Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Философия в Украине XIX - начала ХХ столетия. Философское мировоззрение Т.Г. Шевченко, Н.И. Костомарова, П.А. Кулиша, П. Юркевича, А. Потебни.




Кирилло-Мифодиевское братство было создано в Киеве в 1845г. В политической программе общества провозглашалась борьба за социальное и национальное освобождение народов, в том числе и украинского. Члены братства одним из главных направлений своей деятельности видели борьбу против крепостничества.

Всех членов братства объединяла общность философско-мировоззренческих принципов, которые основывались на усилиях, направленных на воссоздание образа Украины и украинского народа осознания его места в мире особенностей, которые определяют специфику украинского народного духа.

Костомаров Николай (1817-1885) является автором главного идеологического документа братства «Книги бытия украинского народа». Способствовал изданию укр. журналу "Основа". Это сочинение содержит образ историко-философской концепции, которая получила научное, теоретическое и поэтическое обоснование в дальнейшем творчестве Костомарова и др. членов братства. В центре концепции проблема «Украина и мир», которая получает свое обоснование на основе традиций романтизма того времени, соединенного с идеями христианской философии, которая издавна определяла направление украинской культуры.

В центре историко-философских взглядов Костомарова - убеждение в том, что главное содержание и направление исторического процесса определяет народ. История народа должна направляться к познанию «народного духа», который является первоосновою исторического развития. На этой почве Костомаров основывает школу, которая в основу исторических явления ставила психологию народа, в фундамент изучения этих явлений – этнографию. Он осуществляет средствами исторической этнографической науки обоснование взгляда на Украину, ее судьбу и историческое призвание.

Кулиш Пантелеймон (1819-1897) – писатель, историк, этнограф, лит.критик, издатель, публицист, культурно-просвет. деятель, автор 1-го романа-хроники на укр.яз. "Чорна рада" (1857). Миссию всей своей жизни видел в подведении украинского народа к национальному самосознанию, превращению его с нации этнографической в нацию политическую. В основе философского мировоззрения Кулиша характерный для традиции украинской духовной культуры взгляд на двоякую сущность человека и мира: наличие внутреннего сущностного начала и внешнего, которое противостоит ему. Человек представляется как центр постоянной борьбы, которую ведет между собой «Человек внутренний» и «глубина душевная» и «внешнее».

Шевченко (1814-1816). Его философское мировосприятие принадлежит к тому ряду, который в украинской духовной традиции можно охарактеризовать как «философию трагедий». Мир Украины для Шевченко создают 2 основных компонента – это мир украинского села и мир казачества. Если мир казачества обобщает украинское прошлое, то мир села – это прежде всего, мир идеала, который воссоздает модель Украины как идеальной целостности. Ощущение злой доли, нависшей над Украиной – одна из основных тем творчества Шевченко. Идея преображения Украины в творчестве Шевченко переносится в будущее. Именно в роли поэта- пророка и приняла Шевченко украинская общественная мысль.

Значний вплив на розвиток філософії в Україні мала творчість українського вченого зі світовим їм ям, визнаного фахівця в галузі загального мовознавства, фонетики, граматики, семантики, етимології, діалектології, теорії словесності, фольклору, етнографії О.П.Потебні (1835-1891). О. Потебня першим із українських філософів дав глибокий і всебічний аналіз проблеми взаємозв'язку мови і мислення. Він показав, що мислення формується за допомогою мови, на її основі, розкрив зв'язок мови не тільки з мисленням, а й з психікою в цілому. Потебня став засновником "психологічного напрямку" у вітчизняному мовознавстві.

Одним із визначних українських філософів минулого століття був П.Д. Юркевич (1827-1874). П.Юркевич як філософ за вічно змінними явищами природи, які сприймаються нашими органами чуття, намагався (в дусі платонізму) знайти незмінну ідею об'єкта; в цій ідеї мислення і буття тотожні. Істина відкривається не тільки мисленням, а й "серцем", оскільки пошук істини пов'язаний з релігійними і моральними прагненнями людини.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 248; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты