КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философия украинской диаспоры (В. Винниченко, В. Липинский, Д. Донцов).Владимир Винниченко. Создал «философию счастья», или «конкордизм», которая понимает под счастьем состояние внутренней гармонии, следующее за достижением равновесия между жизненными ценностями, предполагающем согласованность между разными сферами бытия, между индивидуальным и коллективным. В философии Винниченко аккумулируется проблематика всей украинской философии, в ней находят отголоски идеи Г Сковороды и П. Юркевича, Н.В. Гоголя и И. Франко, М Драгоманова и Т. Шевченко. «Философия счастья» размышляет о счастье человека и человечества, о том самом главном, ради чего человечество и существует. По решению Винниченко национального вопроса, он отстаивал национальную независимость Украины, ее демократическое развитие, осуждал любые формы насильственной централизации, господства одного народа над другим. Начиная осознавать себя, свое достоинство, украинская нация, "которая была стерта с географических карт, из учебников истории, по литературе всего мира, даже из своей собственной сознания", пробуждается, преодолевая в себе "приглушенный, запуганный и замученный инстинкт .. . " . Отмечал, что Человек , что имеет живой, свежий, здоровый инстинкт жизни, должен любить все, что дает ей это жизнь, что сохраняет его, восстанавливающий укрепляет жизненные его силы. Поэтому человек любит самую здоровую, свежую эпоху своего существования, - детство, юношество ... И непобедимая, благодарна, немного даже мистическая через свою непобедимость и неразгаданостью любовь живет в душе человека ко всему, среди чего происходила лучшая сутки ее существования ... Поэтому национальное сознание и любовь к своей нации не знает ни классов, ни партий, ни возраста, ни пола ". Вячеслав Липинский. В своих взглядах В. Липинский прошел путь от демократизма к сторонника, идеолога консервативно-монархического строя. Центральные темы его творчества включали, в основном, национальные, государственно вопрос. В взаимоотношении этих вопросов, в их значимости он на первое место ставил проблему государства, именно через решение государственно проблем возможно решение проблем нации. Отстаивая идею единства, гармонизации общественных отношений, предпочитая творческим силам над революционными, разрушительными, Липинский, в противовес как интернационалистам - социалистам, так и национал-социалистам, рассматривал нацию как единство всех жителей данной земли и всех граждан данного государства, всех племен, языков, вер, "объединенных одним духом, христианским". Нация - это прежде всего единство духовное, культурно-историческая. Итак, по Липинскому, подлинным выразителем нации должен быть "политический", а не "этнический" Украинский гражданин Украины, украинского государства. Нация должна рождаться от государства, от единства территориально-политической, а не наоборот. Именно государственность, единство государственно-творческих сил способствуют становлению нации, ее единства. "Осужденный на смерть, - писал он, - есть такие нации, которых идея государственная скрывается исключительно в книгах". Дмитрий Донцов. Идеолог украинского национализма. Его мировоззренческая позиция очень близка к основной идее Ф. Ницше - идеи свободы, которая толковалась иррационалистической. Воля нации к жизни, к власти, к экспансии была основой национальной идеологии Донцова. Нация, для Донцова, является самодостаточной ценностью. Государство должно стать основным гарантом, защитой нации, и в противовес Липинскому он считал, что нация создает государство, а не наоборот, шел "через нацию к государству", нация является единственным субъектом истории и культуры.
52. Основные особенности русской философии. «Философия Всеединства» В.С. Соловьева. Особенности русской истории обусловили своеобразие русской философии, ее характерные черты: - склонность к онтологизму (интерес к проблемам бытия) при ограниченном интересе к вопросам теории познания; - антропоцентризм; - историософичность (обращение к вопросам о “смысле” истории); - эсхатологичность (размышления о конце истории,апокалиптическая тема); -мессианство (рассуждения об особой роли России в мировом культурном процессе, ее всемирно-исторической миссии); -соборность; -неразрывность теории и практики (установка на воплощение в жизни исповедуемых идей). В качестве особенностей русской философской мысли можно назвать ее органическую связь с художественной литературой (философичность творчества А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, русской поэзии), а также наличие в философии значительной доли устного творчества (беседы, философские споры, выступления, проповеди, деятельность литературно-философских салонов и кружков). Также разделение философских взглядов славянофилы и западники: Сущность славянофильства определялась идеей “несхожести” культур и исторического развития России и Запада, самобытности русского духовно-исторического процесса. Основные идеи славянофилов: признание мессианской сущности России, ее особого культурно-исторического предназначения; ориентация на учение православной церкви и идеалы народа. Большое внимание уделялось вопросам гносеологическим и религиозным. В теории познания славянофилы критиковали односторонность умозрительного и эмпирического методов, утверждая иррационалистические способы познания (откровение, интуиция). Для познания мира необходима не только наука, но также религия и поэзия. Своеобразие философии славянофилов можно показать на примере антитезы с западниками (Т.Н.Грановский, В.П.Боткин, К.Д.Кавелин А.И.Герцен, В.Г.Белинский, и др.). В 30-40-е гг. вступив в полемику со славянофилами об историческом своеобразии России и Западной Европы, западники отстаивали развитие России по европейскому образцу, приобщение русского народа к общему прогрессу человечества путем науки и разума. Во многих пунктах учения обоих направлений совершенно сходятся, поэтому существует объективная трудность разграничения славянофильства и западничества. Между ними есть одно серьезное различие – отношение к религии, понимание веры. Религиозный интерес, вера как источник знания связывает всех славянофилов в единое направление. Западники же или отождествляют религию с суеверием, или просто не придают ей большого значения, единственным источником знания признавая разум и науку. В.С Соловьев (1853 - 1900) – крупнейший русский философ, заложивший основы русской религиозной философии. Он пытался создать целостную мировозренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировозрения по Соловьеву, должно стать христианство. Особенность подхода Соловьева в том, что он ратовал за объединение всех христианских конфессий (православия, католицизма и протестантизма). Другая его особенность в том, что он пытался включить в христианское мировозрение новейшее достижение естествознания, истории и философии, создать синтез религии и науки. В гносеологическом аспекте принцип всеединства реализуется через концепцию цельного знания, представляющего собой неразрывную взаимосвязь трех разновидностей этого знания: эмпирического (научного), рационального (философского) и мистического (созерцательно-религиозного). В качестве основопологающего принципа цельное знание предполагает в существование абсолютного начала – Бога. Эмпир знание раскрывает внешнюю сторону явлений, рациональное – особенности мышления. Однако истина постигается через непосредственное созерцание, интуицию. Идеальное общество мыслилось Соловьевым как всеобъемлющая церковно-государственная организация, синтез вселенской церкви и всемирной монархии под эгидой католического Рима.
|