Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Общая характеристика эллинистической философии. Античный скептицизм и стоицизм.




Эпоха эллинизма – эпоха крушения полисной социальности. Социальная структура – полис, город-государство был ограничен, замкнут. Главная задача состояла в том, чтобы обеспечить политическую самостоятельность этой замкнутости. Главная задача полиса – воспитание лучших граждан для государства, обеспечение духовных запросов личности. Путь духовной жизни – это путь поиска, отрицания традиций, путь обновления. Античный полис разрушился. Теперь верховная власть принадлежала монарху. Начиная с Александра Македонского все полисы были объединены.

Наблюдается поиск путей духовного обновления. В эпоху эллинизма не создается ни одной принципиально новой системы, но крупные Ф.ы производят обоснование старых систем.

Эллинистический период длился от начала походов Александра Великого до овладения римлян Египтом. Перелом 4 и 3 вв. до н.э. является периодом, когда достигает кульминации кризис греческих свободных полисов.

Экономический и политический упадок Греции, закат роли полиса отражаются в греческой Ф.ии.

В этот период наиболее известными были следующие школы: эпикурейцы, скептики, стоики, неоплатоновцы.

Эпикур: «Проживи незаметно». На первый план выдвигается проблема личного счастья, тогда можно достигнуть атараксии (невозмутимости духа) – это естественное состояние человека, которое позволяет ему перенести удары судьбы. Эпикур предложил такой способ обоснования личного счастья: счастье – это удовольствие. У Эпикура мы встречаем новую систему обоснования человека – онтологическое обоснование свободы. Он считает, что никакая вера, никакая религия не даст человеку свободы. Не вера, а размышление – вот что освободит человека от предрассудков.

Скептицизм – направление в философии, возникшее под влиянием античной философии на основе идеи о текучести всего сущего («все течет, все меняется»). В частности Демокрит утверждал, что мёд ничуть не более сладок, чем горек, кроме того он постоянно меняется. Всякая вещь, с точки зрения скептиков, «есть это не в большей степени, чем-то». Скептики также отмечали разницу между чувственным восприятием и мышлением. Поэтому утверждать ничего в точности не имеет смысла. Лучше высказываться, например, так: «Мне кажется, что еда сладкая». Воздержание от категорических суждений приводит к невозмутимости – идеалу для мудреца.

Основателем скептицизма является Пиррон (360–270 до н. э.). На его воззрения сильное влияние оказал Демокрит, а также аскеты и сектанты, с которыми Пиррон имел дело в азиатском походе Александра Македонского. Одной из центральных идей философии Пиррона является стремление к безмятежности (атараксии). Пиррон не писал сочинений, а излагал свои идеи устно.

Стоики предлагают иную позицию. Это Ф.ия долга Ф.ия судьбы. Видные ее представители – Сенека, император Марк Аврелий. Позиции этой Ф.ии противоположны Эпикуру: доверься судьбе, покорного судьба ведет, а непокорного тащит.

Только философия способна научить человека сохранять самообладание и достоинство в трудной ситуации. Главным достоинством мудреца стоики считали свободу от власти внешнего мира. Мудрец – тот, кто не раб собственных страстей.

Ищут добродетели не ради счастья, а ради покоя и безмятежности, безразличия ко всему внешнему. Это безразличие – апатия (бесстрастие). Достигнуть внутреннего покоя и бесстрастия – научиться владеть собой, – т.е. определять свои поступки только разумом. Требования разума непреложны, ибо находятся в соответствии с природой. Природа для стоика – рок, или судьба: примирись с роком, не сопротивляйся ему – заповедь Сенеки. Следовать природе – счастье.

Неоплатонизм свидетельствовал о переходе к новой мировоззренческой эпохе. Он также опирался на предыдущую Ф.скую систему – Платона. Главный принцип неоплатонистической Ф.ии – принцип эманации (истечения), перехода от единого ко многому. Ступени этой эманации – единое-ум-душа. Единое истекает во множество, пронизывая его подобно тому, как луч света пронизывает темноту. Человеческая душа – частица космической души, и человек постигает Единое (или Бога) в экстатическом обращении к божественному Здесь налицо близость к христианству.

Итог эллинистических Ф.ских учений один – крушение культуры и Ф.ии, основанных на рационализме и рациональных правовых и онтологических системах, на личностных интуициях, обосновывающих единство и гармонию человека с природой и космосом. Вместе с крушением обозримого античного полиса разрушается уверенность в гражданской этике, опирающейся на доводы разума и рациональное воспитание граждан, и делаются попытки найти общемировой сверхчеловеческий абсолют, который мог бы соединить воедино распадающуюся социальность и осуществить так и не реализовавшуюся до конца у греков идею приведения мира из беспорядка в порядок.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 394; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты