Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Атомизм Демокрита и Эпикура




Наиболее яркими представителями материализма античности были такие философы, как: Левкипп, Демокрит (род. около 47О г.до н.э.), Эпикур (341-27О гг. до н.э.), Тит Лукреций Кар (99-95 гг. до н.э.) и др. Особенно большое значение имело развитие Левкиппом и Демокритом атомистической теории. Левкипп заложил основы древнегреческой атомистики, а Демокрит развил целую систему атомистического материализма.

Демокрит. Демокрит утверждает, что все существующее состоит из атомов и пустоты. Атомы - это неделимые частицы. Атомы соединяются между собой и образуются вещи. Они различаются между собой формой, порядком и поворотом. Атомы едины, неделимы, неизменны и неуничтожимы. Кроме них существует еще пустота, так как без пустоты не было бы возможности перемещения, а также уплотнения и сгущения. Пустота по своему характеру однородна, она может отделять тела между собой, а может находиться и внутри самих тел и отделять отдельные часть этих тел. Атомы же не содержат пустоты, они отличаются абсолютной плотностью. Атомы и пустота – единственная реальность; соединения атомов образуют все многообразие природы, в том числе и человеческую, душу. Таким образом, Д. утверждал существование единой универсальной природы материи и мышления. Поэтому с именем Демокрита связывается зарождение материализма как собственно Ф.ской доктрины.

Одновременно Демокрит признает вечность мира во времени и бесконечность его в пространстве. Он был убежден, что существует множество миров, постоянно возникающих и погибающих.

Атомистическая теория объясняла явления природы естественными причинами и тем самым освобождала людей от мифологического страха перед таинственными, сверхъестественными силами. Демокрит учил, что мир не создан богами, а существует вечно. Демокрит не допускал внешнего по отношению к материи источника движения. Таким образом, у Демокрита присутствует модель самопроизвольного зарождения жизни.

Демокрит различает два вида познания – с помощью чувств и через мышление. Демокрит склоняется к выводу, что истинное знание дает разум человека, т.е. логическое рассуждение.

Эпикур разделяет свою философию на три части: канонику - учение о познании, физику, этику.

Согласно Эпикуру, все знание возникает из ощущений посредством восприятии предметов природы, к которым он также относил образы фантазии. Восприятия возникают в нас вследствие проникновения в нас "образов" вещей. Они по виду подобны твердим телам, но значительно превосходят их "по тонкости". Образы эти отцепляются от поверхности вещей и перемещаются с быстротой мысли.

Для обоснования своей этики Эпикур привлекает атомистику Демокрита. Он исходит из трех сформулированных им предпосылок:

1) ничто не возникает из несуществующего и в него не переходит;

2) вселенная была всегда именно такой, какова есть в настоящее время и всегда будет такой; 3) вселенная состоит из тел и пустоты.

Эпикур признает, что тела состоят из атомов, которые неделимы и различаются по форме, величине и весу.

По Д., мир образуется вследствие взаимного «удара» и «отскакивания» атомов. Если следовать Д., безраздельное господство необходимости в мире атомов, будучи последовательно распространенным на атомы души, сделает невозможным допущение свободы воли человека. Эпикур наделяет атомы способностью самопроизвольного отклонения, которую он рассматривает по аналогии с внутренним волевым актом человека. Получается, что атомам присуща «свобода воли», к-рая и опред. «непременное отклонение». Поэтому атомы способны описывать разные кривые, начинают касаться и задевать друг друга, сплетаться и расплетаться, в результате чего и возникает мир.

Эпикур явились основой его атеистических взглядов. Страх перед богами и страх смерти - вот, по мнению Эпикура, главные препятствия достижения счастливого состояния человека.

 

9. Антропологический поворот в античной философии: софисты, Сократ.

