождения жизни из воды. В начале всего было Бесконечное начало, которое включало в себя все элементы в смешанном виде. Затем из Бесконечного начала образовались первоэлементы - огонь, вода, земля, воздух. Анаксимен - ученик Анаксимандра. Считал, что все вещи возникли из воздуха и представляют его модификации благодаря сгущению и разрежению. Воздух - это вещество с противоположными качествами. Он родственен душе человека. "Душа приводит в движение тело человека, а воздух - Вселенную". Мыслители милетской школы рассматривали в качестве первоначала природу и были монистами (считали, что все возникло из одного начала). Гераклит был родом из Эфеса. Происходил из аристократической древнегреческой семьи. Враждебно относился к демократии и полагал, что власть должна принадлежать меньшинству "лучших. 'Толпа же набивает себе брюхо, подобно скоту". Однако аристократизм Гераклита имел больше духовный, чем политический оттенок. Главное произведение Гераклита – «О природе»(согласно другим источникам оно называлось «Музы»). Это произведение славилось в древности глубокомыслием, но также и загадочностью изложения (отсюда и ропзвище Г. – «темный»). По Г. первовещество природы - огонь, ибо он наиболее способен к изменению и подвижен. Из огня произошел мир в целом, отдельные вещи и даже души. „Этот космос не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем". Мировой процесс цикличен: по истечении «великого года» все вещи вновь обращаются в «огонь». Гераклитовская космология строится на основе стихийной диалектиктики. Мир в учении Г. представляет собой упорядоченную систему- Космос. Образование этого Космоса происходит на основе всеобщей изменчивости явлений. Гераклит высказал мысль о переходе явлений в свою противоположность: "Холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется". Всякое явление для Гераклита составлено из противоположных начал. Эти противоположности находятся в состоянии борьбы: "Война есть отец всего и мать всего". Признавая главной характеристикой мира борьбу противоположностей, Гераклит одновременно полагает, что противоположности, переходя друг в друга, сохраняют общую для обеих тождественную основу, т.е. он выдвигает идею о тождестве противоположностей. Закон бытия у Гераклита - "всеобщий логос", который лежит в основе борьбы противоположностей, их единства и тождества. Гераклит в своем трактате отводит большое место вопросам познания. Истинную природу вещей нельзя познать простым накоплением знаний. По Гераклиту, познание осуществляется через чувства, но последние не могут дать истинного знания, которое приобретается только мышлением. Для Гераклита чувства и разум в познании тесно связаны.
|