КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Русский философский Ренессанс конца XIX-го начала XX-го века. Персонализм Н.А. Бердяева.На рубеже XIX – ХХ вв. в России наблюдался своеобразный религиозно-философский Ренессанс. Часть интеллигенции обратилась к философскому идеализму, а затем – и прямо к религии, другая часть к лит-ре.. Большое влияние на тех, кто обратился к философскому идеализму оказало творчество Ф. Достоевского и В. Соловьева, Ф. Ницше. Главными представителями рел-фил-го Ренессанса стали Бердяев, Булгаков, Франк, Струве, Розанов, Ильин, Мережковский, а также поэты-символисты А. Блок, А. Белый и др. Василий Розанов написал «Уединенное», «Опавшие листья» и др.. Излюбленная тема Розанова – половая любовь, взятая в соотнесении с культурой и, особенно, религией. Николай Бердяев утверждал абсолютную ценность свободы, которая не сотворена Богом. Он грезил об истинной религии Духа, в которой человек будет избавлен от давления внешнего авторитета, традиций, церковного быта и открыт для любви и творчества. Его важнейшая работы - «Смысл творчества», «Смысл истории», книга «Русская идея». Основная тема фил-ии С. Булгакова – оправдание мира перед Богом, утверждение христианской ценности земной жизни. Среди его известных сочинений – «Фил-ия хозяйства», «Свет Невечерний», трилогия «О Богочеловечестве». Иван Ильин критиковал тоталитаризм и его духовные истоки в русской и западной действительности. Его книги «Путь духовного обновления», «Путь к очевидности» и др. После революции 1917 г. и прихода к власти коммунистов представители русской религиозной фил-ии оказались лишними в собственной стране. Во время ссылки за революционную деятельность Бердяев перешёл от марксизма («Маркса я считал гениальным человеком и считаю сейчас», — писал он позднее в «Самопознании») к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма. В своих работах Бердяев охватывает и сопоставляет мировые философские и религиозные учения и направления: греческую, буддийскую и индийскую философию, каббалу, неоплатонизм, гностицизм, мистицизм, космизм, антропософию, теософию и др. У Бердяева ключевая роль принадлежала свободе и творчеству («Философия свободы» и «Смысл творчества»): единственный источник творчества — свобода. В дальнейшем Бердяев ввел и развил важные для него понятия: царство духа,царство природы, объективация — невозможность преодолеть рабские оковы царства природы, трансцендирование — творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия. Но в любом случае внутренней основой бердяевской философии являются свобода и творчество. Свобода определяет царство духа. Дуализм в его метафизике — это Бог и свобода. Свобода угодна Богу, но в то же время она — не от Бога. Существует «первичная», «несотворённая» свобода, над которой Бог не властен. Эта же свобода, нарушая «божественную иерархию бытия», порождает зло. Тема свободы, по Бердяеву, важнейшая в христианстве — «религии свободы». Иррациональная, «темная» свобода преображается Божественной любовью, жертвой Христа «изнутри», «без насилия над ней», «не отвергая мира свободы». Богочеловеческие отношения неразрывно связаны с проблемой свободы: человеческая свобода имеет абсолютное значение, судьбы свободы в истории — это не только человеческая, но и божественная трагедия. Судьба «свободного человека» во времени и истории трагична.
|