Вершина развития античной греческой Ф.ии приходится приблизительно на время от второй половины V до конца IV в. до н.э. Происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях, возникает субъективистско-антропологическая тенденция в Ф.ии. Родоначальником этой тенденции являются софисты и Сократ. Начало в исследовании проблемы человека положили софисты Протагор(480-410 до н.э.), Горгий(480-380 до н.э.) и другие. Слово «софист»(от греч. «софия»-мудрость), первоначально означавшее «мудрец», со второй половины IV в. до н.э. становится кличкой, означавшей особый тип Ф.а-профессионала. Софисты способствовали развитию логического мышления, гибкости понятий, позволяющих соединить и даже отождествить как будто бы самые несовместимые вещи. Логическая доказуемость считалась у них основным свойством истины. Софисты считали, что доказать можно все, что угодно. Все, что требуется доказать в тех или иных обстоятельствах. «Познай самого себя» – этот призыв, помещенный у входа в храм Аполлона в Дельфах становится у софистов и Сократа ведущим содержанием всех их Ф.ских размышлений.

В Ф.ии софистов и Сократа человек становится единственным бытием. Человек только в себе самом может найти истину. Эта идея очень четко была сформулирована известным софистом Протагором: «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют». В воззрениях Протагора наиболее выразительно проявляется материалистическая ориентация старших софистов.

Материализм Протагора связан с атеизмом. Его трактат «О богах» начинается следующей мыслью: «О богах ничего не могу знать, ни что они существуют, ни что они не существуют, ни какое они имеют подобие». Согласно сохранившимся сведениям, Протагор был обвинен в безбожии и вынужден оставить Афины.

Софисты занимались также математикой, поэзией, музыкой, астрономией, способствовали формированию тогдашнего языкознания. Протагор, например, первым начал определять род имен существительных, разделил речь на четыре вида: просьбу, вопрос, ответ и предписание.

Одним из наиболее выдающихся Ф.ов античности был Сократ(469-399 до н.э.).

Софисты наряду со своими основными проблемами занимаются еще и физикой, астрономией, математикой и т.д. как близлежащими вопросами; а Сократ отвергает всю натурФ.ию, как «для человека излишнюю». В центр своих Ф.ских интересов он ставит проблему субъекта – человека, его отношение к общине, обществу, законам и не в последнюю очередь его отношение к богу или к богам..

В отличие от предшествовавших ему материалистов, которые искали ответы на вопросы, касающиеся человека, прежде всего в его отношении к природе и призывали "прислушиваться к природе", Сократ подчеркивал значение совести, "внутреннего голоса", который он называл даймонионом и который был гарантией постижения подлинной истины.

Даймонион, согласно Сократу, имеет божественное происхождение. Именно посредством этого "даймониона" боги выделяют человека и сообщают смысл всему мирозданию. Целью всего в мире, по Сократу, является человек.

Добродетели, т. е. познания того, что есть благо, могут, по Сократу, достичь лишь "благородные люди". В этом рассуждении четко проявляется классовый характер религиозно-этического учения Сократа. Добродетель, равно как и знания, согласно Сократу, является привилегией "неработающих".

Сократ никогда не считал себя «мудрым» (софос), но лишь Ф.ом, «любящим мудрость» (фило софия). Его изречение – «знаю, что ничего не знаю» – является объяснением необходимости более глубокого познания самого себя. Своим важнейшим призванием Сократ считал «воспитание людей», смысл которого он видел в дискуссиях и беседах, а не в систематическом изложении какой-то области знаний. Сократ распространял свои взгляды по преимуществу в разговорах и дискуссиях. В них же сформировался Ф.ский метод Сократа. Его целью было достичь истину обнаружением противоречий в утверждениях противника.

У Сократа встречается первая попытка классификации форм государства. Он называет такие основные государственные формы: монархия, тирания, аристократия, плутократий и демократия. Правильной и нравственной он считает только аристократию, которую характеризует как власть небольшого количества образованных и нрав­ственных людей.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 1104; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты